Пограничные (переходные, физиологические, транзиторные) состояния новорождённого. Адаптация детей к рождению. Осуществление ухода.

Транзиторные (пограничные) состояния новорожденных
– это переходное состояние между внутриутробным и внеутробным периодом в жизни новорожденного. Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления (адаптации) к родам, новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными, физиологическими) состояниями новорожденных. Для этих состояний, в отличие от анатомо-физиологических особенностей новорожденного, характерно то, что они появляются в родах или после рождения и затем проходят. Пограничными эти состояния называют не только потому, что они возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях могут принимать патологические черты. Период новорожденности – период адаптации к условиям внеутробной жизни, и окончание его определяется исчезновением пограничных (транзиторных, адаптивных) состояний. Длительность его течения у разных детей может быть неодинакова – от 2,5 до 3,5 недель. К пограничным состояниям относятся:
  • Половой криз ;
  • Транзиторный дисбиоз и диспепсия;
  • Транзиторная потеря первоначальной массы тела;
  • Транзиторные нарушения теплового обмена;
  • Транзиторные особенности функции почек;
  • Транзиторные изменения кожных покровов;
  • Физиологическая желтуха.
  Осуществление ухода: · Акушерка планирует и осуществляет уход в зависимости от выявленных нарушений в состоянии ребёнка, обеспечивая оптимальное функционирование всех органов и систем в пределах своей профессиональной компетенции;   · Предупреждает возможные осложнения;   · Обеспечивает максимально возможный контакт ребёнка с матерью, объясняет психологические особенности новорождённого, учит родственников правильно общаться с ним. Н Надлежащие технологии в уходе за новорождёнными: 1) уход без ненужных вмешательств; 2) минимальное пребывание в родильном доме; 3) грудное вскармливание по требованию и совместное пребывание матери и ребёнка; 4) участие обоих родителей в уходе; 5) общение с родителями; 6) профилактика дискомфорта и боли у новорождённого; 7) уход за недоношенными и больными детьми без стеснения их движений, «гнёздышко» в кувезе; 8) консультирование при выписке.

Билет 2

Задание 2.

Профессиональная задача

Новорождённый от первой нормально протекавшей беременности, физиологических родов. Масса при рождении 3000 граммов, длина 50 см.

Объективно: на третий день жизни у ребёнка появилось желтушное окрашивание кожных покровов и видимых слизистых оболочек с апельсиновым оттенком. C 8 дня жизни желтуха начала угасать. Общее состояние новорождённого не нарушено. Размеры печени и селезёнки соответствуют норме.

Температура – 36,9 градусов, ЧСС -120 в минуту, ЧДД--48 в минуту. Изменения цвета мочи и кала нет.

Данные биохимического обследования крови: показатели непрямого билирубина – 108 мкмоль/л.

Задания:

1.Определите проблемы новорождённого.

2.Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого.

3. Составьте план сестринского вмешательства.

Профессиональная задача
1. Определите проблемы новорождённого.

Настоящие (действительные) проблемы новорождённого:

- дефицит знаний матери по уходу за ребенком;

- желтушное окрашивание кожных покровов и слизистых оболочек;

- ребёнок 3-х суток не может организовать себе питание самостоятельно;

- новорождённый 3-х суток не может самостоятельно осуществлять личную гигиену.

Потенциальные проблемы:

- высокий риск развития патологический желтухи.

2. Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого.

Состояние, развившееся у ребёнка : «Физиологическая желтуха»
Обоснование: данные осмотра- на третий день жизни у новорождённого ребёнка появилось желтушное окрашивание кожных покровов, видимых слизистых оболочек с апельсиновым оттенком. C 8дня жизни желтуха начала угасать. Данные биохимического обследования: показатели непрямого билирубина – 108 мкмоль/л. Данное состояние обусловлено: после рождения начинается активный процесс распада эритроцитов с фетальным гемоглобином и синтез эритроцитов с гемоглобином взрослого. При распаде эритроцитов образуется билирубин;недостаточная конъюгационная способность печени – незрелые ферменты печени новорожденного не справляются с большим количеством билирубина. Повышается уровень билирубина и это приводит к развитию физиологической желтухи.

3. Составьте план сестринского вмешательства.

1. Восполнить дефицит знаний матери о физиологической желтухе, как переходном состоянии новорождённого.

2. Получить информированное согласие на проведение процедур.

3.Обеспечить комфортные условия в палате новорождённому.

4. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате.

5. Обеспечить кормление новорождённого грудным молоком по «требованию».

6. Соблюдать асептику и антисептику при уходе (профилактика внутрибольничной инфекции).

7.Контролировать состояние ребёнка, регистрировать характер дыхания, ЧДД, ЧСС, АД, изменение окраски кожных покровов.

8. По назначению неонатолога проводить выпаивание ребёнка 5% раствором глюкозы.

9. По назначению неонатолога проводить биохимическое обследование крови на билирубин.

Эталон ответа к билету № 3

Задание 3.

Практическая манипуляция

Продемонстрируйте на фантоме манипуляцию: «Техника проведения гигиенической ванны новорождённому»

Листы оценки к заданию № 3

Наши рекомендации