Безопасности жизнедеятельности человека
Основные термины темы
концепция , несчастный случай , объект БЖД , предмет БЖД , человек
Основные этапы развития проблемы обеспечения
Безопасности жизнедеятельности человека
Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На заре цивилизации эти опасности были обусловлены природного характера, их негативного воздействия. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные процессы: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п. Эти природные опасности вызывали у древних людей панический ужас, разоряли их жилища, приводили к гибели целых племен. Со временем человек понял сущность этих явлений, но они не перестали представлять для него опасность. Мы и сейчас постоянно узнаем о гибели людей в результате оползней, циклонов, паводков, цунами, землетрясений...
К опасностям необходимо отнести недостаточный уровень питания первобытного человека, добывание пищи.
Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от негативного воздействия окружающей среды. Появление жилища, применение огня и других средств защиты, совершенствование способов получения пищи - все это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на окружающую среду. Повышение безопасности, т.е. совершенствование защиты от опасностей природного характера становится деятельностью людей с первых шагов цивилизации. Это достигалось развитием экономики, использованием достижений науки и техники, и, соответственно повышением качества жизни. Недостаток в продуктах питания ликвидировался индустриализацией сельскохозяйственной деятельности, созданием удобрений почвы, средств борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. В процессе защиты от неблагоприятных природных условий человек освоил строительное дело, появилась потребность в новых материалах и энерго источниках. Рост численности населения и повышение плотности размещения в отдельных регионах создали необходимость улучшения санитарно-гигиенических условий быта, развитие фармакологии.
Таким образом, человек на протяжении всей истории развивал экономику, создавал социально-экономическую систему безопасности, т.е. систему защиты от опасного воздействия факторов, обусловленных естественной средой обитания человека - биосферой. Как следствие, уровень безопасности человека по мере развития цивилизации постоянно возрастал.
Человек стремился к повышению комфортности, к росту коммуникабельности, к защите от естественных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на продолжительности жизни людей (таблица 1).
Таблица 1
ВЕК | ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ЛЕТ |
Медный, бронзовый, железный | |
К началу XIX в. | 35 - 40 |
В конце XX в. | 60 - 63 |
Однако научно-технический прогресс, обусловленный потребностью развития экономики, повышая социально-экономическую безопасность общества, привел к появлению новых видов опасностей, как для здоровья населения, так и для окружающей среды. Эти опасности вызваны поступлением в окружающую среду отходов промышленного производства и промышленных продуктов, из употребления; необходимостью участия человека в профессиональной деятельности и столкновение его с разнообразными источниками неблагоприятного воздействия на его здоровье.
Человек, вторгаясь в природу, законы которой еще не познал, стал формировать новую, искусственную среду обитания, - техносферу, закономерности функционирования которой ему недостаточно известны. Следует также учитывать, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, поэтому становится очевидным возрастание риска для здоровья и жизни современного человека. Количество несчастных случаев на дорогах, производстве и быту заметно увеличилось, нередки взрывы и пожары, разливы нефтепродуктов, токсических веществ и др. человеку приходится считаться и с природными катастрофами, и с аномальным поведением людей, ростом преступности.
По данным Всемирной организации здравоохранении смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. От заболеваний умирают в основном люди старших возрастов, а от несчастных случаев гибнут в возрасте от 2 до 41 года.
Изменения в жизни нашей страны, а это появление частных предприятий, приватизация, кооперация, становление рыночных отношений, инфляция и т.д., способны заострить проблемы жизнедеятельности человека. Сокращаются масштабы научных исследований по проблемам охраны окружающей среды, уменьшается количество инспекторов, служб охраны груда. Чрезвычайные ситуации в Украине сегодня возникают в 5-8 раз чаще, чем в других промышленно развитых странах. На производстве гибнет ежегодно около 2 тыс. человек (для сравнения: в Германии при приблизительно том же количестве населения - 200 чел.). Вне производства гибнет ежегодно близко 80 тыс. человек, т.е. в 40 раз больше чем на производстве (в Германии - около 30 тыс. чел.). В результате этого потери промышленного потенциала ежегодно составляют в среднем 100 тыс. человек, из 70-80% - в возрасте 30-50 лет. Приведенные цифры являются одним из доказательств значительного снижения среднего уровня продолжительности жизни граждан Украины в сравнении со странами Запада. По индексу человеческого развития, который также зависит от уровня травматизма людей, Украина занимает место в конце первой сотни стран мира.
Страна и общество несут огромные потери. Для того чтобы избежать опасность или хотя бы ослабить ее действие, необходимо знать как состояние проблемы, так и пути решения этой чрезвычайно сложной и многоплановой задачи.
2. Цель и основные задачи курса "БЖД"
Цель изучения данной дисциплины - обеспечить в соответствии с современными требованиями студентов знаниями об общих закономерностях возникновения и развития опасностей, чрезвычайных ситуаций, в первую очередь, техногенного характера, их свойства, возможное влияние на жизнь и здоровье человека; а также формирование необходимых в будущей практической деятельности специалиста умение и привычки для их предотвращения и ликвидации, защиты людей и окружающей среды.
Задачи дисциплины - научить студентов:
1. идентифицировать потенциальные опасности, т.е. распознавать их вид, определять пространственные и временные координаты, величину и вероятность их появления;
2. выявлять опасные, вредные и поражающие факторы, источники этих опасностей;
3. прогнозировать возможность и последствия влияния опасных и вредных факторов на организм человека, а поражающих факторов на безопасность системы "человек - жизненная среда";
4. использовать нормативно-правовую базу защиты личности и окружающей среды, прав личности на труд, медицинское обеспечение, защиту при чрезвычайных ситуациях и др.;
5. разрабатывать мероприятия и применять способы защиты от действия опасных, вредных и поражающих факторов;
6. предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения принимать адекватные решения и выполнять действия, направленные на их ликвидацию;
7. использовать в своей практической деятельности гражданско-политические, социально-экономические, правовые, технические, природоохранные, медико-профилактические и просветительно-воспитательные мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий существования человека в современной окружающей среде;
8. планировать мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий жизни и деятельности в системе "человек - окружающая среда".
1. Связь курса "БЖД" с учебными дисциплинами