Оценка стрессовых ситуаций Холмса–Райха

Подсчитайте сумму баллов, учитывая те события, которые произошли за прошедший год. Событие     Оценка
Смерть мужа, жены Развод Смерть близкого человека Разного рода травмы, болезни Вступление в брак Потеря работы Примирение с мужем (женой) Ухудшение (улучшение) состояния здоровья члена семьи Беременность Сексуальные проблемы Появление нового члена семьи Изменение финансового положения Смерть близкого друга Перемена работы Усиление или прекращение конфликта с мужем (женой) Вынужденная продажа дома Изменение служебного положения Разлука с детьми Неприятности с законом Выдающееся личное достижение Начало работы, учебы (уход с работы, учебы) Изменение режима дня Неприятности с начальством Изменение графика работы Переезд на другое место жительства Смена места учебы, школы, другого учебного заведения Смена места или стиля отдыха Смена общественной деятельности Необходимо сдавать комнату (комнаты) внаем Изменение режима сна Семья стала чаще (реже) собираться вместе Изменение привычного рациона еды Отпуск (каникулы) Небольшие нарушения закона  

По Холмсу и Райху те, кто набрал 150 - 199 баллов имеют наибольший шанс заболеть в течение следующего года. Те, у кого сумма 200 - 299 баллов, подвержены риску заболеваний, а если сумма превышает 300 баллов - вероятность болезней очень велика, но во всех случаях все зависит от способности человека управлять своим эмоциональным состоянием, от его отношения к событию.

При помощи следующего теста (табл. 37) оцените, насколько вы уверены в себе и насколько легко можете выйти из стрессовой ситуации, а также способность управлять своим эмоциональным состоянием при стрессе.

Таблица 37

Насколько Вы уверены в себе

1. Я полагаюсь на свои собственные суждения. 2. Я уверен в своей правоте. 3. Я знаю, что чувствую. 4. Я откровенен с собой в том, чего я хочу, и в своих чувствах. 5. Я выражаю свои чувства тогда, когда испытываю их, несмотря на то, что чувствуют другие. 6. Я не скрываю от окружающих, как я отношусь к себе. 7. Я не скрываю от окружающих, как я отношусь к ним. 8. Если я не согласен с чьими-то идеями, мыслями, поведением, я открыто критикую их. 9. Если кто-то поступает нечестно, я открыто говорю ему свое отношение к этому. 10. Если мне кажется, что в моих отношениях с кем-то возникли проблемы, я сообщаю ему об этом. 11. Я настаиваю, чтобы мой муж /жена или человек, с которым я живу, разделял со мной обязанности по хозяйству. 12. На работе я возражаю, если считаю, что меня заставляют делать больше, чем я могу успеть. 13. Если кто-то попросит меня об услуге, которую мне неудобно выполнять, я скажу ему об этом. 14. Если кто-то одолжил у меня что-нибудь, например книгу, одежду, деньги, и забыл вернуть, я напомню ему об этом. 15. Я настаиваю, чтобы окружающие выполняли свои обязанности. 16. Если я замечу, что купил бракованный товар, я верну его и потребую замену. 17. Если кто-то влезет передо мной в очередь, я громко выскажу свое недовольство. 18. Когда в кафе меня обслужат позже, чем того, кто пришел после меня, я привлеку к этому всеобщее внимание. 19. Если на лекции или в кино кто-то стучит ногами по моему креслу, я попрошу его перестать. 20. Если в ресторане мне подали плохо приготовленную пищу или не то, что я заказал, я попрошу официанта исправить положение. 21. Если мне нужна помощь, я попрошу о ней. 22. Я протестую, если кто-то перебивает меня, когда я говорю. Сумма баллов   1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4   1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4 1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4   1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4  


Чтобы подсчитать количество очков, используйте следующую шкалу:

1- никогда, 2 - иногда, 3 - часто, 4 - всегда

Чем больше очков, тем лучше вы умеете отстаивать свои интересы. Максимально возможное количество набранных баллов – 88. Если у вас больше 60 баллов, можете быть спокойны – вы уверены в себе и легко сможете выйти из стрессовой ситуации. А если нет – научитесь управлять собственными реакциями в напряженных ситуациях.

Обработка результатов и выводы

Подсчитайте сумму баллов по каждому тесту и сделайте соответствующие результатам исследования выводы.

Задание 4. Ознакомьтесь с методиками управления течением стрессорных реакций и выберите приемлемые для себя методы выхода из стрессовой ситуации.

Каждый человек может научиться управлять собственными реакциями в напряженных ситуациях. Есть четыре основных метода работы с эмоциональным состоянием:

а) укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и т. д.;

б) изменение ситуации, то есть вы избавляетесь от того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно;

в) изменение отношения к ситуации;

г) умение расслабиться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.

Для того, чтобы научиться лучше понимать себя, управлять своими чувствами и поступками, можно применить методики индивидуального планирования.

1. Внутренний диалог. Мы часто выражаем свои надежды и убеждения, разговаривая с собой, причем часто выражаем свои отрицательные эмоции по отношению к себе. Полезно проанализировать то, как вы говорите с собой.

Для анализа стрессовой ситуации можно применить следующие вопросы:

- что произошло (где, когда, с кем, почему?);

- как вы реагировали?

- что вы думали при этом?

- как вы чувствовали себя после этого?

Напишите ответы, которые вы использовали при оценке какой-либо стрессовой ситуации и продумайте - конструктивно ли вы себя вели. Обдумайте, как вы будете себя вести в других случаях, аналогичных этому.

2. Положительные утверждения. Вместо негативных утверждений после событий, вызвавших стресс, или готовясь к стрессовой ситуации, используйте следующие фразы при ответе на вопрос что делать?:

- надо выработать план действий;

- лучше поразмыслить, что я смогу сделать, чем понапрасну нервничать;

- не нужно самобичеваний, разумнее все обдумать;

- не стоит переживать, это все равно не поможет;

- может, я вовсе и не тревожусь, а лишь хочу противостоять ситуации.

Для сопротивления стрессу и управления ситуацией применяйте следующие фразы:

- я могу принять вызов;

- постепенно я могу уладить ситуацию;

- надо думать не о том, как мне страшно, а о том, что я могу сделать;

- нужно говорить по сути дела;

- напряжение помогает мне справиться с ситуацией;

- теперь можно расслабиться, я контролирую ситуацию.

Медленный глубокий вдох. Отлично.

Для повышения уверенности в себе используйте утверждения:

- Сработало! Я смог это сделать!

- Надо рассказать приятелю, то-то он удивится!

- Все прошло не так плохо, как я ожидал.

- Я переживал больше, чем следовало.

- Я очень доволен своими успехами.

3. Нереальные установки. Чем их больше, тем сильнее вероятность психических заболеваний. А не придерживаетесь ли вы подобных установок?

Вам необходимо постоянно получать доказательства любви и одобрения со стороны людей, мнение которых имеет для вас большое значение.

Вам беспрестанно хочется доказать свою полную компетентность во всем или же в отдельных вопросах.

Вы рассматриваете свою жизнь как сплошную цепь неудач и невезение, если наступает черная полоса.

Людей, нанесших вам обиду или причинивших вред, вы относите к категории злобных ничтожеств и постоянно рассказываете о них, проклинаете, обличаете во всех смертных грехах.

Ваши мысли и переживания заняты тем, что кажется вам опасным или вызывает страх.

Весь мир и так плох, а если вы не можете найти выход из неприятной ситуации, он просто ужасен.

Вы не можете избавиться от уныния и враждебности.

Для вас легче избегать жизненных трудностей, чем бороться, воспитывая свой характер.

Вы всегда помните о своем прошлом. Ваше прошлое и по сей день определяет ваши мысли и поступки.

Вы находите счастье в бездействии. Ваша инертность устраивает вас.

Избавьтесь от нереальных установок, если они у вас есть! (Модель поведения – табл. 38).

Таблица 38

Модели поведения в стрессовой ситуации

НАПРЯЖЕНИЕ
Событие Мысли, приводящие к стрессу Стрессовые реакции
Преподаватель спрашивает вас о качестве проделанной работы, о ее выполнении Вы работу не выполнили. Мысли: «Ну вот, опять не везет, как всегда». Угнетенное состояние
Расслабление и управление ситуацией
Событие Ответная мысль Выход из ситуации
Преподаватель спрашивает о проделанной работе или ее качестве Вы работу не выполнили, признайте за собой это. Но это не смертельно. Обратитесь к преподавателю, спросите о новых сроках сдачи работы, спросите совет по методике выполнения Чувство уверенности, что работа будет выполнена

Применив вышеперечисленные методики на ранних стадиях стрессов, вы сможете избежать развития ОАС и сделать свою жизнь более продуктивной и интересной.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность теории «общего адаптационного синдрома» Г. Селье?

1. Как организм реагирует на стресс в каждую из фаз?

2. Какими признаками проявляется действие раздражителей?

3. Какими реакциями психики проявляются стрессовые ситуации?

4. Как сказывается стресс на поведении?

5. Назовите причины стресса.

6. Как в ходе эволюции изменялись отношения общества и природы?

7. Почему угроза уничтожения природы силами общества стала реальной только в ХХ веке?

8. В чем заключается “правило меры преобразования природных систем”?

10.Какие проблемы возникают в связи с процессом урбанизации?

11.Что входит в понятие “демография”?

9. В чем заключается конкурентная регуляция численности?

10. Каковы особенности внутрипопуляционных и внешних процессов, изменяющих равновесие в популяции?

11. Какая связь между развитием сельского хозяйства и ростом населения? (“неолитическая революция”).

12. Какие процессы регуляции численности человеческих популяций вы знаете?

13. Что называется искусственными мерами регуляции численности?

14. Как влияет стабильность человеческих общностей и уклад жизни на продолжительность жизни?

15. Каковы демографические ожидания?

16. Каковы первоочередные условия устойчивого развития человечества?

17. Каковы возможности по увеличению продолжительности здоровой жизни?

18. Перечислите методы управления эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации.

19. В чем заключается суть методик индивидуального планирования поведения?

20. Назовите модели поведения в стрессовой ситуации.

21. Можете ли вы управлять своим эмоциональным состоянием? Как вам это удается?

Литература

1. Азон Б. Стресс излечим. – М.: Крон-пресс, 1994.

2. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? – М.: МНЭПУ, 1997.

3. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991.

4. Голубчик М. М., Файсубович Э. Л. и др. Введение в экономическую и социальную географию. – Смоленск, 1994.

5. Губарева Л.И. Влияние гипогликемии матери на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему потомства в раннем постнатальном онтогенезе // Нейроэндокринные механизмы адаптации. – Ставрополь, 1985.

6. Губарева Л.И. Влияние гипогликемии матери во время беременности на гипоталамическую регуляцию гипофизарно-надпочечниковой системы первого и второго поколений ее потомства // Механизмы интеграции биологических систем. Проблема адаптации. – Р н /Д, 1988.

7. Губарева Л.И., Куприй Г.А., Мишина Н.Ф., Мишина Е.А. Влияние занятий с компьютером на состояние симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем детей 6 лет // Физиологический журнал им. И.М.Сеченова РАН.- 1996. – № 4.

8. Губарева Л.И., Колесникова А.А. Индивидуальная минута как показатель адаптации // Нейроэндокринология-95 / Тез. докл. Всероссийской конф. – СПб., 1995.

9. Губарева Л.И., Каюмова С.С., Батурин В.А., Радцева Г.Л., Пашнева Е.И. Морфологические изменения в яичниках и матке крыс при гиперкортицизме // Актуальные проблемы и достижения в области репродукции и биотехнологии / Сб. научн. тр. – Ставрополь,1998.

10. Gubareva L.I., Drzhevetskaya I.A. The influence of mothers’ hyperinsulinum and hypoglycaemia on offsprings hypothalamo-hypophyseal-adrenocortical system activity and glucose tolerance // ISPNE XXVII th Congress. (International Society of Psychoneuroendocrinology) General Programme & Scientific Abstracts. – Cascais, Portugal, 1996.

11. Gubareva L., Vasilenko Y., Gubareva L. The peculiarities of psychotype and endocrine study of children living in ecologically unfavourable regions // Innovations in Psychiatry-1998 / Vth World Congress. Abstracts. – London,1998.

12. Gubareva L. Disbalance of gormones at children and teenagers as the consequence of ecological stress // Stress. Second World congress. Australia. – Melbourne,1998.

13.Држевецкая И.А., Солгалов Г.Д., Губарева Л.И. Функция коры надпочечников у детей 6 лет, проживающих в регионе, загрязненном отходами химического производства // Физиологии человека. 1994. № 4.

14.Каюмова С.С., Губарева Л.И., Духно С.М. Реакция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы на раздельное и комбинированное запыление сульфидом кадмия и цинка // Нейроэндокринные механизмы адаптации. – Ставрополь,1985.

15.Нейрхард Д. Властелин эмоций. – СПб.: Питер, 1997.

16.Петров К. М. Общая экология. – СПб.: Химия, 1998.

17.Прохоров Б.Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. – М.: Наука, 1991.

18.Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.

19.Саушкин Ю. Г. Введение в экономическую географию. – М.: Изд-во МГУ, 1970.

20.Фонтана Д. Как справиться со стрессом. – М.: Педагогика-пресс, 1995.

Наши рекомендации