Факторы первого впечатления о человеке.
Фактор отношения к наблюдателю ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.
Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.
Фактор превосходства партнера по общению - «запускает» схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения.
Вопросы для самоподготовки.
Что такое каузальная атрибуция?
Какие есть эффекты восприятия?
С чем связаны факторы первого впечатления о человеке?
Тема 14.: Прием и передача информации.
Содержание: Техники приема и передачи информации. Факторы, влияющие на их успешность. Техники слушания. Приемы активного слушания: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, резюмирование, дальнейшее развитие мыслей собеседника, отражение чувств.
Прием и передача информации.
Что происходит с информацией по мере того как она передается от человека к человеку? Информация может утрачиваться, искажаться, дополняться. Что может мешать нам услышать информацию правильно? Это когда мы недослушиваем оппонента, перебиваем, лень (нежелание думать над сказанным), излишняя эмоциональность. Часто информация искажается неосознанно, в своем рассказе мы хотим, чтобы наши поступки выглядели более выигрышными. На прием и передачу информации могут влиять различные установки по типу оценочных суждений ("хорошо-плохо", "правильно-неправильно").
Приемы, способствующие эффективному приему информации. Больше слушайте, меньше говорите сами, наблюдайте и не спешите выносить оценочных суждений. Не ждите, что партнер сможет изложить информацию кратко, логично, правильно расставляя акценты. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Отделяйте действительные факты от интерпретаций, оценок и суждений. Демонстрируйте уважение к партнеру, учитывайте его интересы. Помните, что человек, как правило, слышит то, что он хочет услышать или то, что ожидает. Люди могут придавать словам разное значение.
Для эффективного приема информации важно уметь слушать!
Техники слушания
Нерефлексивное слушание– способ сосредоточенного внимательного слушания, почти без собственных речевых реакций, особенно таких, которые содержат оценку сказанного или наши соображения по поводу беседы. Такой вид слушания предполагает наше невмешательство в ход мысли собеседника и минимизацию наших ответов. Это могут быть нейтральные простейшие фразы, позволяющие выразить одобрение, интерес и понимание, например: Это интересно. Понимаю. Можно ли подробнее? Что-то случилось?
Нерефлексивное слушание незаменимо для выяснения того, что скрывается за жалобой или предложением, высказыванием партнером, особенно в эмоционально напряженных ситуациях.
Большинство людей гораздо больше склонны говорить, чем слушать. Это часто приводит к неудовлетворенности общением, к ложным выводам, к высказыванию не того, что интересует партнера, к ответам на те вопросы, которых не задавали, и к игнорированию действительно важных моментов.
Пассивное (безмолвное) слушание. Предполагает эмоциональную невключенность в общение, осознание своих собственных мыслей, переживаний.
Эмпатическое слушание. Если нерефлексивное слушание выполняет задачу получения объективной полной информации, то цель эмпатического – дать собеседнику ощущение вашего сопереживания, уловить эмоциональную окраску и значение его проблем. Это наиболее интимный вид слушания, используемый, прежде всего, при необходимости глубокого проникновения в проблему и установления более личных отношений с партнером. Он позволяет установить наиболее глубокий контакт и поддержать его на протяжении беседы.
Эмпатическое слушание позволяет решить одну из важнейших задач – пробуждение доверия.
Приемы активного слушания.
Перефразирование (пересказ).Это техника состоит в том, чтобы повторить, подобно эху, высказанные партнером мысли и чувства. Пр.: Если я вас правильно понял… Главная цель – уточнение информации. Эхо-техника позволяет нам дать партнеру представление о том, как мы его поняли, и натолкнуться на разговор о том, что в его словах кажется нам наиболее важным. Эта техника обладает благоприятным эмоциональным воздействием. Собеседнику обычно приятно, когда его слова перефразируют, так как это свидетельствует о том, что его слушают, стремятся понять, а, следовательно, относятся к нему с уважением, считаются с его мнением. Несмотря на простоту техники, она представляет для многих трудности, так как для них оказывается очень сложным отказаться от оценки и интерпретации высказывания другого.
Уточнение — просьба дать дополнительные, более точные разъяснения. Уточняющий вопрос задается, если есть двусмысленные, многозначительные, непонятные моменты: - Вы не могли бы повторить...Я, видимо, неправильно понял. Вы хотели сказать, что... Будьте добры, разъясните мне, пожалуйста, более точно... Что Вы имели ввиду...Что в Вашем понимании...
Развитии идеи – вывод логического следствия из слов клиента или выдвижение предположения относительно причин высказывания:
- Если исходить из того, что вы сказали, то…
Это техника позволяет уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, дает возможность получить информацию без прямых вопросов.
Резюме.Мы воспроизводим ряд высказываний партнера в сокращенном виде, кратко формулируя самое существенное в них:
- Итак, вы бы хотели…
Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-то проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.
Отражение чувств.Мы сообщаем партнеру, как мы воспринимаем его эмоциональное состояние в данный момент, например:
- Мне кажется, вас это очень огорчает.
Важно не утверждать, что ваш собеседник испытывает те или иные чувства, а говорить о своих впечатлениях, предположениях. Чтобы правильно воспринять чувства собеседника, необходимо обращать внимание не только на слова, но и на его поведение, уметь поставить себя на его место, попытаться понять общий смысл беседы.
Сообщение о собственном самочувствии. Мы сообщаем партнеру, как мы чувствуем себя в данной ситуации, например:
- Мне жаль, что так сложилось.
- Я очень рад, что ваши переговоры сложились.
Информирование партнера о своем собственном состоянии нередко полезно, особенно в эмоционально напряженных ситуациях.
Даже если мы говорим о своих негативных чувствах, это может расположить к нам собеседника, так как покажет нашу честность, отсутствие лицемерия и выразит прямо то, что все равно чувствовалось и давило на обоих. Кроме того, с помощью этой техники мы показываем партнеру, что готовы принять выражение чувств с его стороны.
Расспрашивание. Этот прием касается прямого запроса на информацию, не столь непосредственно привязанного к предыдущим высказываниям человека.
Вопросы для самоподготовки.
Почему информация при передачи от партнера к партнеру искажается?
Что такое эмпатическое слушание?
Перечислите приемы активного слушания.
Тема 15.: "Интерактивная сторона общения"
Содержание: Структурные элементы межличностного взаимодействия. Теория транзактного анализа Э.Берна. Позиции в общении. Зоны межличностной дистанции при взаимодействии. Манипуляции и противостояние им.
Интеракция– это взаимодействие. Общение как взаимодействие между людьми.
В ходе общения для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность.
Описание взаимодействия представлено в транзактном анализе – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.
С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как: Родитель, Взрослый, Ребенок. Это не социальные роли, а стратегии во взаимодействии.
Позиция «Родитель» является источником социальной преемственности, она включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой – вместилище предрассудков и предубеждений.
Позиция «Надо!». Человек, занимающий эту позицию обладает набором жизненных правил, оценок, желанием и способностью помогать, опекать, учить, судить, наказывать и поощрять. Он предсказуем, ригиден, стремиться к власти.
Позиция «Ребенок» - эмотивное начало в человеке; это состояние включает все импульсы, естественно присуще ребенку: доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и т.д.
Позиция «Хочу!». Ребенок является средоточением жизненной энергии, жизнерадостности, яркой эмоциональности спонтанности творческих способностей. Тем, кто занимает эту позицию характерны недостаток самоконтроля, избегание ответственности, беспомощность и ранимость.
Позиция «Взрослый» - источник реалистичного, рационального поведения; это состояние, кстати, не связано с возрастом (вспомните детей, взрослеющих после какой-нибудь трагедии). Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, «взрослый» организованно, адаптивно, разумно действует, хладнокровно оценивая вероятность успеха и неуспеха этих действий.
Эта позиция объединяет «Хочу» и «Надо». Человек, занимающий в общении эту позицию ориентирован на реальность, рационален, адаптивен, руководствуется понятием целесообразности и выгоды.
У каждого человека в процессе общения актуализируются то одна, то другая из этих «частей» его личности в зависимости от ситуации и ее участников.
Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят дополнительный характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как «взрослый»., то и тот отвечает с такой же позиции.
Если один из участников адресуется к другому с позиции «взрослого», а другой отвечает с позиции «родителя», то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.
Пр.: Жена обращается к мужу: «Я порезала палец» (В – В). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем» ответ из (В –В).
Или «Вечно у тебя что-то случается» (Рд. – Рб.).
Или «Что же я теперь должен делать?» (Рб. – Рд.).
Исследователями выделено несколько зон, каждая из которых характеризует степень близости между общающимися. Описания этих зон довольно часто встречаются в литературе, но перечислим их еще раз: интимная зона – до 45 см – приемлема при личных взаимоотношениях; 45-150 см – личностная зона. Если люди беседуют, находясь в пределах этого расстояния, то их стараются обходить, а не проходить между ними; 4 – 12 шагов – социально-консультативная дистанция; более 12 шагов – общественная дистанция.
Если кто-то вторгается в интимную или личностную зону, человек испытывает дискомфорт и старается найти некий оптимум пространственного контакта. Есть тенденция искать зависимость интимной зоны от статуса и настроения собеседника.
Замечено, что детям для развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы необходимо как можно раньше иметь свою личную территорию: перенаселенность квартиры – один из патогенных факторов в возникновении неврозов.