Реабилитация инвалидов, цель, виды.
Одним из разделов деятельности службы медико-социальной экспертизы является разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Реабилитация инвалидов – процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение, или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитационный потенциал – комплекс биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.
Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.
Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Виды реабилитации:
Медицинская реабилитация – вид реабилитации, направленный на восстановление нарушенных функций.
Психологическая реабилитация – вид реабилитации, направленный на выработку активной жизненной позиции и положительной трудовой установки у инвалида в основном за счёт средств психотерапии.
Профессиональная реабилитация – включает комплекс мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке.
Социальная реабилитация инвалидов – система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.
Перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, с учётом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры, называется индивидуальным планом реабилитации (ИПР).
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Определение понятия «инвалид» и «социальная недостаточность».
2. Нарушения функций организма, приводящие к инвалидности.
3. 3 степени нарушений функций организма.
4. Медико-социальная экспертиза. Задачи.
5. Группы инвалидности, определения.
6. Структура первичной инвалидизации, основные причины.
7. Детская инвалидность, структура, медико-социальные причины.
Задания для самостоятельной работы
1. 3 раздела медицинских показаний для определения детской инвалидности.
2. Реабилитация инвалидов, цель.
3. Виды реабилитации инвалидов. Определение индивидуального плана реабилитации (ИПР).
Тема №6: «Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья».
Цель обучения-изучить задачи, уровни (государственный, коллективный, семейный, индивидуальный) и виды профилактики-социальная, социально-медицинская, медицинская.
Учебно-целевые задачи.
Студент должен знать:
1) Определения, основные задачи, виды профилактики;
2) Определение факторов риска, групп риска, скрининга, здорового образа жизни;
3) Эпидемические подходы к определению факторов риска;
4) Классификацию факторов риска и основные методы их оценки;
5) Основные принципы, формы, методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения;
6) Роль врача в формировании здорового образа жизни.
Студент должен уметь:
1) Обосновать актуальность профилактики на современном этапе;
2) Определять факторы риска в своей практической деятельности;
3) Применять методики определения и оценки факторов риска при обучении на профильных кафедрах;
4) Выбрать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации.
Учебно-воспитательная задача: каждый студент должен знать, что профилактика, это одно из самых приоритетных направлений охраны здоровья населения, цель профилактики, задачи, уровни, виды.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | З-1 | Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные) |
У-1 | Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды | |
В-1 | Владеть оценками состояния общественного здоровья | |
ПК-26 | З-1 | Укрепление здоровья населения, современные проблемы профилактики, определение, основные задачи, виды профилактики и показатели оценки ее эффективности, факторы риска, классификацию факторов риска, принципы, формы, методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения |
У-1 | Обосновать актуальность профилактики на современном этапе | |
У-2 | Определить факторы риска в своей практической деятельности | |
У-3 | Применять методики определения и оценки факторов риска при обучении на профильных кафедрах | |
У-4 | Выбрать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации | |
В-1 | Владеть методикой анализа деятельности лечебно-профилактических учреждений |
Определения и основные вопросы темы: