Интеллектуальная сторона ВКБ
Интеллектуальный компонент ВКБ – это представления и знания о болезни пациентом, её субъективная оценка (опасная/не опасная, излечена/неизлечима), размышления о её причинах и возможных последствиях, это также решение вопросов, чем, как и у кого лечиться.
Интеллектуальная сторона ВКБ строится из разных источников:
- объяснения пациентом своих болезненных ощущений на основе «наивной» морфологии и физиологии (шлаки засоряют, застой энергии);
- на основе сведений о болезни, почерпнутых из популярной литературы и из сообщений знакомых, соседей по больничной палате;
- сообщений лечащего врача о диагнозе и прогнозе заболевания (ятрогенная составляющая интеллектуальной стороны ВКБ).
Знание структуры ВКБ позволяет правильно обосновать выбор психокоррекционных мероприятий.
Понимание ВКБ помогает найти нужную тактику в работе с больным, в выборе определённых форм коррекции.
Психокоррекция ВКБ
Используемые методы:
1. Психокоррекционное вмешательство в чувственную сторону чаще всего сводится к психологическим приёмам облегчения боли и неприятных ощущений.
Приёмы:
· обучение активному переключению внимания (научить считать для отвлечения от боли кружочки на обоях, вспоминать приятные события жизни);
· заместительная активность (переписать домашнюю библиотеку).
2. Воздействие на эмоциональное состояние больного:
- приёмы, провоцирующие «отреагирование» негативных эмоций (выплакаться под контролем специалиста), или разотождествление с негативными эмоциями.
- приёмы релаксации (целенаправленного расслабления), нормализующие настроение и оказывающие противотревожное действие.
Большинство приёмов релаксации основаны на взаимозависимости эмоционального состояния и мышечного тонуса. Негативные эмоции вызывают застойное напряжение в мышцах. Напряжение мышц может вызвать актуализацию негативных переживаний, а расслабление – дезактуализирует негативные переживания.
3. Важная особенность психокоррекции волевой стороны ВКБ – формирование мотивации на выздоровление, на преодоление болезни. Здесь очень важной является эмоциональная поддержка пациента, вселение надежды, воодушевление, поощрение за маленькие успехи. Однако, эмоциональное сопровождение должно быть не формальным, а тёплым, искренним, иначе эффект теряется. Немаловажное влияние на формирование волевого ответа на болезнь оказывает и эмоциональное состояние больного. Например, депрессия во многих случаях сопровождается синдромом беспомощности/безнадёжности. Полезно развенчивать такие деморализующие мысли больного: «не стоит и стараться», «от меня ничего не зависит». Важно помочь больному обрести «борющийся дух». Его следует побуждать к маленьким, но планомерным изменениям в сторону всё большей активности. Позитивно подкреплять его старания похвалой, эмоциональным поощрением.
4. Метод психотерапевтической беседы – разъяснение причин и механизмов болезненных ощущений, разъяснение диагноза, прогноза заболевания. Помогает устранить неясность и провоцируемую ею тревогу. Однако разъяснения могут быть приняты пациентом только при установлении с ним хорошего терапевтического контакта, а для этого используется этап активного слушания пациента. Внимание больного привлекается к малейшим сигналам позитивной динамики состояния, к вопросам сознательно-волевого ответа на заболевание и его значимости для успешности лечения.
Приёмы:
· Полезно рассказывание воодушевляющих историй о выздоровлении других пациентов с подобной болезнью, приведение в пример литературных или киногероев, которые преодолевали трудности, боли и болезни.
· Библиотерапия – чтение специально подобранных книг.
Например: онкологическим пациентам очень полезна Луиза Хей;пациентам после инсульта – Н. Островский «Как закалялась сталь» о Павке Корчагине;пациентам с системной патологией полезно почитать книгу Нормана Казинса «Анатомия болезни».
5. Метод активного слушания – облегчение душевного состояния. Помогает пациенту яснее провести границу между собственным Я и болезнью, укрепляет его Я. Очень важно привлечь внимания пациента к его собственной личности и отвлечь от болезни.
6. Суггестия – внушение.
Типологии отношения к болезни
Представления о состоянии своего здоровья, сопровождаясь определёнными переживаниями, находят своё выражение в различных формах отношения человека к своему здоровью:
1) адекватное;
2) пренебрежение;
3) повышенное внимание.
Отношение к своему здоровью зависит от:
- возраста;
- интеллекта;
- перенесённых заболеваний;
- образа жизни;
- физической тренированности.