Социальная работа с мигрантами и беженцами: правовые аспекты, причины, социальная сущность.
Миграция — это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Такое перемещение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.
Правовой аспект реинтеграции мигрантов затрагивает объективные и субъективные моменты. Первые — это обеспечение правовой нормативной базы финансирования, материального снабжения, организации, подготовки штатов социальных работников, а также обеспечения жизнедеятельности мигрантов, создания необходимой инфраструктуры. Вторые— это поддержание правового достоинства человека, попадающего в трудные маргинализирующие, дезинтегрирующие обстоятельства и пытающегося реинтегрироваться в новом сообществе. Перечислим некоторые из правовых нормативных актов, способствующих реинтеграции мигрантов.
Прежде всего, это Законы Российской Федерации «О беженцах» от 19.02.93 г. (в редакции 28.06.97 г.), «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федеральные миграционные программы на 1994—1997 гг. и на 1998—2000 гг., постановления Правительства «О мерах по развитию социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 05.11.95 г., «О трудовой занятости населения на Северном Кавказе» от 22.02.2000 г. .
Перечисленные выше правовые нормативные акты— свидетельство усилий по реализации некоторого объема социальных прав человека, обозначенных во Всеобщей Декларации прав человека (1948г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), документах Всемирной конференции по правам человека (июнь 1993 г.), Конференции ООН о статусе беженца (1971 г.), Всемирного форума по социальному развитию в Копенгагене (1995 г.).
Человеческое достоинство мигранта — это понимание самоценности человека, неотъемлемости его прав на достойные условия жизни. В юридическом отношении речь идет о правоохранительных средствах для осуществления условий, поддерживающих личное достоинство мигранта. Вынужденная миграция ставит человека в униженное положение, повергает в состояние нужды и бесправия. Это необходимо учитывать при проведении социальной работы.
Социальному работнику часто приходится выступать и как юрисконсульту мигрантов. Это очень серьезная и ответственная часть социальной работы.
Вступление России в Совет Европы «повышает планку» требований к последовательному осуществлению социальных прав. В Совете Европы очень сильны позиции сторонников доктрины не только универсальности прав, но и их неразделимости. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права образуют единое целое, т. е. человек может быть свободен только тогда, когда он защищен и от репрессий, и от нищеты. В отношении мигрантов, особенно для вынужденных переселенцев и беженцев, такие формулы неделимости прав и базового значения социальных прав как нельзя более актуальны. Для них важна не только и не столько свобода передвижения и выбора места жительства, сколько государственно-правовая защищенность, расселение в случае вынужденного перемещения, реинтеграция и адаптация, для чего необходима реализация права на социальное обслуживание, трудоустройство, образование детей, медицинскую, психологическую, правовую помощь.
Социальная защита интересов женщин: социальное положение женщин в россии
Проблемы женского труда.
В соответствии с законом запрещено применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда.
Однако в действительности на тяжелых и вредных работах работают и женщины. Практические проверки нередко выявляют нарушения закона в отношении женщин.
С 1992 г. запрещено привлечение женщин до 35 лет к работам связаным с ядохимикатами, пестицидами и дезинфицирующими средствами.
Что касается структуры профессиональной деятельности в целом, то можно сказать, что она стихийно воспроизводит стереотип «женского предназначения». Так называемые «женские профессии» сформировались путем вынесения традиционных женских занятий в семье в роль профессиональных. Подавляющая часть женщин работает в торговле и общественном питании, здравоохранении и социальном обеспечении, народном образовании, в сфере культурного обслуживания. Аналогичная ситуация в промышленности: женщины преобладают в таких ее отраслях, как легкая и пищевая, фармацевтическая, швейная, прядильная и т. д. Причем здесь много профессий и рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями, а престиж и оплата труда невелики. В среднем по народному хозяйству заработная плата женщин более чем на треть ниже, чем у мужчин.
Женщины и политика.
На руководящей работе в России преобладают мужчины. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития.
Результаты социологических исследований показывают, что женщинам отводятся должности (в лучшем случае) второго, а как правило, третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями.