Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»)
При выполнении упражнений особое внимание обращаем: на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания; придерживаемся умеренного темпа речи, с четким договариванием слова в полном его объеме; при чтении стихотворений, пении песни, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмеряем расход воздуха с величиной текста.
● Использование люфт-паузы (воздух добирается после каждой строчки).
Пример: С радости-веселья /
Хмелем кудри вьются, /
С горести-печали /
Русые секутся. //
В дальнейшем произносится возрастающее количество слов на одном выдохе.
● «Трубач». Сделать вдох. К губам прижать воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе.
Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
«Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!»
Невербальный тренинг
Различные виды невербального тренинга создают благоприятные условия для последующего перехода к вербальным методам психологической коррекции.
Задачи: эмоциональная стимуляция, активация общения, налаживание коммуникаций и установление между больными эмоционально насыщенных связей - совершенствование невербальных способов общения.
Цель: автоматизация навыков мелодико-интонационной и темпо-ритмической организации речи, эмоциональная стимуляция, активация общения, умение выражать свои чувства невербальным способом.
На фоне проводимых занятий предполагается положительная динамика в виде снижения страха речи в социально и личностно значимых ситуациях, а также повышение коммуникативной активности. Это проявляется:
• в улучшении голосовых модуляций;
• в формировании навыков темпо-ритмической организации речи, а также в интонационно-мелодической выразительности;
• в развитии способностей более адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
• в активизации общения внутри группы и установлении между испытуемыми эмоционально насыщенных связей;
• в выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях;
• в способности легче устанавливать социальные контакты вне группы.
В результате невербального периода взаимодействия заикающиеся в течение занятий начинают активно пользоваться неречевыми средствами общения: жестами, мимикой, пантомимой и т.д.
Примеры упражнений:
● Описание. Партнеры невербально обращаются друг к другу.
Инструкция: выберете партнера и представьте себе, что вы разговариваете с ним в метро, где он вас не слышит; через стекло магазина. Вам надо объясниться ему в любви; сказать важную новость; договориться о встрече.
● Описание. Один из участников выражает эмоцию, другие пытаются угадать какую.
Инструкция: изобразите эмоции и состояния: гнев, радость, изумление, наслаждение и т. д.
● Описание. Один из участников имитирует животное.
Инструкция: изобразите какое-нибудь животное, птицу, насекомое (упражнение рассчитано на полное внутреннее раскрепощение).
● Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие, наблюдательности и памяти:
а) подростки двигаются произвольно под музыку;
б) двигаются и напевают мелодию;
в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;
г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.
● Развитие координации движений.
Установка: координация – пластически и ритмически точно организованное движение различных мышц при выполнении конкретного действия.
Упражнения:
а) подойти к столу, взять фотоальбом, рассматривать фотографии, эмоционально реагировать: грустить, радоваться, удивляться, восхищаться, смеяться;
б) медленно сесть на стул, взять лежащую на столе книгу, раскрыть ее, читать, передавать эмоциональную реакцию;
в) за окном шум – поднять голову, закрыть книгу, подойти к окну, посмотреть, удивиться, напрячься, рассердиться;
г) быстро подбежать к двери, схватить с вешалки пальто, надеть его, открыть дверь, выбежать на улицу.
Те же упражнения выполняют вдвоем синхронно (зеркальное отражение).
Голосовая гимнастика
Целью голосовой гимнастикиявляется развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.
Работая над гласными необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом); не следует допускать горлового и других призвуков; при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.
● Вибрационные движения по гортани рукой с произнесением гласных звуков: а-а-а-о-о-о-у-у-у-и-и-и-э-э-э (наклоняясь вперед, не сдавливая гортань)
● Похлопывание подушечками пальцев по крыльям носа и произнесение слоговых рядов:
Ммми – мммо – ммму - мммэ
● Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала и до конца звучания.
● Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.
а а а у у у
а а у у
«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков. Упражнение можно использовать в сочетании с движением тела: размеренное покачивание в лево в право корпуса тела.
● «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз». Используем движение руки, контролируя плавность и слитность произнесения гласных звуков.
● «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра). Упражнение сопровождается несильными толчкообразными надавливаниями на грудную клетку руками самого испытуемого, что обеспечивает поддержание определенного ритмического рисунка.
● «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).
● Произносить гласные звуки и слоги, повышая или понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.