Классификации типов населения: возрастные, демографической зрелости и геронтологическая.
Классификации популяций предложены ВОЗ
4) Возрастные типы населения:
- прогрессивный – население от 0 до 14 лет превышает долю населения 50 лет и старше;
- регрессивный – лица 50 лет и старше превышают население 0 – 14;
- стационарный – доля лиц в популяции от 0 – 14 лет приблизительно равна доле лиц 50 лет и старше.
2) Геронтологическая классификация:
- до 45 лет – молодые
- 45-60 лет – средний возраст
- 60-74 года – пожилые
- 75-89 лет – престарелые
- 90 лет и старше – долгожители
3) Демографическая зрелость популяции:
- демографически молодое, в которым лица старше 65 лет составляют менее 4 %;
- демографически зрелое, имеющее в своём составе 4-7 % этих лиц;
- демографически старое, в котором лиц этого возраста более 7 %.
Вопросы для повторения и закрепления материала
· Медико-социальные аспекты демографии. Оптимизация демографических процессов. Статика населения (определение).
· Динамика населения. Виды механического движения населения.
· Статика населения. Расчёт коэффициентов.
· Воспроизводство (естественное движение) населения. Определение.
· Живорождение. Мертворождение. Определения.
· Отличие «смертности» населения от «летальности».
· Коэффициент младенческой смертности. Коэффициент перинатальной смертности.
· Классификации типов населения: возрастные, демографической зрелости, геронтологическая.
Задания для самостоятельной работы
· Расчёты коэффициентов рождаемости.
· Расчёты оценки миграционных процессов.
Тема №4: «Заболеваемость; состояние и тенденции»
Цель обучения: изучить определения понятий «заболеваемость» в здравоохранении, роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения, роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о заболеваемости, методы изучения заболеваемости и их сравнительную характеристику, изучить виды заболеваемости и эпидемиологические методы изучения заболеваемости.
Учебно-целевые задачи.
Студент должен знать:
4) Определить понятия заболеваемости как показателя здоровья населения;
5) Основные методы и виды изучения заболеваемости;
Студент должен уметь:
1) Рассчитывать, оценивать и интерпретировать основные показатели заболеваемости населения;
2) Использовать полученную информацию о заболеваемости при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.
Учебно-воспитательные задачи:
Каждый студент должен знать основные закономерности заболеваемости населения и факторы, их определения, учётно-отчётную документацию для сбора и анализа информации, роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о заболеваемости, эпидемиологические методы изучения заболеваемости, виды заболеваемости, специальные виды изучения заболеваемости по обращаемости, их особенности; общая заболеваемость по данным поликлиник и амбулаторий, госпитализированная, инфекционная (эпидемическая) неэпидемическая, профессиональная, производственный травматизм, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, необходимость и особенности применения МКБ в практической деятельности врача.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ОК-1 | З-1 | Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные) |
У-1 | Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды | |
В-1 | Владеть оценками состояния общественного здоровья | |
ПК-12 | З-1 | Определение понятия заболеваемости как показателя здоровья населения |
З-2 | Инвалидность, понятие, основные источники информации | |
З-3 | Физическое развитие, определение, основные показатели и закономерности физического развития | |
У-1 | Проводить анализ деятельности ЛПУ, подготавливать рекомендации по совершенствованию медицинской деятельности учреждений здравоохранения | |
У-2 | Использовать полученные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности | |
У-3 | Использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения | |
У-4 | Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики | |
В-1 | Владеть методикой сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп |
Определения и основные вопросы темы: