Реабилитация инвалидов, цель, виды.

Одним из разделов деятельности службы медико-социальной экспертизы является разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов – процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение, или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитационный потенциал – комплекс биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.

Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Виды реабилитации:

Медицинская реабилитация – вид реабилитации, направленный на восстановление нарушенных функций.

Психологическая реабилитация – вид реабилитации, направленный на выработку активной жизненной позиции и положительной трудовой установки у инвалида в основном за счёт средств психотерапии.

Профессиональная реабилитация – включает комплекс мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке.

Социальная реабилитация инвалидов – система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, с учётом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры, называется индивидуальным планом реабилитации (ИПР).

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Определение понятия «инвалид» и «социальная недостаточность».

2. Нарушения функций организма, приводящие к инвалидности.

3. 3 степени нарушений функций организма.

4. Медико-социальная экспертиза. Задачи.

5. Группы инвалидности, определения.

6. Структура первичной инвалидизации, основные причины.

7. Детская инвалидность, структура, медико-социальные причины.

Задания для самостоятельной работы

1. 3 раздела медицинских показаний для определения детской инвалидности.

2. Реабилитация инвалидов, цель.

3. Виды реабилитации инвалидов. Определение индивидуального плана реабилитации (ИПР).

Тема №6: «Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья».

Цель обучения-изучить задачи, уровни (государственный, коллективный, семейный, индивидуальный) и виды профилактики-социальная, социально-медицинская, медицинская.

Учебно-целевые задачи.

Студент должен знать:

1) Определения, основные задачи, виды профилактики;

2) Определение факторов риска, групп риска, скрининга, здорового образа жизни;

3) Эпидемические подходы к определению факторов риска;

4) Классификацию факторов риска и основные методы их оценки;

5) Основные принципы, формы, методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения;

6) Роль врача в формировании здорового образа жизни.

Студент должен уметь:

1) Обосновать актуальность профилактики на современном этапе;

2) Определять факторы риска в своей практической деятельности;

3) Применять методики определения и оценки факторов риска при обучении на профильных кафедрах;

4) Выбрать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации.

Учебно-воспитательная задача: каждый студент должен знать, что профилактика, это одно из самых приоритетных направлений охраны здоровья населения, цель профилактики, задачи, уровни, виды.

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-1 З-1 Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные)
У-1 Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды
В-1 Владеть оценками состояния общественного здоровья
ПК-26 З-1 Укрепление здоровья населения, современные проблемы профилактики, определение, основные задачи, виды профилактики и показатели оценки ее эффективности, факторы риска, классификацию факторов риска, принципы, формы, методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения
У-1 Обосновать актуальность профилактики на современном этапе
У-2 Определить факторы риска в своей практической деятельности
У-3 Применять методики определения и оценки факторов риска при обучении на профильных кафедрах
У-4 Выбрать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации
В-1 Владеть методикой анализа деятельности лечебно-профилактических учреждений


Определения и основные вопросы темы:

Наши рекомендации