Общий адаптационный синдром.
Защитная реакция на стресс включает три стадии.
1. Стадия тревоги. Характеризуется напряжением мышц, учащенное дыхание, ускоренный пульс, повышенное артериальное давление, чувство тревоги. Она отражает мобилизацию всех ресурсов в организме. Устойчивость организма при этом снижается, и если стрессор достаточно сильный, то может даже наступить смерть.
2. Стадия резистентности. Организм начинает приспосабливаться к продолжающемуся воздействию стрессора. В ходе этой стадии устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору. Устойчивость организма по отношению к нему становится выше исходного уровня.
3. Стадия истощения. Возникающая при воздействии сверхсильных или сверх длительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.
Воля
Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает.
Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий. Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Они бывают двух видов – внешние и внутренние.
Внешние препятствия – это не зависящие от человека, объективные препятствия. Внутренние - зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно. Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять деятельность определенным задачам.
Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.
Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства. Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. С поступлением в школу волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования. Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, учителей и родителей. Определенное значение имеет и самовоспитание людей, упорная работа над развитием у себя волевых качеств.
Вопросы для самоподготовки.
Что такое эмоции? Что человек может сделать в состоянии аффекта? Обоснуйте.
Что такое стресс? Назовите три стадии стресса.
Почему у одних людей есть сила воли, а у других нет? Обоснуйте.
Тема 4. Саморегуляция эмоциональных состояний.
Содержание: Эмоциональные состояния, особенности и свойства личности. Способы справиться со стрессом. Профилактика стресса. Стресс в профессиональной деятельности медсестры. Простейшие методики саморегуляции.
Эмоциональные состояния
Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность. Настроение является мониторингом окружающих жизненных обстоятельств, функцией которого является оценка и информирование человека об общем состоянии (самочувствии) и потребностях.
Фрустрация - это состояние напряжения, когда на пути к достижению цели человек встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
Тревога - как ощущение неопределенной угрозы, чувство неясной опасности. Характерный признак тревоги - невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Различные исследования помогли разделить тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент.
Страх - это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Страх сопровождается интенсивным проявлением со стороны показателей физиологической активности, такими как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение.
Стресс в условиях труда.
Если у человека есть возможность контролировать ситуацию, активируется симпатико-адрено-медуллярная система, и перегрузки здесь ведут к заболеваниям типа сердечной недостаточности (активный стресс). Когда стрессор не поддается контролю, активизируется пиуитарно-адрено-кортикальная система, что при длительном воздействии вызывает заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе (пассивный стресс).
В любой социальной организации причиной стресса является несоответствие того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации работник, имеющий определенный уровень способностей, умений и навыков. Возможны 6 различных источников стресса как различных типов несоответствия между требуемым и возможным:
- физические (громкость, запах);
- социальные (нормативные ограничения);
- личностные (тревожность, низкая самооценка);
- особенности задачи (степень сложности, монотонности выполняемой работы);
- структурные (необходимость работы в группе или индивидуально);
- ролевые (возможность инициативы или подчиненность лидеру).
В норме внешние факторы должны соответствовать внутренним. Расхождение возникает в результате занижения / завышения предъявляемых требований. Со стороны техники может быть пере- или недогрузка работой. Возможны неясности ролевых позиций и ожиданий. Руководителю необходимо так организовывать труд своих работников, чтобы избежать возможных несоответствий.
На практике производственный стресс часто есть результат недостаточной информированности работника о том, что от него конкретно требуется, или недостаточной интеграции новичка с организацией. Чувство удовлетворенности работой и степень связанности с группой сильно связаны с тем, насколько успешно складываются социальные отношения в новой для человека организации. Если они достаточно благоприятны для работника, то он гораздо более устойчив к стрессу и к воздействию стрессовой ситуации в целом.
Последствия стресса изучались многими исследователями. Однако стресс не всегда вызывает болезнь. Человек может противостоять даже длительным и сильным стрессорам, если он владеет адекватными стратегиями поведения в стрессовой ситуации.
? Назовите причины стресса в профессиональной деятельности медсестры.