Сексуальные функциональные нарушения
Что считать функциональным сексуальным нарушением, зависит от принятых в данной культуре ожиданий. Во времена, когда считалось, что у “порядочной” женщины сексуальность практически отсутствует, как это, например, было принято в викторианской Англии, ни женщинам, ни мужчинам не приходилось проявлять беспокойство по поводу аноргазмии (неспособности испытывать оргазм) у женщины. Просто считалось, что у женщин так и должно быть. На преждевременное семяизвержение у мужчин также обращали внимание только тогда, когда оно возникало либо перед началом, либо непосредственно после начала полового акта. Американский сексопатолог Кинси (Kinsey) считал преждевременное семяизвержение вполне нормальным. Более того, преждевременная эякуляция определяется в американской литературе отчасти как обусловленная женщиной: преждевременная эякуляция происходит, в соответствии с этим, тогда, когда мужчина не может контролировать свой эякуляторный рефлекс до того момента, когда женщина достигнет оргазма. Такое определение столь же бесполезно, как и такое, которое вообще не учитывает последствия для женщины.
Умение мужчины контролировать свой эякуляторный рефлекс, чему, как известно, можно научиться благодаря упражнениям, позитивно оценивается не только в США и “просвещенной” части Европы. У некоторых восточных народов этому также придается большое значение. Контроль мужчиной своего эякуляторного рефлекса следует однако отличать от простой неспособности к эйякуляции.
Женщине с замедленным оргазмом вначале хотя и нравится, что партнер “может долго”, однако вскоре она замечает, что мужчина отнюдь не владеет собой, а просто не может по-другому. Он, например, не может достигнуть оргазма даже тогда, когда женщина его уже испытала. Может так случиться, что в результате этого мужчина в дальнейшем будет гораздо слабее возбуждать свою партнершу, чем если бы, он только контролировал рефлекс эякуляции. Некоторые женщины воспринимают сознательный контроль эякуляции как искусственный, и это им мешает. Им больше нравится продолжительная прелюдия, хотя и в ней, конечно, тоже можно увидеть что-то искусственное. Таким женщинам нравиться нежность предварительных ласк, однако им бы хотелось, чтобы мужчина снял свой контроль, когда дело дойдет до самого полового акта. Другие же женщины, напротив, испытывают особое наслаждение, когда мужчина в состоянии в течение длительного времени затягивать коитус, особенно тогда, когда они видят, что мужчине это самому нравится.
Субъективные установки играют большую роль также и при оценке оргазма у женщин. В то время, как в прежние времена оргазм у женщины считался не столь важным или даже нежелательным, как это еще сегодня, видимо, принято в некоторых восточных странах, многие современные женщины убеждены в своем праве на оргазм, который мужчина должен им обеспечить. Другие женщины отстаивают право на оргазм, которого они добиваются сами, пусть даже будучи вместе с мужчиной. Опять же есть также и такие женщины, которые переживают оргазм действительно как нечто-то не столь важное, и им мешает, если мужчина обязательно хочет им его “сделать”.
К какому типу оргазма больше всего предрасположена женщина - к клиторальному или вагинальному - явно зависит от конституциональных особенностей. Представление З. Фрейда о том, что только вагинальный оргазм является по-настоящему зрелым, сегодня не может считаться абсолютно верным. Некоторое время даже говорили, что вагинального оргазма вообще не существует. Его, мол, просто выдумали мужчины. Фактически же вагинальные оргазмы существуют и переживаются женщинами иначе, чем клиторальные. Депрессивные женщины, которые стремятся сильно привязать себя к своему партнеру, склонны к вагинальному оргазму. Причем переживать его они могут только тогда, когда они уверены в прочности и надежности своих отношений. Эти женщины проявляют определенную пассивность и в остальном. Они больше настроены на получение, чем на активную деятельность. Женщины, которые в своей жизни очень активны, склонны, по-видимому, скорее к клиторальному оргазму. Некоторые женщины воспринимают как подтверждение своей женской природы, если мужчина специально стимулирует их клитор. Другие относятся к этому, как к чему-то искусственному и механическому или же, наоборот, предъявляют высокие требования к тому, как мужчина это должен делать.
В целом складывается впечатление, что сексуальные проявления у женщин легче подвержены нарушениям, чем у мужчин. Эрогенные зоны у женщин располагаются не только в области вторичных половых признаков, но и на многих участках в области гениталий: на клиторе, на малых (а также на больших) половых губах, во влагалище, в области с определенностью еще не доказанной и, очевидно, не у всех женщин активной так называемой “зоны G”, а также на вдающейся во влагалище части матки, которую толкает пенис во время полового акта.
Сексуальные функциональные нарушения часто связаны со страхом и агрессией. Понятно, что страх может сдерживать сексуальность. У большинства людей сексуальность в полной мере может переживаться только в условиях полной надежности и безопасности. Есть также, правда, и такие люди, которых особо возбуждает ситуация, когда их могут застать во время полового акта. В большинстве случаев это связано с определенными желаниями и переживаниями в детстве, рассмотрение которых завело бы нас здесь слишком далеко. Агрессия, видимо, в меньшей степени ограничивает сексуальность у мужчин, чем у женщин. Мужчина может изнасиловать ненавистную ему женщину. При семейных ссорах гораздо чаще встречается, что муж несмотря ни на что хочет свою жену. У женщин это бывает значительно реже. Вероятно, в подобных ситуациях женщинам кажется, что муж что-то с ними делает, и если они совершают с ним половое сношение, они как бы ему предоставлены. Возможно, это различие также связано в определенной степени с тем, что мужчины скорее склонны отделять сексуальность от отношений, чем женщины. Наконец, может быть и так, что мужчины опасаются прослыть в глазах женщин “тряпкой”, если они не в состоянии доказывать свою потенцию во всякой ситуации. Сознательный отказ от сексуальности у женщин (в том числе и тогда, когда они испытывают свои сексуальные потребности), по моим наблюдениям, чаще встречается в Германии, чем, например, в Англии, где при посещении крупного психотерапевтического центра в Лондоне, Tavistock-Klinic, мне бросилось в глаза, что мужчины там гораздо чаще, чем в Германии, устраивают “сексуальные забастовки”.
Бессознательная агрессия может точно так же нарушать сексуальный процесс, как и сознательная. Муж может бессознательно опасаться поранить свою жену во время полового акта. Но он может также опасаться, что жена поранит его во время полового акта. У некоторых мужчин возникают бессознательные фантазии, будто во влагалище есть зубы. Для женщин характерны те же самые явления. Они тоже могут бояться пораниться или поранить партнера.
Конечно, многие сексуальные нарушения обусловлены недостаточной информированностью. Многие мужчины не знают, что увлажнение влагалища у женщин функционально соответствует мужской эрекции. Однако некоторые мужчины, которые об этом знают, считают, что женщина всегда после того, как ее влагалище начинает увлажняться, уже готова к половому акту, что опять же неправильно. Женщины с поздним оргазмом часто болезненно реагируют, если мужчина после своего оргазма не продолжает половой акт. Им кажется тогда, что их партнер невнимателен к ним, поскольку они не знают, что после оргазма у мужчины рефлекторно наступает торможение, которое делает дальнейшее продолжение движений коитуса неприятным вплоть до появления болезненных ощущений. У женщин такого торможения нет. Многие женщины могут после первого оргазма испытывать второй или даже серию оргазмов, если возбуждение продолжается.
Многие знают, что, если однажды во время полового акта не все протекало лучшим образом, может возникнуть сдерживающий сексуальность страх оказаться несостоятельным. Особенно это характерно для мужчин, но свойственно также и женщинам. То, что они это знают, еще не означает, что они могут с этим справляться - прежде всего тогда, когда они воспринимают свою собственную “осечку” как что-то обидное и поэтому приписывают такое же отношение партнеру. В целом мужчины чаще опасаются своей “осечки” во время полового акта, чем женщины.
Многим людям очень непросто решиться обратиться за помощью в решении своих сексуальных проблем. И это особенно жалко, так как для многих людей сексуальность представляет существенную часть их счастья в жизни. Не обязательно искать психотерапевта, который специализируется только на психотерапии сексуальных расстройств. Некоторые из таких специалистов по сексуальным расстройствам добиваются хороших результатов только тогда, когда между партнерами хорошие отношения. При консультировании у психотерапевта, специализирующегося по сексуальным расстройствам, происходит своеобразный самоотбор. В большинстве случаев пациентки и пациенты уже предполагают, что их проблемы связаны не только с их отношениями между собой, в том виде как они оба их сформировали. Они догадываются, что немалую роль играют также события прошлого времени, а отчасти также и наследственные, конституциональные факторы. Однако большая часть сексуальных проблем все же является выражением нарушения отношений партнеров между собой или вообще отношения одного или обоих партнеров к противоположному полу в целом. Здесь в основном требуется более широкая психотерапия.
Гомосексуализм
Вопрос о возникновении сексуальной ориентации сегодня представляется все еще спорным. Дискутируется значение роли генетических факторов, определенных влияний во время беременности и воздействия окружающей среды. Точка зрения, что окружающая среда играет при этом большую роль, кажется маловероятной уже потому, что гомосексуализм встречается у представителей самых разных культур. Наследственно-генетическое влияние нельзя аргументировано доказать, потому, что гомосексуальность обычно не передается непосредственно по наследству, поскольку гомосексуальные мужчины и женщины в большинстве случаев не имеют детей. Многие гомосексуальные женщины идут также на половой акт с мужчиной, чтобы забеременеть и родить ребенка. Нередко поэтому они вступают в брак с мужчиной. То же можно сказать и о мужчинах, которые имеют преимущественно гомосексуальную ориентацию, однако в состоянии все же совершить половой акт с женщиной.
Воздействия окружающей среды, которые влияют на психическое развитие ребенка, наряду с соматическими факторами могут включать в себя дополнительные аспекты. Особенности взаимоотношений в семье, которые часто можно проследить в детстве гомосексуальных мужчин (далекий отец, тесная связь с матерью в случае так называемой ядерной гомосексуальности; плохие отношения с матерью с вытекающим из этого страхом перед женщинами, лучшие отношения с отцом в случае гомосексуальности по принципу избегания), могут быть также как-то связаны с сексуальной ориентацией, которую привносит ребенок и которая выражается в отношениях детей к родителям.
Гомосексуальность не возникает путем совращения. Совращение может, разве что, позволить проявиться уже существующей предрасположенности. Гомосексуальное насилие над детьми наносит такую же травму, как и гетеросексуальное насилие. Начиная с какого возраста здесь уже можно не опасаться вреда, является весьма спорным. По немецким законам, гомосексуальные действия между взрослыми мужчинами и подростками до 18 лет запрещены. Отношение общества к гомосексуальности изменялось в различные эпохи в различных культурах. В западном мире к гомосексуализму проявляют больше терпимости, чем еще тридцать-сорок лет тому назад, хотя в связи с появлением СПИДа и характерно некоторое отступление. Психотерапия едва ли что-то может изменить в сексуальной ориентации. Однако она может помочь легче переживать связанные с этим социальные проблемы и лучше с ними справляться.
Бисексуальность
Между полюсами гетеро- и гомосексуальности возможны различные промежуточные ступени. Бисексуальность означает, что гомо- и гетеросексуальные составляющие личности приблизительно уравновешивают друг друга. В реальной жизни бисексуальность практикуется сравнительно редко. Это связано, очевидно, с тем, что бисексуальность вызывает конфликты идентификации в женской и мужской ролевых моделях, что тяжело вынести. Поэтому у гетеросексуалов с большой долей гомосексуальности и у гомосексуалов с большой долей гетеросексуальности соответствующая менее сильно представленная составляющая часто вытесняется. Гетеросексуалы на границе гомосексуальности часто борются с гомосексуалистами, как если бы они боролись с гомосексуальностью в себе самих. В соответствии с этим, гомосексуалы также подавляют свои гетеросексуальные составляющие личности. Правда, гомосексуалы с сильно выраженным гетеросексуальным компонентом часто выбирают иное решение. Они подавляют гомосексуальность и удовольствуются гетеросексуальной жизнью, что в плане возможных сексуальных удовольствий дает значительно меньше, чем если бы они могли вести гомосексуальную жизнь.
Сомерсет Моэм, писатель-гомосексуалист, как-то сказал: “Ошибкой моей жизни было то, что я думал, будто на две трети я гетеросексуал. В действительности же на две трети я гомосексуал. К сожалению, заметил я это слишком поздно”.
Садизм
Садистические фантазии о мучениях (например, в форме заковывания в кандалы или избиения) встречаются чаще, чем они осуществляются в действительной жизни. У мужчин они бывают пожалуй, чаще, чем у женщин. Социальные последствия при неотреагированном, неперижитом садизме в некоторых случаях могут быть более неблагоприятными, чем тогда, когда садизм переживается с готовым к этому партнером или партнершей по заранее оговоренному плану, так как вытесненные садистические желания накапливаются, “образуют затор” в эмоциональных переживаниях и влияют тем самым на отношения между партнерами. Отношения между ними становятся мучительно невыносимыми, причем в основном не столько прямо из-за физической боли, сколько психическим путем. Удовольствие от причинения психических страданий другим людям может также появляться и без того, что перед этим возникают фантазии о физических муках на теле человека. Такие фантазии можно однако зачастую доказать в ходе психотерапевтического лечения. Люди с садистскими наклонностями, привыкшие к садистическим отношениям с другими людьми, часто жестко ориентированы именно на такие формы отношений и плохо себе представляют, что отношения могут протекать совершенно по-иному. Задачей психотерапии в данном случае может быть помощь людям в поиске других форм межличностных отношений. Это достигается, например, в обстановке психической интимности групповой психотерапии. В индивидуальной психотерапии пациентам часто легко удается трансформировать психотерапевтические рабочие отношения между пациентом и психотерапевтом (так называемый рабочий альянс) в садо-мазохистские, по меньшей мере, в своем воображении.
Успех в лечении садистических извращений наблюдается не часто, однако все же, пожалуй, чаще чем при мазохистических извращениях. Если индивидуальные предпосылки в целом благоприятны, следует попробовать использовать психотерапию. Как и в случае других психических феноменов здесь также бывают переходы к норме. О необходимости лечения извращения приходится однако говорить всегда, когда половой акт возможен только при условии, что партнер подвергается истязаниям перед началом или в процессе полового акта.
Мазохизм
Для мазохистического извращения в принципе характерно то же, что и для садистического. Оно сильнее воздействует на взаимоотношения с другими людьми, если мазохистические желания не имеют возможности быть осуществленными на практике с согласным на это партнером по заранее оговоренному сценарию, а, напротив, застаиваются и скапливаются. Так же, как и при садизме, встречается своеобразный мазохистический стиль поведения без манифестных (явно проявляющихся) мазохистических фантазий, связанных с физическими страданиями на теле, и без немедленного быстрого получения удовольствия в связи с этим. В этих случаях говорят о мазохистическом характере или о моральном мазохизме. Подобно садизму, при мазохизме возможны промежуточные состояния и переходы к норме. Об извращении можно всегда говорить в тех случаях, когда половой акт удается провести лишь при условии, что до или во время его человек испытывает страдания, подвергаясь мазохистическим действиям.
Люди с мазохистическим формами поведения, как правило, узко ориентированы только на эту форму отношений и с трудом могут себе представить, что существуют другие формы отношений. Индивидуальную терапию они нередко превращают в садо-мазохистские отношения, часто путем того, что они порвоцируют терапевта на агрессию, или же интерпретируя любое действие терапевта как садистический акт. В обстановке психической интимности групповой психотерапии им могут стать доступными другие формы отношений с людьми. Прогноз психотерапии при мазохизме представляется еще более пессимистичным, чем при садизме. Наоборот, при так называемом мазохистическом характере или при моральном мазохизме прогноз хотя и не очень благоприятен, но все же более обнадеживающий.
Фетишизм
Фетишизм - это относительно безобидное извращение, которое встречается почти исключительно у мужчин. Его можно считать болезнью, если мастурбация с использованием фетиша (в основном какого-то элемента одежды женщины) предпочитается половому акту. От фетишизма следует отличать так называемый кросс-дрессинг (cross-dressing), встречающийся как у мужчин, так и у женщин. Он выражается в том, что сексуальное возбуждение наступает тогда, когда на человека одета одежда противоположного пола. Еще одна группа нарушений - это транссексуалы, которые хотят жить, как представители другого пола и часто настаивают на операции, которая бы соответствующим образом изменила их тело.
Эксгибиционизм
Эксгибиционизм считается извращением только у мужчин. Эксгибиционисты показывают свои обнаженные гениталии женщинам или девочкам в общественных местах, на улицах или площадях. Как правило, эти женщины им незнакомы. Поскольку эксгибиционистам доставляет наслаждение испуг женщины, это извращение родственно садизму. Многие эксгибиционисты женаты и ведут нормальную половую жизнь, однако она дает им меньше удовлетворения, чем эксгибиционизм. Мужчины часто мастурбируют во время эксгибиционистского акта, или вспоминая о нем. Скорее всего, маловероятно, что встретившие эксгибициониста женщины долго страдают от пережитого. Большинство воспринимает акт эксгибиционизма не более как только грубую и неприятную выходку. Но поскольку эксгибиционисты насильственно попирают права женщины как личности, вполне оправданно, что эксгибиционизм преследуется по закону. Есть и такие формы эксгибиционизма среди мужчин и женщин, которые считаются социально приемлемыми. Мужчины могут носить одежду, которая подчеркивает гениталии и не требует вмешательства полиции. Женщины могут оставлять обнаженной большую часть своего тела не только на пляже, но и по различным торжественным случаям. Возможно, именно садистический компонент делает столь проблематичным выставление напоказ мужских гениталий.
Как и в случае других извращений, полное излечение при эксгибиционизме достигается редко. Однако психотерапия может настолько уменьшить склонность к эксгибиционизму, что человек может от него отказаться.