Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998)

Этапы происхождения человека Характерные черты развития и их соответствие окружающей среде
Стадия неоантропа  
Стадия палеантропа  
Стадия архантропа (или питекантропа)  
Стадия протоантропа  

Обработка результатов и выводы

Сделайте вывод о соответствии адаптивных изменений условиям окружающей среды в ходе антропогенеза.

Задание 2. Сделайте анализ исторического развития хозяйственно-культурных и адаптивных типов населения Ставропольского края.

Дайте характеристику хозяйственно-культурного типа (на выбор), сложившегося на территории Ставропольского края, по следующему плану:

– нация или национальность;

– уровень исторического развития (тысячелетие, век);

– физико-географическая характеристика обживаемой территории;

– абиотические, биотические, антропогенные факторы среды обитания;

– морфофизиологические признаки (примерные: масса тела, рост, особенности мускулатуры, цвет кожи и др.);

– особенности хозяйствования, экологические последствия;

– культура;

– языковые и культурные связи с другими народами.

Пользуясь данными литературы, составьте классификацию хозяйственно-культурных типов Ставропольского края

Обработка результатов и выводы

Составьте карту распределения адаптивных типов по Ставропольскому краю (Карачаево-Черкесии), отмечая разноцветными карандашами территории их расселения и уровни исторического развития.

Сделайте вывод о влиянии хозяйственно-культурной экоадаптации на биологический и социальный прогресс народов, населяющих Ставропольский край и сопредельные территории.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные этапы эволюции человека.

2. Дайте характеристику основных этапов антропогенеза.

3. Каковы основные черты развития человека разумного (Homo sapiens)?

4. Как решается вопрос о месте происхождения Homo sapiens?

5. Какие два важных момента отмечаются в становлении человека разумного?

6. Почему возникновение человека называют крупнейшим ароморфозом?

7. Каковы социальные особенности трофических связей человека?

8. Каким образом формировались отношения человека разумного с представителями других видов?

9. Как развивалась орудийная деятельность у человека?

10. Какую роль в становлении человека разумного сыграло возникновение фиксированной информации?

11. В чем сущность социально-экологической революции?

12. Назовите основные расы вида Homo sapiens.

13. Что такое адаптивные типы?

14. Дайте характеристику основных адаптивных типов.

15. Что такое хозяйственно-культурные типы?

16. Каково происхождение адаптивных экологических типов людей?

17. Какие коренные адаптивные типы населяли ранее территорию Ставропольского края?

18. На основе каких хозяйственно-культурных типов сформировались адаптивные типы на территории края? Дайте характеристику этих типов.

19. Какие экологические условия (абиотические, биотические, антропогенные факторы) повлияли на формирование адаптивных типов Ставропольского края?

20. Перечислите уровни биосоциального отбора.

21. Приведите примеры, доказывающие, что “формирование человека современного вида было не только биологической эволюцией, но и этапом социогенеза”.

Литература

1. Антропология /Под ред. Е.Н. Хрисанфовой. – М., 1998.

2. Биология. Книга 1. /Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк., 1997.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 2. – М.: Мир, 1990.

4. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997.

5. Петров К. М. Общая экология. – СПб.: Химия, 1998.

6. Прохоров Б.Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. – М.: Наука, 1991.

7. Фоули А. Еще один неповторимый вид. – М.: Мир, 1989.

РАЗДЕЛ VIII: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРОНОБИОЛОГИИ

Лабораторное занятие 12

Тема. Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах

Цель. Определить хронобиологический тип по опроснику-тесту. Определить и сопоставить показатели индивидуальной минуты (ИМ) со стандартными величинами.

Оборудование. Секундомер, опросник.

Теоретическое введение

На протяжении всей своей истории человечество сталкивается с суточными, месячными (лунными), сезонными, годовыми ритмами, обусловленными планетарными явлениями и подчиняющими себе геологические, климатические, биологические и другие процессы.

Под ритмами (от греч. rheo - теку) понимают повторение одного и того же события или состояния через строго определенные промежутки времени, Длительность цикла от начала до очередного повтора называется периодом. Ритмы, присущие живым организмам, называются биологическими ритмами. Важнейшим ритмом для всего живого на Земле является суточный ритм, определяемый такими водителями ритма, как фотопериодизм, колебания температуры, влажность, магнитное поле.

Ритмы биологической активности с периодом около суток носят название циркадных (от лат. circa - вокруг, dies - день). Изучение закономерностей смены дня и бодрствования приобретает все более возрастающее практическое значение в связи с круглосуточной работой предприятий, жизнью на Севере, освоением Мирового океана, с длительным пребыванием под водой, развитием космонавтики, межконтинентальными перелетами. Ритм суточной смены сна и бодрствования, покоя и деятельности наложил свой отпечаток на все физиологические функции, в первую очередь, обслуживающие двигательную активность, а затем на все более «глубокие», вплоть до основного обмена веществ. Время цикла, когда изучаемая функция достигает наибольшего значения, обозначается как акрофаза, наименьшего значения - ортофаза.

Определенное влияние на состояние физиологических функций организма человека оказывают периодические изменения положения Луны относительно Солнца и Земли, действие гравитационных сил, влияющих на интенсивность приливов и отливов, связанные с ними геофизические явления. Большой интерес представляет теория биоритмов, согласно которой с момента рождения человека у него наступают ритмические, с околомесячным периодом, колебания функционального состояния. Так, считают, что физический цикл завершается за 23 дня и оказывает влияние на широкий диапазон физических факторов, включая сопротивляемость болезням, силу, координацию, скорость, физиологию, ощущение хорошего физического самочувствия. Эмоциональный цикл, длящийся 28 дней, управляет творчеством, восприимчивостью, психическим здоровьем, мышлением, восприятием мира и самих себя. Интеллектуальный цикл имеет период в 33 дня, регулирует память, бдительность, восприимчивость к знаниям, логические и аналитические функции мышления.

Дни перехода от положительной фазы к отрицательной являются критическими, что проявляется в физическом цикле несчастными случаями, в эмоциональном - нервными срывами, в интеллектуальном - ухудшением качества умственной работы. Опасность увеличивается, когда критические дни разных циклов совпадают.

Одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов является длительность индивидуальной минуты (ИМ).

У здоровых людей величина ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма. У лиц с высокими способностями к адаптации ИМ превышает минуту физического времени, у лиц с невысокими способностями к адаптации ИМ равна в среднем 47,0 - 46,2 с, у хорошо адаптирующихся - 62,90 - 69,71 с (Н.И.Моисеева, 1991; Л.И.Губарева, А.А.Колесникова, 1995). ИМ имеет циркасептальный ритм - ее величина максимальна во вторник и среду и минимальна в пятницу и субботу (Л.И.Губарева, А.А.Колесникова, 1995). По данным Л.И. Губаревой (1994), по величине ИМ можно судить также о наступлении утомления у учащихся и взрослых людей.

С учетом этого величина ИМ может быть исследована в начале и конце занятия, в течение дня, недели, месяца, года. Эти данные позволят выявить циркадные, недельные, сезонные ритмы индивидуальной минуты, функциональное состояние организма и его адаптивные возможности в любое время.

Задание 2. Определите хронобиологический тип (хронобиотип).

С помощью предлагаемого теста определите свой хронобиотип. При выполнении тестового задания придерживайтесь следующих рекомендаций.

1. Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос.

2. Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности.

3. На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса.

4. Для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Перечеркните крестиком только один ответ.

5. На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее.

Вопросы с приложенными оценочными тестами

1. Когда вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами?

(Перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток

5.00 5.30 6.00 6.30 7.00 7.30 8.00 8.30 9.00 9.30 10.00 10.30 11.00 11.30 12.

                                                       

Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru

Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru 5 4 3 2 1

2. Когда вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами?

(Перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток

20.00 20.30 21.00 21.30 22.00 22.30 23.00 23.30 24.00 0.30 1.00 1.30 2.00 2.30 3.0

                                                       

Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru

5 4 3 2 1

3. Какова степень вашей зависимости от будильника, если утром вы должны вставать в определенное время?

Совсем независим 4

Иногда зависим 3

В большой степени зависим 2

Полностью зависим 1

4. Как легко встаете утром при обычных условиях?

Очень тяжело 1

Относительно тяжело 2

Сравнительно легко 3

Очень легко 4

5. Как вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания?

Большая вялость 1

Небольшая вялость 2

Относительно деятелен 3

Очень деятелен 4

6. Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?

Совсем нет аппетита 1

Слабый аппетит 2

Сравнительно хороший аппетит 3

Очень хороший аппетит 4

7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?

Очень усталый 1

Усталость в небольшой степени 2

Относительно бодр 3

Очень бодр 4

8. Если у вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем отхода ко сну?

Всегда или почти всегда в обычное время 4

Позднее обычного менее чем на 1 час 3

На 1-2 часа позднее обычного 2

Позднее обычного больше, чем на 2 часа 1

9. Вы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, физической тренировкой). Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю по 1 часу утром между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для вас?

Мне это время очень благоприятно 4

Для меня это время относительно приемлемо 3

Мне будет относительно тяжело 2

Мне будет очень тяжело 1

10. В какое время вечером вы так сильно устаете, что должны идти спать?

(Перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток

20.00 20.30 21.00 21.30 22.00 22.30 23.00 23.30 24.00 0.30 1.00 1.30 2.00 2.30 3.0

                                                       

Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru 5 4 3 2 1

11. Вас собираются нагрузить 2-часовым тестом в период наивысшего уровня вашей работоспособности. Какой из 4-х данных сроков вы выберете, если вы совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?

8.00 - 10.00 6

11.00 - 13.00 4

15.00 - 17.00 2

19.00- 21.00 0

12. Если вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?

Очень усталый 5

Относительно усталый 3

Слегка усталый 2

Совсем не усталый 0

13. Какие-то обстоятельства заставили вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для вас время. Какой из 4-х указанных возможных вариантов будет соответствовать вашему состоянию?

Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать 4

Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать 3

Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю 2

Я просыпаюсь позднее, чем обычно 1

14. Вам предстоит какая-либо работа, отъезд или др. ночью между 4 и 6 часами. На следующий день у вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей вы выберете?

Сплю сразу после ночной работы 1

Перед ночной работой дремлю, а после нее сплю 2

Перед ночной работой сплю, а после нее дремлю 3

Полностью высыпаюсь перед ночной работой 4

15. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы вы выберете, если у вас полностью свободный график дня и можете руководствоваться только личными чувствами?

8.00 - 10.00 4

11.00 - 13.00 3

15.00 - 17.00 2

19.00- 21.00 1

16. У вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю по 1 часу между 22 и 23 часами. Как вас будет устраивать это время?

Да, полностью устраивает. Буду в хорошей форме 1

Буду в относительно хорошей форме 2

Через некоторое время буду в плохой форме 3

Нет, это время меня не устраивает 4

17. Представьте, что вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5-часовой непрерывный график работы вы выберете, чтобы работа стала для вас интереснее и приносила большее удовлетворение? (Перечеркните крестиками пять клеточек).

24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

                                               

Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru

1 5 4 3 2 1

Полночь Полдень Полночь

( При подсчете берется большее цифровое значение).

18. В какой час суток вы чувствуете себя на «высоте»? (Перечеркните крестиком только одну клеточку).

Часы суток

24 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

                                               

Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru Основные этапы происхождения человека (по К. М. Петрову, 1998) - student2.ru

1 5 4 3 2 1

Полночь Полдень Полночь

19. Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу вы себя относите?

Четко к утреннему типу - «Жаворонок» 6

Скорее к утреннему типу, чем к вечернему 4

Индифферентный тип - «Голубь» 3

Скорее к вечернему типу, чем к утреннему 2

Четко к вечернему типу - «Сова» 0

Наши рекомендации