Для формирования профессиональной компетентности необходимо знать
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР профессор А.Г. Хасанов «_____» __________________2008 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина Биоэтика Специальность Лечебное дело Курс II Лекции 12 (час.) Практические занятия 24 (час.) Лабораторные занятия – Самостоятельная работа 28 (час.) | Шифр 060101 Отделение вечернее Семестр IV Экзамен – Зачет IV семестр Всего 64 (час.) 1,8 (кредитов) |
Уфа 2008 г.
Рабочая программа составлена доцентом Липатовой Е.Е. и преподавателем Коноваловой С.В.
на основании типовой (примерной) учебной программы (М., 2001 г.)
в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО (2000 г.), основной образовательной программой подготовки врача в БМГУ и квалификационной характеристикой выпускника.
Рецензенты: зав. кафедрой философии с курсом истории и основ экономики БГМУ профессор Азаматов Д.М._____________________
Зав. кафедрой сестринского дела с уходом за больными БГМУ
профессор Назифуллин В.Л.______________________
Программа рассмотрена на заседании:
кафедры педагогики и психологии с курсом ИПО
зав. кафедрой проф. А.Ф. Амиров (подпись)________ «___»________2008г.
библиотечного совета ______________________________________________
зав. библиотекой Н.Р. Кобзева (подпись)_________ «___»__________2008г.
Цикловой методической комиссии гуманитарных дисциплин
председатель ЦМК проф. Д.М. Азаматов (подпись) _______«__»______2008г.,
Учебно-методического совета специальности (код) 060101 Лечебное дело
председатель УМС проф. В.Л. Назифуллин (подпись) _________«___»________2008г.
Учебно-методического управления БГМУ начальник УМУ
проф. Х.Х. Ганцева (подпись) _______________ «___»________2008г.
Координационного научно-методического совета БГМУ председатель КНМС
проф. А.Г. Хасанов (подпись) ______________ «___»_________2008г.
и рекомендована для использования в учебном процессе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Со второй половины XX века изменения в медицинской теории и практике носят принципиально новый характер. Новые возможности медицины связаны не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью и определением ее качественных параметров. Реаниматология, трансплантология, медицинская генетика, транссексуальная хирургия, искусственное оплодотворение, геронтология это не полный перечень медицинских специальностей в которых четко прослеживается система управления человеческой жизнью и ее качествами. Таким образом, нравственная культура врача как никогда является принципиальной составляющей его профессионализма. Попытка переоценить традиционные ценности и переосмыслить роль профессиональной этики чревата изменением самой природы врачевания и проявлением - специалиста которого сложно будет назвать врачом.
«Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты» так определяется наипервейшая обязанность врача в международном кодексе медицинской этики, принятом Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации в 1949г. (последняя редакция утверждена в 1983 г.) Врач - это лицо, которое, будучи принято в установленном порядке в медицинскую школу, должным образом признанную в стране, в которой она находиться, успешно завершило предписанный курс медицинских наук и получило квалификацию, дающее юридическое право на медицинскую практику (включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию) с отправлением независимых суждений в интересах общественного и индивидуального здоровья».
Медицина - одна из наиболее гуманных сфер общественной практики. Это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продолжения жизни людей. Тысячелетиями вырабатывались гуманистические принципы медицины, согласно которым лица медицинской профессии не имеют права причинять вреда здоровью человека, обрекать больного на гибель, использовать его бедственное положение в целях обогащения. Основываясь, на общих правилах морали и нравственности биомедицинская этика рассматривает вопросы, связанные с взаимоотношениями медицинского персонала с пациентами, их близкими, со здоровыми людьми, а также между собой в процессе лечения больного. Биомедицинская этика тесно связана с медицинской деонтологией, которая уточняет и конкретизирует обязательные правила поведения врача (медицинского работника), прежде всего по отношению к пациенту. Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине XX в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости преподавания этого предмета в высших медицинских школах.
По данным ВОЗ, преподавание специального курса медицинской этики ведется в настоящее время в большинстве развитых стран мира.
Академик РАМН А. М. Сточик
Настоящий курс является пропедевтическим, поскольку изучение и усвоение биоэтических основ различных сфер деятельности врача его мировоззрения не может ограничиваться рамками какого-либо предмета, а должно связывать весь процесс обучения, как на до-, так и последипломном этапах.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цели изучения предмета в параметрах деятельности врача выпускника университета
Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образовании специальности 060101 Лечебное дело, квалификация врач (2000 г.), требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача по специальности 060101 Лечебное дело, дисциплина БИОЭТИКА рекомендована УМО.
Она содержит морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства, применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий.
Целями изучения дисциплины являются:
- формирование у студента основ этического, нравственного мировоззрения в отношении проблем современной медицины и здравоохранения, обеспечение целостного, системного, концептуального видения современных проблем медицинской биоэтики;
- воспитание в студенте компетентного, социально ориентированного и коммуникативно-толерантного специалиста.
1.2. Задачи изучения учебной дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
Расчет часов по разделам
Всего на курс (час) 64 в том числе
лекционных (час) 12
семинаров
Практических занятий (час) 24
самостоятельная работа
СРС под руководством
преподавателя 28
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Всего | Форма обучения (очная) | |||||
лекции | практ. занятия | семин. занятия | СРС под руков. препод. | |||
Медицинская этика. История биомедицинской этики | ||||||
Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики | ||||||
Основные правили биомедицинской этики. Права и моральные обязанности врачей. Права пациентов | ||||||
Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика - профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности | ||||||
Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведении экспериментов на животных | ||||||
Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики | ||||||
Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей | ||||||
Эпидемиология и этика. СПИД- морально-этические проблемы | - | |||||
Этика в психиатрии и психотерапии | ||||||
Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения | ||||||
Заключительное занятие. Деловая игра «Этический кодекс студента БГМУ» | - | - | ||||
Зачетное занятие | - | - | ||||
ИТОГО |
2.1.1 Тематический план лекций, их содержание, объем в часах
№ п/п | Наименование тем | Название лекции и их основные вопросы | Цели лекции | Часы | Семестр | |
всего | из них на профилирование | |||||
Медицинская этика. История биомедицинской этики | Медицинская этика. История биомедицинской этики. Основные этапы развития биоэтики: - этика Гиппократа (клятва Гиппократа) Основные этические теории и медицинской и биоэтики: - структура и уровни этического знания; - мораль и право; - нравственность; - утилитарная теория И. Бентама; - категорический императив И. Канта; - понятие биоэтика в концепции В.Р. Поттера; Принципы биоэтики: - автономия личности; - информированное согласия | знать: - основные термины и понятия; - исторические этапы этических знаний и представлений в мировой медицинской практике уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях; знать: - основные термины и понятия; - этические теории: - принципы биоэтики уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях; | IV | |||
Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязанности врачей. Права пациентов | Основные правила биомедицинской этики: - правило добровольного информированного согласия; - врачебная/медицинская тайна (правило конфиденциальности). Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов: - конвенция о правах человека в биомедицине, 1996 г.; - лиссабонская декларация о правах пациента; - медицинская деонтология; - моральные обязательства врача; | знать: - основные термины и понятия; - правила биоэтики уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях знать: - основные термины и понятия; - права и обязанности пациента; - права и обязанности врача (медицинского работника); - принципы регулирования прав и обязанностей уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях | ||||
Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности | Модели взаимоотношений врача и пациента: - модели по Р. Витчу; - клинические модели Проблема врачебной ошибки Моральные проблемы медицинских работников: - профессиональная этика и этикет; - коммуникативная толерантность; -альтернативная медицина | знать: - основные термины и понятия; - модели биоэтики по Бичу, исторические, клинические модели; -подходы к определению и оценке проблемы ошибки вмедицине; - основные правила взаимоотношений медицинских работников уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях | ||||
Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных | Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке иживотных: - значение и история эксперимента в медицине; - основные понятия научно-исследовательской деятельности и их этическое значение; - Нюрнбергский кодекс; - Женевская декларация; - Хельсинско-Токийская декларация; - опыты на животных иобщечеловеческая этика; - минимизация использования лабораторных животных и их страданий. Моделирование экспериментальных животных | знать: - основные термины и понятия; - исторические предпосылки международного регулирования научно-исследовательской деятельности в медицине; - положения: - Нюрбергского кодекса - Женевской декларации - Хельсинско-Токийской декларации - статус экспериментального животного, методы решения проблемы уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях | ||||
Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики. | Медицинские вмешательства в репродукцию человека: - исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контексты проблемы; - прерывание беременности; виды, подходы, моральные права и обязанности врача; - моральные аспекты планирования семьи, контрацепция; - морально-этические проблемы некоторых методов лечения бесплодия; - сексология, сексопатология Моральные проблемы медицинской генетики: - генетическая диагностика, консультирование; - медицинская генетика и донорство; - евгеника; - моральные проблемы международных и национальных генетических исследований | знать: - основные термины и понятия, - существо моральных проблем вмешательства в репродукцию человека и их взаимосвязи - виды искусственного прерывания беременности. подходы, моральные права и обязанности врача - моральные аспекты планирования семьи, контрацепция - морально-этические аспекты бесплодия, его причин, диагностики, экстракорпорального оплодотворения, донорства генетического материала, суррогатного материнства и др.; - законодательные иэтико-профессиональные нормы регулирования уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях; знать: - основные термины и понятия; - существо моральных проблем генетической диагностики, консультирования - моральные дилеммы медицинской генетики и донорства - основные положения и моральную оценку евгеники - моральные проблемы массовых генетических исследований уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях | ||||
Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей. СПИД - морально-этические проблемы. Этика в психиатрии и психотерапии. | Смерть и умирание. Моральные проблемы реаниматологии, паллиативной медицины, трансплантации органов и тканей: - история отношения врача к умирающему больному; - эвтаназия; - медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиативной медицины; - этико-правовые аспекты аутопсии; - основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов. Смерть мозга, вегетативное состояние Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы: - эпидемиология и права человека; - инфекционные болезни как «потенциальный источник социальной опасности»; - иммунопрофилактика; - СПИД как модель, морально-этических коллизий эпидемиологии инфекционных заболеваний Этика в психиатрии и психотерапии: - социо-культурный контекст истории психиатрии; - этика и особенности психиатрии как медицинской дисциплины Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения: - дистрибутивная справедливость; - здоровье для всех. Здоровье-21 (ВОЗ); - здоровье и рыночные отношения; - «Бесплатное здравоохранение»; - правозащитные организации и движения пациентов | знать: - основные термины и понятия; - этапы умирания, социокультурные аспекты смерти; - существо моральных проблем умирания и смерти; - содержание дискуссий об эвтаназии и ее моральную и этическую оценку; - представление о паллиативной помощи, хосписных службах; - моральные требования в обращении с телом умершего; -морально-этические проблемы трансплантации органов и тканей; - моральные дилеммы реаниматологии и способы их разрешения. уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях; - самостоятельно изучать учебную литературу; знать: - основные термины и понятия; - существо моральных проблем в эпидемиологии; - СПИД как этическая проблема уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях; знать: - основные термины и понятия; - существо моральных проблем в эпидемиологии; - исторические предпосылки формирования проблемы и методов ее решения уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях знать: - основные термины и понятия; - существо моральных проблем распределения ресурсов здравоохранения Особенности различных систем здравоохранения с точки зрения справедливости распределения: - задачи общественного здравоохранения; - ВОЗ (структура, задачи, формы работы); - предпосылки деятельности обществ защиты прав пациентов уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях |
2.2 Тематический план семинаров, практических занятий, их содержание, объем в часах
№ п/п | Тема и содержание занятия | Целевые задачи | Часы | Семестр | |||
Практические занятия | СРС под руководством преподавателя | всего | из них на профилирование | СРС | |||
Медицинская этика. История биомедицинской этики | З: - историческую обусловленность способов, норм и принципов этического регулирования профессионального поведения медицинских работников У: объяснить основные термины и понятия; использовать историко-аналитический подход к определению этических обоснований норм и законов Анкета, тест - контроль | З: основные документы, регламентирующие профессиональное поведение медработника У: работать с этико-нормативными источниками, проводить анализ и сравнение (приложение №1) | IV | ||||
Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики. | З: - основные виды этических конфликтов, этические теории и основные современные тенденции этического знания, современные принципы биоэтики У: работать с этико-нормативными источниками, проводить анализ и сравнение; объяснить основные термины и понятия; применять принципы биоэтики в решении ситуационных задач, тест - контроль | З: основные положения этических теорий и принципы биоэтики У: применять принципы биоэтики (приложение № 2) | |||||
Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязанности врачей. Права пациентов | З: Основные правила биомедицинской этики: правило добровольного информированного согласия, врачебной тайны (правило конфиденциальности), правило правдивости и т.д. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов, основные документы, определяющие права врача и пациента У: объяснить основные термины и понятия: применять правила биоэтики в решении ситуационных задач, подходить к решению задач с позиций уважения прав человека (врача, пациента); при разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациента. Тест - контроль | 3: Основные нормативно-этические документы по правам человека в биомедицине: Конвенция о правах человека в биомедицине, (1996г.), Лиссабонская декларация о правах пациента У: работать с этико-нормативными источниками по медицинской деонтологии (моральные, юридические обязательства врача), проводить анализ и сравнение, определять этическое обоснование официальных документов (приложение № 3) | |||||
Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности | З: Модели взаимоотношений врача и пациента: модели по Р. Витчу, Клинические модели, важнейшие морально-этические положения, проблемы врачебной ошибки. Существо моральных и этических аспектов взаимоотношений медицинских работников. Основы профессионального этикета. Представление об альтернативных методах воздействия на организм человека (альтернативной медицины) и их распространённых последствиях У: защищать права пациентов на информацию, свободу выбора и действий, объяснить основные термины и понятия; использовать важнейшие правила профессиональных межличностных отношений в общении и ролевых играх. Критически оценивать альтернативную медицинскую практику Тест - контроль | З: характеристики различных моделей взаимоотношений врача и пациента У: реализовывать модели в ролевых играх Тест: коммуникативная толерантность (приложение № 4) | |||||
Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных | ИП: о сути клинического эксперимента, его значении и истории в медицине, а также современные направления его развития 3: этическое значение основных понятий научно-исследовательской деятельности: - статус этической оценки научного исследования; - основные положения Нюрнбергского кодекса, Женевской декларации, Хельсинско-Токийской декларации и «Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации»; - современные международные принципы этичного отношения к животным; -обоснования минимизации использования лабораторных животных и их страданий; - современные возможности моделирования экспериментальных животных У: применять морально-этические критерии в отношении научных исследований с участием человека и экспериментальных животных: - оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск; - проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным. Тест - контроль | 3: основные положения Нюрнбергского кодекса, Женевской декларации, Хельсинско-Токийской декларации и «Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации» У: давать этическую оценку клинико-экспериментальным исследованиям (приложение № 5) | |||||
Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики. Религия.и биоэтика | Иметь представление о возможных медицинских вмешательствах в репродукцию человека З: основные термины и понятия; - исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст проблемы; - виды искусственного прерывания беременности, подходы, моральные права и обязанности врача; - моральные аспекты планирования семьи, контрацепция; - морально-этические аспекты бесплодия, его причин, диагностики, экстракорпорального оплодотворения, донорства генетического материала, суррогатного материнства и др. - законодательные и этико-профессиональные нормы регулирования уметь: применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов вмешательства в репродукцию человека ИП: об основных постулатах мировых религий и их влиянии на жизнь общества и отдельного человека; 3: отношение христианской религии (православие, католицизм) и ислама к проблемам биоэтики; У: объяснить мнение верующего требованиями его религии, объяснить основные заблуждения бытовых верующих, уважать религиозные чувства | ИП: о возможных медицинских вмешательствах в репродукцию человека; о направлениях медицинской генетики; об основных постулатах мировых религий 3: положения мировых религий по проблемам здоровья, медицины и биоэтики У: применять полученные знания в практической деятельности; уважать религиозные чувства верующих | |||||
Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей. | ИП: о методах анестезиологии и реаниматологии, паллиативной медицины, З: основные термины и понятия; этапы умирания, социокультурные аспекты смерти; существо моральных проблем умирания и смерти; содержание дискуссий об эвтаназии и ее моральную и этическую оценку; моральные требования в обращении с телом умершего; моральные дилеммы реаниматологии и способы их разрешения У: идентифицировать морально-этические и этико-профессиональные проблемы процесса умирания в общем и применительно к вопросам реаниматологии и паллиативной помощи в частности; обосновывать нормативно-правовые и этико-профессиональные положения ИП: о методах трансплантации органов и тканей, З: основные термины и понятия; существо моральных проблем трансплантации органов и тканей; морально-этическое и этико-профессиональное обоснование нормативно-правового регулирования трансплантации органов и тканей У: идентифицировать морально-этические и этико-профессиональные критерии трансплантации органов и тканей и применять их в решении ситуационных задач | З: этапы умирания, социокультурные аспекты смерти У: идентифицировать и применять морально-этические и этико-профессиональные проблемы процесса умирания в общем и применительно к вопросам реаниматологии и паллиативной помощи в частности З: морально-этическое и этико-профессиональное обоснование нормативно-правового регулирования трансплантации органов и тканей У: идентифицировать морально-этические и этико-профессиональные критерии трансплантации органов и тканей и применять их в решении ситуационных задач | |||||
Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы | ИП: об эпидемиологии инфекционных болезней как науке, ее объектах и методах деятельности; СПИДе (ВИЧ) - звеньях эпид. цепи, методах профилактики и лечения З: Основные морально-этические дилеммы эпидемиологии основные положения «Основ законодательства...», «Закона об эпидемиологическом благополучии..», этико-профессиональных заявлений по иммунопрофилактике, СПИД ВМА - морально-этическое обоснование нормативно-правовых положений по борьбе с инфекционными заболеваниями У: применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов современной эпидемиологии | З: основные положения «Основ законодательства...», «Закона об эпидемиологическом благополучии...», этико-профессиональных заявлений по иммунопрофилактике, СПИД ВМА У: давать морально-этическое обоснование нормативно-правовых положений по борьбе с инфекционными заболеваниями; применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов современной эпидемиологии | |||||
Этика в психиатрии и психотерапии | ИП: о психиатрии и психотерапии как областях медицины З: Основные морально-этические проблемы психиатрии: - основные положения «Основ законодательства...», Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", этико-профессиональных заявлений; -морально-этическое обоснование нормативно-правовых положений по организации психиатрической помощи; - этические особенности психотерапевтического воздействия, моральная обязанность использования психогигиенического и психотерапевтического подходов в традиционной практике У: применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов психиатрии и психотерапии | З: основные положения «Основ законодательства...», Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", этико-профессиональных заявлений У: применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов психиатрии и психотерапии | |||||
Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения | ИП: о системе здравоохранения, видах, особенностях 3: особенности и морально-этические аспекты различных систем здравоохранения; - моральные требования коммерческой медицины; - роль страховой организации в системах коммерческой медицины У: определить морально-этические характеристики распространенных систем здравоохранения | ИП: о критериях эффективности системы здравоохранения 3: нравственные и этические аспекты эффективности общественного здравоохранения У: адекватно оценивать наиболее распространенные модели здравоохранения | |||||
Деловая игра «Этический кодекс студента Башкирского государственного университета» | Составление студентами в соответствии со сценарием варианта кодекса «Этический кодекс студента Башкирского государственного университета» | Составление студентами варианта кодекса «Этический кодекс студента Башкирского государственного университета» | |||||
Зачетное занятие |
2.3 Тематический план самостоятельной (внеаудиторной) работы студента
Тема рефератов по дисциплине «Биоэтика»
1. Биоэтика в различных социокультурных контекстах.
2. Биоэтика и нравственная антропология Ислама.
3. Биоэтика и нравственная антропология Православия.
4. Взаимоотношения медицинского работника с коллегами. Моральный климат в коллективе.
5. Воздействие социальной и культурной среды на здоровье пациента.
6. Идея справедливости и частная медицина: основные противоречия и пути их разрешения.
7. Исторические модели биомедицинской этики.
8. Конфликты в профессиональной деятельности медработника: источники возникновения, методы предупреждения и разрешения.
9. Медицина и религия: формы взаимодействия.
10. Медицина, этика и право: формы взаимодействия.
11. Медицинская тайна и ее границы.
12. Медицинский работник и общество. Права и обязанности медицинского работника.
13. Модели взаимоотношений медицинского работника и пациента.
14. Моральные принципы биомедицинской этики.
15. Основные этические теории.
16. Ошибки в профессиональной деятельности медработника и их этическая оценка.
17. Права и обязанности пациента.
18. Проблема справедливости в здравоохранении и медицине.
19. Психогигиена труда медработника.
20. Психологическое просвещение населения.
21. Психологические типы пациентов и особенности взаимодействия с ними (активный больной, «неприятный» больной, медработник как больной).
22. Семья и здоровье пациента.
23. Слово врача как лечебный фактор.
24. Современные представления о болезни и проблемы медицинской этики (предболезнь, болезнь, классификация болезней).
25. Формы и методы санитарного просвещения.
26. Христианская биоэтика в католицизме и протестантизме.
27. Человек и боль: современные биоэтические проблемы.
28. Этические аспекты информирования пациента и третьих лиц.
29. Этические аспекты применения массовых коммуникаций в формировании здорового образа жизни.
30. Этические аспекты пропаганды здорового образа жизни.
31. Этические проблемы полового просвещения.
32. Этические проблемы сексологии и сексопатологии.
33. Этические проблемы умирания и смерти.
34. Этический контроль за применением новых медицинский технологий.
35. Ятропатогении и сороригении: причины возникновения и пути предотвращения.
Список учебной литературы
Основная
1. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. Избранные лекции: Учебное пособие для студентов мед. вузов. – М.: Медицина, 2003.
Дополнительная
1. Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Части 1 и 2 -М: Изд-во ММСИ, 1995-1996.
2. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997.
3. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского и ЮМ. Лопухина. Вып. 2. - М: Медицина, 1999.
4. Биоэтика; принципы, правила, проблемы /Под ред. Б.Г. Юдина. - М: Эдиториал УРСС, 1998.
5. Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина. - М.: Прогресс-Традиция, 1998.
6. Вопросы тестового контроля по дисциплине «Биомедицинская этика». - ВУНМЦ, 2000.
7. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сб. Официальных документов. - М., 1996.
8. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. - Киев, 1996.
9. Гавайская декларация Всемирной психиатрической ассоциации 1977 года.
10.Гиппократ. Избранные книги. - М., 1994.
11. «Декларация об участии психиатров в исполнении смертного приговора» Всемирной психиатрической ассоциации 1989 года.
12.Деонтология в медицине. В 2-х томах / Под ред. Б.В. Петровского. - М: Медицина, 1988.
13.Кодекс профессиональной этики психиатра "Российского общества психиатров 1994 года".
14. Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005.
15.Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
16.Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддистской религиозной морали / Пер. с франц. - М: АО И/Г "Прогресс". "Прогресс-Интер", 1992.
17.Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. -М., 1995.
18.На грани жизни и смерти: краткий очерк современной биоэтики в США / Под ред. Д. Уиклера и др., пер. с англ. - М.: Знание, 1989.
19.Основы биоэтики / Под ред. А.Н. Орлова. - Красноярск: Изд-во ПИК "Офсет", 1997.
20.Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
21.Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации / Под ред. Ю.Д. Сергеева. - М„ 1995.
22.Силуянова И.В, Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 1997.
23.Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М., 1998.
24.Федеральный закон РФ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" 1998 года.
25.Чикин Современные проблемы биомедицинской этики. – 1995.
26.Этика практической психиатрии. Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тихоненко. -М , 1996.
27. Этико-правопые аспекты проекта "Геном человека". Международные документы и аналитические материалы / Под ред. Б.Г. Юдина. – М.: 1994.
28. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к конференции. - М.: Российский Национальный Комитет по биоэтике, 1994.
29. Яровинский М.Я. Лекции по биоэтике (медицинской этике). Т.1, 2. – 2000-2001.
Перечень периодических изданий
1. Журнал «Высшее образование в России».
2. Психологический журнал.
3.2 Перечень методических указаний для студентов, методических разработок для преподавателей, практикумов и т.п.
№ п/п | Тема занятия | Наименование методических указаний, пособий и других учебно-методических материалов | Составители, экз., год издания |
Медицинская этика. История биомедицинской этики | Методическое указание для студентов. Методическое руководство для самостоятельной работы студентов. Методическая разработка для преподавателей. | доцент Липатова Е.Е., преподаватель Коновалова С.В. 2008 г. | |
Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики | Методическое указание для студентов. Методическое руководство для самостоятельной работы студентов. Методическая разработка для преподавателей. | доцент Липатова Е.Е., преподаватель Коновалова С.В. 2008 г. | |
Основные правили биомедицинской этики. Права и моральные обязанности врачей. Права пациентов | Методическое указание для студентов. Методическое руководство для самостоятельной работы студентов. Методическая разработка для преподавателей. | доцент Липатова Е.Е., преподаватель Коновалова С.В. 2008 г. | |
Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика - профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности | Методическое указание для студентов. Методическое руководс< Наши рекомендации
|