Асцитокорригирующие операции.
Исходя из концепции портально-лимфатической гипертензии (Д.Л. Пиковский, Б.В. Алексеев,1982), патогенетически обоснованным способом коррекции асцитического синдрома является один из вариантов операции, которая бы привела к улучшению лимфатического оттока от печени. Одним из способов коррекции несостоятельного печёночного лимфооттока, обусловленного постсинусоидальной внутрипечёночной блокадой, развивающейся при ЦП, является наружное дренирование грудного лимфатического протока на шее.
Операция выполняется под местным обезболиванием с применением медикаментозной седации. Поперечным разрезом параллельно и на 1см выше левой ключицы рассекаются кожа, клетчатка, поверхностная фасция, m.platysma, тупо раздвигаются ножки m.sternoclaidomastoideus, из сосудисто-нервного пучка (n.vagus, a.carotis communis, v.jugularis interna) выделяется и берётся на турникет левая внутренняя яремная вена. Затем в жировой клетчатке, расположенной в области венозного угла, который формирует яремная и подключичная вены, отыскивают терминальный отдел ГЛП. При наличии портально-лимфатической гипертензии его ствол (или стволы) расширены до 5-8 мм и более. Варианты анатомического строения терминального отдела ГЛП весьма многочисленны.
Выделяют моно-би-три- и т.д. — магистральный тип, дельтовидный, древовидный, рассыпной. Типичным является наличие одного основного ствола, в который впадают притоки, собирающие лимфу от правой половины шеи, головы, руки. Месторасположение устья ГЛП также подвержено нестабильности. Чаще всего проток впадает в венозную систему большого круга непосредственно в зоне венозного угла по его задней поверхности. Отпрепарировав терминальный отдел ГЛП, его также «подтягивают» турникетом-лигатурой. Временное пережатие просвета протока с прекращением лимфотока упрощает манипуляции. По передней стенке вскрывают просвет ГЛП, из которого под давлением струйно начинает истекать лимфа. В этот момент легко определить параметры центральной лимфодинамики. Возможен не только подсчёт дебита лимфы и её качественных характеристик, но и измерение давления, которое при синдроме портально-лимфатической гипертензии коррелирует с венозным давлением в системе воротной вены. В имеющееся отверстие проводится тонкая дренажная трубка на глубину 5-10мм, которая фиксируется кисетным швом атравматической нитью 5-8/0. Дренаж выводится из раны через контрапертуру, фиксируется к коже. Рана послойно ушивается. Таким способом достигается максимальная декомпрессия лимфатической системы, что должно приводить к значительному улучшению функционального состояния печени и постепенному купированию асцитического синдрома. Операция не лишена недостатков. С одним из них — невосполнимой потерей лимфы, научились бороться посредством метода лимфосорбции (-фильтрации). Очищенную лимфу частично или полностью возвращают в венозное русло. Однако в сегодняшних экономических условиях далеко не каждое лечебное учреждение России, обладающее возможностями и опытом операций на ГЛП, может позволить себе такую «роскошь», так как методика не только сложна технологически, но и достаточно дорогостояща. Другой недостаток — чрезмерно быстрая декомпрессия печёночной паренхимы может привести к совершенно нежелательному эффекту — развитию и прогрессированию острой печёночной недостаточности. Поэтому очень важно корригировать ситуацию и при необходимости ограничивать дебит лимфы по дренажу (временное пережатие, подъём уровня дистального конца трубки). Но нельзя нивелировать следующий недостаток — эффективность операции ограничена временем стояния дренажа, которое не может быть очень длительным, чаще всего оно ограничивается каким-то этапом (3-7сут), на котором решаются «острые» задачи по купированию напряжённого асцита, пищеводно-желудочного кровотечения, прогрессирующего холестаза. Кроме того, завершение дренирования при наличии лимфатической гипертензии требует обязательного оперативного закрытия дефекта стенки протока после удаления дренажной трубки, иначе развивается неуправляемая лимфоррея и больной постепенно впадает в состояние необратимой печёночно-клеточной комы.
Гораздо более привлекательным выглядит вариант внутренней декомпрессии грудного протока посредством формирования лимфовенозного анастомоза между терминальным отделом ГЛП и левой внутренней яремной веной. Методы наружного и внутреннего дренирования не только не взаимоисключаемы, но применимы последовательно совместно. Например, при наличии высокотоксичной лимфы, которая имеется у больных с тяжёлой гепатаргией, внутреннее дренирование не показано. Увеличение сброса токсических продуктов в центральный кровоток может привести к непоправимым последствиям для пациента. Однако по мере снижения показателей токсичности лимфы (уменьшение содержания молекул билирубина, аммиака, молекул средней массы, нормализация парамецийного теста) противопоказания к выполнению ЛВА исчезают. Поэтому логическим завершением первого этапа хирургической коррекции — наружного дренирования грудного протока, является внутреннее дренирование посредством наложения лимфовенозного соустья. Техника операции на этапах доступа и препаровки сосудов не отличается от уже изложенной выше при наружном дренировании. Затем сегмент вены, в области впадения её в v.subclavia, на протяжении 3-4см пережимается сосудистыми зажимами. Вскрывается просвет вены, по длине соответствующий разрезу на грудном протоке и наиболее приближённый к нему для удобства формирования соустья. Анастомоз формируется атравматической нерассасывающейся нитью (или нитью, обладающей длительным периодом «биодеградации») 5-6/0 (пролен, полисорб, викрил). Стандартным вариантом ЛВА считается латеро-латеральный.
Реже используются другие способы (из них чаще других термино-латеральный, то есть конец пересечённого ГЛП в бок яремной вены). После снятия зажимов с венозного ствола контролируется герметичность сформированного соустья (контроль гемолимфостаза). При достижении его операция заканчивается ушиванием операционной раны. Технически ЛВА, как видно из описания хода операций, сложнее наружного дренирования, но не настолько, чтобы это являлось серьёзным препятствием для хирурга, имеющего достаточный опыт в хирургии грудного протока. Преимуществом внутреннего дренирования является одноэтапность, закрытость (асептика), несопоставимая по длительности патогенетическая эффективность.
Результаты использования ЛВА в лечении асцитического синдрома зависят напрямую от правильно обоснованных показаний к его выполнению. При отборе-дифференциации пациентов, страдающих ЦП, которым предполагается операция на ГЛП, необходимо выявить прямые или косвенные признаки СПЛГ. Доказано, что в терминальной фазе ЦП (морфологически соответствующей атрофии паренхимы, клинически — «сморщенная», маленькая печень) лимфатический компонент гипертензии уже отсутствует, таким образом, наложение ЛВА бесперспективно. В установлении показаний определяющее значение имеет не только общеклиническое, но и комплексное лабораторно-инструментальное (включая комплексное УЗИ с дуплексным цветным картированием, прямую визуализацию при лапароскопии с последующим морфологическим исследованием биоптата из паренхимы печени). Технически правильно выполненная операция внутреннего декомпрессионного дренирования ГЛП по правильным показаниям у больных ЦП, осложнённым асцитом, является эффективным способом хирургической коррекции данной патологии. Сочетание её с консервативными способами лечения асцита, правильное планирование этапов последовательного хирургического лечения в зависимости от изменения клинической ситуации является задачей сложной, требующей высокой врачебной квалификации, взаимодействия различных (хирург, инфекционист, гастроэнтеролог) специалистов и индивидуального подхода в составлении тактических схем лечения каждого конкретного пациента.