Структурные элементы конфликта
1) конфликтующие стороны
Участники конфликта – конфликтанты, а также могут присоединяться сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.
2) зона разногласий
Предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласие. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют.
3) представление о ситуации
Конфликтанты видят дело по разному. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом.
4) мотивы
У каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, на основе которых воспринимает и оценивает все с чем сталкивается.
5) действия
действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели.
Социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции - негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные). Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции.
К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:
- ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
- неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;
- уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;
- дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;
- материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.
Главными позитивными функциями социального конфликта являются:
- конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, он толкает их к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;
- он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга;
- конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;
- он снимает "синдром покорности", стимулирует активность людей;
- он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;
- в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам - стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;
- развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;
- конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).
Вопросы для самоподготовки.
Что такое конфликт? Перечислите структурные элементы конфликта.
В чем отличие между конструктивным и деструктивным конфликтами?
Назовите главные позитивные и негативные функции социального конфликта.
Тема 2.2: "Стратегии поведения в конфликтных ситуациях"
Содержание: Участники конфликта. Причины конфликтов. Цена конфликта. Выигрыш и проигрыш. Концепция Томаса-Киллмена. Пять основных стратегий поведения людей в конфликтных ситуациях.
Участниками конфликта являются сами конфликтанты, а также могут присоединяться дополнительные участники, исполняющие определенные роли и способствующие данной конфликтной ситуации. Например, сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.
Причины конфликтов
Барьер целей. Цели общения для каждого участника могут носить осознаваемый, неосознааемый и смешанный характер. Трудности возникают тогда, когда участники общения преследуют противоположные или несоотносимые друг с другом цели. В ситуации общения медсестра - больной причиной конфликта может быть игнорирование или непонимание потребности пациента в получении поддержки, признании его индивидуальности, уважении (неосознаваемые потребности).
Барьер правил общения. Правила общения представляют собой общепринятые понятия, убеждения, предписания, направленные на осознание определенных границ, в которых строится общение. К ним могут быть отнесены условия режима, распорядок лечебного учреждения, порядок отпуска процедур, посещение кабинетов.
Барьер ролей. Ролевое поведение зависит от воспитания, культурных, религиозных традиций. Примером ролевых причин сложных психологических ситуаций могут быть типы поведения медицинских сестер.
Барьер понятий и совместного владения знаниями. Заключается в использовании при общении с пациентом медицинской терминологии, незнакомой больному. К примеру, пациент спрашивает, какую процедуру ему будут завтра делать. Медицинская сестра отвечает: "Спино-мозговую пункцию". В понимании больного это означает, что у него будут "брать спинной мозг", что, конечно, вызывает напряжение, а возможно, и отказ от процедуры и, как следствие, ситуацию конфликта.
Цена конфликта
Цена конфликта для каждой из сторон складывается из суммы трех величин: 1) затраты энергии, времени и сил на конфликтную деятельность; 2) ущерб, наносимый недружественными действиями другой стороны; 3) потери, связанные с ухудшением общей ситуации. Цена выхода из конфликта - это разность между утратами, с которыми сопряжен этот выход из конфликта (утрата каких-то приобретений, статуса, перспектив, затраты на реорганизацию, уступки другой стороне) и приобретения, которые даст выход (открытие новых возможностей). Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения конфликта очевидна. Однако приобретения обычно представляются неясными и гипотетическими, что значительно снижает их оценку, тогда как утраты отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко.