Психосексуальные аспекты подросткового возраста
Подростковый возраст характеризуется развитием сексуального воображения, грез, фантазий, которые носят более выраженный характер, чем в детстве. Сексуальное воображение почти всегда сопутствует мастурбации (50% случаев), и лишь у 7% девушек и 11% юношей мастурбация не сопровождается какими-либо мечтами или фантазиями. Очевидно, воображение выполняет при этом несколько функций: оно увеличивает удовлетворение, получаемое подростком от сексуальных действий; заменяет реальный сексуальный опыт, которого еще просто нет; стимулирует возбуждение и оргазм, подготавливая тем самым к будущей сексуальной деятельности; позволяет подростку свободно, не стесняясь, предаваться половой разрядке. Каждая из этих функций является предвестницей тех сексуальных фантазий, к которым большинство подростков будет прибегать, став взрослыми. Вот почему подростковое воображение
и опыт столь важны в сексуальной жизни каждого человека. В этом возрасте все юноши и девушки стремятся самоутвердиться, добиться независимости от родителей, особое значение придают контактам со сверстниками. Именно к ним обращаются за советами, помощью, но очень скоро понимают, что и среди сверстников действуют определенные нормы и правила, которым надо подчиняться. В результате происходит конфликт между жаждой независимости и потребностью быть "как все".
У каждой подростковой группы есть свой "кодекс", выработавшийся с учетом этнических и экономических факторов. Так, в одной группе может быть принят весьма традиционный кодекс сексуального поведения: женская чистота и непорочность прежде всего. Если девушка нарушает эти правила, она может заработать себе дурную славу, исковеркать всю свою будущую жизнь. В другой группе секс может быть поднят на щит. Подобное мировоззрение побуждает подростков участвовать в сексуальной жизни. По законам этой группы необходимо приобрести сексуальный опыт как можно раньше. Те, кто не разделяет подобную точку зрения, выглядят в глазах остальных недоразвитыми и старомодными.
То, какие решения в области сексуальных взаимоотношений примет подросток, во многом зависит от его личных качеств, уровня психического развития, природных данных, моральных принципов, боязни нежелательных последствий и т.д. Однако порой эти свойства личности не выдерживают натиска общественного мнения группы. Это больше характерно для юношей, чем для девушек. Как выяснилось, подростки, живущие половой жизнью или, по крайней мере, близкие к этому, как правило, придают особое значение личной независимости. Они постепенно отделяются от семьи, полагаясь больше на друзей, прибегают к наркотикам и алкоголю чаще, чем их сверстники.
Стремясь освободиться от опеки взрослых вообще (и от родительской в частности), подростки начинают вступать в половые контакты для того, чтобы доказать свою независимость и способность принимать решения Таким образом они бросают вызов всему старшему поколению. Но достается эта независимость очень нелегко, поскольку именно or старшего поколения юноши и девушки получили в наследство не только сексуальный опыт, но и двойственную мораль, и развитое чувство сексуальной вины. Взгляды подростков изменились быстрее, чем их поведение. Хотя сейчас общепризнано равноправие полов, моральные устои прошлых лет еще не исчезли. И по сей день в сексуальных отношениях мужчине отводится роль лидера, а если эту роль перехватывает женщина, то она в глазах общества рискует прослыть "сексуально озабоченной". Таким образом, подростки не избавились от сексуальных конфликтов, сексуальной непросвещенности и чувства вины, просто одни проблемы сменились другими.
В этом возрасте юноши и девушки находятся между двух огней: . одной стороны, взрослые всячески поощряют проявление самостоятельности, а с другой - наше общество связывает их по рукам и ногам Они уже не дети, но еще и не взрослые. Однако считается, что он должны поступать, как взрослые, во всех сферах, кроме одной -сферы интимных отношений. Взрослые боятся сексуальных проявлений и всеми способами стараются ограничить эту активность, порой не слишком разумно. Так, в школе запрещается половое воспитание ("дабы не надоумить"), не пропагандируются противозачаточные средства ("чтобы боялись забеременеть"), контролируется все, что подростки могут посмотреть в кино или по телевизору, прочитать в книге ("чтобы в голове были только чистые мысли"), изобретаются разные школьные формы ("скромность побеждает вожделение") или сексуальность подростков просто игнорируют.
К счастью, не все родители разделяют подобные взгляды, часть из них стоит на либеральных позициях, т.е. они говорят со своими детьми на сексуальные темы, учат правильному применению противозачаточных средств, а иногда и настаивают на приобретении детьми сексуального опыта. Подобным отношением они, вероятно, стремятся как бы заново пережить свои юношеские ощущения.
Важно отметить, что сексуальное поведение подростков может доставить много неожиданных хлопот родителям: это и случайная беременность, и венерическое заболевание. Родители тоже находятся в двойственном положении: поскольку, с одной стороны, они не хотят казаться слишком уж строгими и старомодными, а с другой -искренне верят в традиционные нормы сексуальной морали и поведения, которые не всегда легко понять подростку. Некоторых родителей очень волнует, когда их ребенок в этом возрасте не проявляет интереса к противоположному полу. Они рассматривают это как признак возможного гомосексуализма.
Многие родители, не взирая на собственный опыт сексуальной жизни, крайне неодобрительно относятся к добрачным половым контактам подростков. Но надо сказать, что в тех семьях, где основным источником знаний по половым вопросам выступают родители, в среде подростков чаще преобладают традиционные сексуальные нормы поведения, и уровень целомудрия там гораздо выше.
ВАРИАНТЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
При описании вариантов сексуального поведения подростков мы основывались на информации, полученной разными
исследователями в различное время, в разных странах, при помощи самых разнообразных методик. Практически в каждом разделе есть ссылки на выводы Кинзи, однако необходимо учесть, что этим статистическим данным уже более 30 лет.
Мастурбация
По данным Кинзи, отношение 15-летних подростков к мастурбации не одинаково. Мастурбацией до оргазма в этом возрасте занимаются 82% юношей и только 20% девушек, причем такое соотношение сохраняется практически в течение всего подросткового периода. В обзоре Соренсона, опубликованном в 1973 г., цифры несколько иные: юноши - 58%, девушки - 39%. К двадцати годам этот уровень повышается до 85% и 60% соответственно. Наши собственные исследования, в ходе которых были опрошены 580 женщин в возрасте от 18 до 30 лет, показали, что почти три четверти из них занимались мастурбацией в подростковом возрасте. Это свидетельствует о том, что в последние десятилетия мастурбация среди женщин растет. Несмотря на устойчивую тенденцию к росту подобного сексуального поведения, многие подростки терзаются угрызениями совести. До 57% девушек и 45% юношей подтвердили, что они иногда или часто испытывают чувство вины или тревоги, связанное с мастурбацией (по данным Соренсона и других исследователей). С другой стороны, мастурбация удовлетворяет некоторые важные потребности подростков: снимает сексуальное напряжение, повышает уверенность в себе, регулирует сексуальные импульсы, предоставляет безопасные способы приобретения сексуального опыта, снимает общий стресс. О том, что переплетаются чувства вины и наслаждения, можно судить по словам 19-летней студентки.
"Мастурбацией я стала заниматься в 14 лет. Сначала очень неумело, неуверенно, и это не доставляло мне никакого удовольствия. Я уже начала думать, что это дурно, как нам говорили в школе, но однажды вечером, читая сексуальную книгу, я начала ласкать себя так, как там было написано. Вдруг я ощутила сильный оргазм, что меня очень удивило, и с тех пор мне понравилось заниматься мастурбацией. Я даже чувствую теперь себя более уверенной. Более того, у меня исчезло чувство вины, и я прибегаю к мастурбации, когда хочу расслабиться или просто испытать удовольствие".
ПеттингI
Кинзи определил петтинг как физический контакт между мужчиной и женщиной, цель которого состоит в достижении оргазма без соприкосновения половых органов. Большинство специалистов сужает это понятие, не включая в него поцелуи как разновидность ласк.
Некоторые же считают, что петтинг - это все виды сексуальных прикосновений "ниже пояса" в противовес прочим сексуальным ласкам "выше пояса", называемым некингом.
К 15 годам, по данным Кинзи, 57% юношей и 39% девушек уже испытали петтинг, а к 18 годам - 80% представителей обоих полов. Однако оргазма при этом достигали лишь 21% юношей и 15% девушек (до 19 лет). По данным Соренсона, у 22% подростков сексуальная деятельность ограничивалась поцелуями, 17% использовали петтинг. Более современные результаты показывают, что среди студентов первого курса 82% прибегали к петтингу, а у половины юношей и 40% девушек эти ласки сопровождались оргазмом.
Пекинг и петтинг следует рассматривать с точки зрения меняющейся тенденции в сексуальном поведении подростков (см. ниже). Наряду с более ранним приобщением к различным видам сексуального поведения современная молодежь отказывается от традиционных свиданий и устойчивых постоянных отношений в пользу менее конструктивных моделей социального общения. Большое значение имеет широко распространенное применение запрещенных наркотиков, например марихуаны. Факты говорят о том, что подростки, употребляющие наркотики, имеют гораздо больший опыт полового общения, чем не прибегающие к наркотикам.
Половой акт
"Свой первый половой акт я совершила, когда мне было 17 лет. Я тогда училась в школе и встречалась с парнем, которого, как мне тогда казалось, я любила. Наши отношения в скором времени зашли так далеко, что мне казалось бессмысленным и дальше хранить свою девственность. Итак, однажды это случилось. Без каких-либо планов на будущее, без обсуждений. Просто это произошло. Сначала я очень волновалась, но затем успокоилась, и даже получила удовольствие. С тех пор наши половые сношения продолжались примерно 2-3 раза в неделю, и мы были довольны друг другом. Так что я ни о чем не жалею".
"Когда я попытался совершить половой акт в первый раз, мне было 16 лет. Девочка, с которой я встречался, была младше меня, но уже имела опыт в атом деле. Я так нервничал, что не смог ввести половой член, а когда она попыталась мне помочь, эрекция вообще исчезла. Мы старались восстановить ее довольно долго, но ничего не получилось. Я чувствовал себя убитым. Через несколько дней мы попробовали еще раз, и все прошло отлично. Я сразу же воспрял духом, и жизнь снова показалась мне прекрасной".
"Мой первый половой акт был очень неприятным. Мальчик, с которым я была, очень волновался. В итоге все
закончилось раньше, чем началось. Я спрашивала себя: "Что же в этом такого особенного?". Несколько недель я очень переживала, так как боялась, что подхватила какую-нибудь болезнь".
Первый половой акт может принести радость, счастье интимности и удовлетворения, а может и наоборот, доставить массу хлопот, разочарований, беспокойства, вызвать чувство вины, о чем говорят приведенные выше строки.
В результате последних исследований стало известно, что за последние десятилетия возраст подростков, впервые вступающих в половые отношения, значительно снизился, что особенно характерно для девушек. В 1953 г. Кинзи и его коллеги получили данные, что только 1% 13-летних и 3% 15-летних девушек имели половые контакты, к двадцатилетнему возрасту - 20%. По данным Соренсона (1973), треть 13 - 15-летних девушек и 57% в возрасте 16-19 лет уже имели половые контакты. Джессор и Джессор в 1975 г. отметили, что половые акты совершали 26, 40 и 55% девушек соответственно 10-, И- и 12-го классов. Самая свежая статистика Зелника и Кантнера свидетельствует, что за период с 1971 по 1979 г. число незамужних девушек-подростков в Америке, живущих половой жизнью, возросло на две трети (табл. 3).
Данные, касающиеся возраста мальчиков-подростков, впервые совершивших половой акт, говорят о том, что с течением времени эта характеристика изменилась незначительно. По данным Кинзи, 15% 13-летних и 39% 15-летних юношей пережили первую сексуальную
Таблица 3. Число незамужних американских девушек-подростков, живущих половой жизнью
Возраст, лет | Число девушек, живущих половой жизнью, % | |||
Источники информации | ||||
Кинзи | Соренсон | Зелник | Кантнер | |
(1953) | (1973) | (1971) | (1979) | |
. | . | |||
- | - | |||
близость, к 20 годам их число возросло до 73%. По сведениям Соренсона (1973), 44% 13 - 15-летних и 72% 16 - 19-летних юношей имеют опыт полового общения. Зелник и Кантнер сообщают, что 56% 17-летних и 78% 19-летних юношей имеют опыт половых связей.
В табл. 4 показаны основные типы отношений, существующих между подростками - сексуальными партнерами. Раннее начало половой жизни еще не говорит о неразборчивости подростков, поскольку в этот период большинство из них ограничивается одним партнером. По существу, многие юноши, имеющие опыт половой жизни, совершают половые акты не часто. Те, кто вкусил "запретный плод" ради эксперимента, как правило, теряют интерес к этому, как только тайна развеивается. В результате они совершают половые акты очень редко или вообще их прекращают, порой в ожидании "своей единственной". Более регулярные контакты характерны для тех подростков, которые поддерживают длительные любовные отношения.
В последние несколько лет в среде подростков, имеющих опыт сексуальных отношений, выделилась группа (примерно 30% молодежи), разочарованной, недовольной и просто обеспокоенной своей половой жизнью. В эту группу попали те, кто ждал от секса чего-то невероятного. Они сочли себя обманутыми и обделенными неудач-
Таблица 4. Распределение женщин (15-19 лет) и мужчин (17-21 год) по признаку их отношений с первым сексуальным партнером (по расам), % *
Взаимоотношения | Женщины | Мужчины | ||||
с первым партне- | Всего | белые | черные | Всего | белые | черные |
(936) | (478) | (458) | (ВТО) | (396) | (274) | |
Обручены | 9,3 | 9,6 | 8,2 | 0,6 | 0,5 | 1,0 |
Встречаются | ||||||
постоянно | 55,2 | 57,6 | 46,5 | 36,5 | 39,2 | 21,9 |
Друзья | 6,7 | 6,0 | 9,4 | 33,7 | 30,2 | 52,4 |
Встречаются | ||||||
время от времени | 24,4 | 22,2 | 32,6 | 20,0 | 20,2 | 19,0 |
Только что | ||||||
познакомились** | 4,4 | 4,6 | 3,3 | 9,3 | 9,9 | 5,7 |
Источник информации: Зелник и Шах, 1983, ст. 65. Перепечатано по разрешению с журнала "Перспемивы планирования семьи", № 2, 1983.
Среди женщин в эту категорию вошли те, кто заявил о каких-либо других взаимоотношениях.
никами, не почувствовав неземного наслаждения или потрясающего восторга. Кроме того, сюда относятся и те, кто не получил удовлетворения от половой близости из-за индивидуальных сексуальных отклонений. К этой группе можно причислить и тех подростков, которые, несмотря на то, что первоначально получали удовлетворение от половой близости, не захотели, чтобы секс вытеснил все прочие человеческие взаимоотношения ("это все, чем он хочет теперь заниматься"). Иногда эта категория юношей старается вообще воздерживаться от половых контактов, надеясь, что, когда они повзрослеют, все будет совсем по-другому, а иногда они продолжают половую жизнь, не получая при этом никакого удовлетворения.
Гомосексуальные отношения
По свидетельству Кинзи, гомосексуальные контакты между юношами-подростками довольно распространены, и практически невозможно найти юношу, который не испытал бы их на себе хотя бы раз. В этом отношении девушки несколько уступают юношам. Данные Соренсона свидетельствуют, что в последнее время наметился некоторый спад этой тенденции: только 5% 13 - 15-летних и 17% 16 -19-летних юношей когда-либо имели гомосексуальные контакты. Среди девушек-подростков эта цифра составляет примерно 6%. Статистика Хасс (1979) показывает, что среди мальчиков-подростков занимались гомосексуализмом 14%, среди девушек сексуальные контакты с представителями своего пола имели 11%. По его мнению, данные несколько занижены, поскольку многие из опрошенных не включили сюда так называемые "детские игры", которые они не считали половыми актами.
Очень важно, чтобы подросток понял, что отдельные сексуальные контакты или недолговременные связи с лицами своего пола не превращают его в гомосексуала Большинство подростков, участвовавших в таких контактах, гомосексуалами себя не считают и, став взрослыми, не испытывают никакой тяги к гомосексуализму. Тем не менее встречаются юноши, для которых даже единичный случай подобной связи вызывает сильное чувство вины, ощущение двойственности сексуальных интересов, что может привести к душевным потрясениям.
Подростки, которые боятся превратиться в гомосексуалов, ведут себя по-разному. Одни избегают гомосексуальных контактов и резко активизируют гетеросексуальные связи, другие вообще прекращают любые сексуальные отношения, кое-кто считает себя бисексуалом и либо воспринимает это состояние как проходящее, либо обращается к врачу.
Некоторые подростки интуитивно чувствуют свою гомосексуальную природу и относятся к этому положительно. Они роются в специальной литературе, ищут контактов с себе подобными и в конце концов официально примыкают к подгруппе гомосексуалов. В гл. 14 мы остановимся на тех трудностях, с которыми они сталкиваются в дальнейшей жизни при существующем отношении общества к гомосексуализму. Поэтому эти люди тщательно скрывают свои сексуальные наклонности от родных и друзей.