Принципы и методы социальной работы с молодежью
Могут быть смоделированы два основных подхода к постановке социальной работы с молодежью.
В первом акцентируются проблемы молодежи как социально-возрастной группы. Круг задач социальной работы в этом случае определяется тезаурусом выявленных проблем. Сами проблемы могут определяться как на основе апелляции к житейскому опыту (естественно, прежде всего, опыту законодателей и администраторов), либо посредством социологических исследований.
При втором подходе в центре внимания оказываются проблемы социализации. В этом случае мы рассматриваем не молодежь как специфическую группу, а молодость как этап жизненного пути, проходимый каждым человеком. Задачи социальной работы в этом случае будут определяться перспективами взросления; деятельность социальных служб ориентирована на поддержку оптимизации процессов социализации.
Лишь во втором случае мы получаем обоснованные критерии для расстановки приоритетов в деятельности социальных служб. Выявление (с использованием научных подходов или без него) текущих проблем провоцирует на определение их значимости на основании чисто количественных критериев (исходя из численности групп молодежи, которые данные проблемы затрагивают, или социальных последствий неадекватного решения проблем). В результате, во-первых, искажается действительная важность различных аспектов развития молодежи, во-вторых, социальная работа ориентируется на следствия, а не причины тех или иных явлений.
Классическим примером такой ситуации может служить положение дел в борьбе с наркоманией. Разумеется, поскольку определенная часть молодежи подвержена наркозависимости, программы коррекции необходимы. Но было бы неверно полагать их достаточными, поскольку помогать лицам, употребляющим наркотики, значит вычерпывать воду из бездонной бочки: в эту категорию будут попадать все новые юноши и девушки. Помощь наркозависимым должна сочетаться с главным: выявлением причин наркомании и их профилактикой. А это и означает социальную работу, ориентированную не на «проблемы молодежи», а на оптимизацию процессов социализации.
Дискутируя о применении терминов «эмпирическая» и «прикладная» социология, один социолог сказал, что прикладная социология — это, по сути, есть социальная работа и, добавим от себя, социальная политика. В дальнейшем, мы будем использовать термин «работа с молодежью», который шире понятия «социальная работа», так как ее проводят различные агенты, включая как государственные организации, проводящие официальную политику, так и негосударственные организации и различные группы, идеология которых может в той или иной степени отличаться от официальной или быть прямо противоположной.
«Работа с молодежью должна воодушевить молодых людей преодолеть свое зависимое положение, молодые люди должны знать, чувствовать и верить, что они могут в определенной степени контролировать свое положение в том смысле, что они способны влиять на то, что происходит с ними самим и с их окружением. Способность молодых людей видеть альтернативы и выбирать наиболее приемлемые из них в любой ситуации является самым главным для социального образования «.
Можно сказать, что работа с молодежью имеет конечной целью дать возможность молодым людям приобрести социальную компетентность.
Различные социокультурные условия или установки агентов работы с молодежью предъявляют разные требования к социальной компетентности, и в различных сообществах используются иногда диаметрально противоположные технологии социального образования, которые не всегда могут быть перенесены из одного социокультурного контекста в другой.
Все подходы к работе с молодежью объединяет то, что они могут быть проанализированы в терминах базовых социологических парадигм, каждая из которых лежит в основе определенной модели такой работы. Каждая модель характеризуется представлением о потребностях молодых людей, направленностью программ, ролью работника с молодежью, процессом, характером взаимоотношений и целью, которая выражается в желаемых последствиях работы как для индивидов, так и для общества в целом.
Практики работы с молодежью основаны на двух базовых социологических подходах – функционализме и теории конфликта.
Основная идея функционализма состоит в том, что общество функционирует на основе разделяемых всеми ценностей, норм, убеждений. Основой функционализма, таким образом, является идея консенсуса, которая заключается в том, что люди согласны с базовыми ценностями общества. С точки зрения функционализма, семья, право, система образования являются агентами усиления этого контроля. Таким образом, они являются теми институтами, которые гарантируют благополучное функционирование общества в соответствии с согласованными ценностями.
Теория конфликта отвергает идею консенсуса. Согласно теории конфликта, индустриальное общество обусловливает все более неравное распределение дохода и сталкивается с растущей проблемой социального контроля. Образовательные институты выполняют функцию поддержания социального контроля, подчеркивая важность дисциплины и уважения к власти. Сторонники этой социологической традиции пытаются исследовать пути противодействия такому контролю и угнетению. Они полагают, что для этого существуют два основных способа — изменить человеческое сознание или изменить структуру общества.