Пограничные (переходные, физиологические, транзиторные) состояния новорождённого. Адаптация детей к рождению. Осуществление ухода.
Транзиторные (пограничные) состояния новорожденных |
– это переходное состояние между внутриутробным и внеутробным периодом в жизни новорожденного. Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления (адаптации) к родам, новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными, физиологическими) состояниями новорожденных. Для этих состояний, в отличие от анатомо-физиологических особенностей новорожденного, характерно то, что они появляются в родах или после рождения и затем проходят. Пограничными эти состояния называют не только потому, что они возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях могут принимать патологические черты. Период новорожденности – период адаптации к условиям внеутробной жизни, и окончание его определяется исчезновением пограничных (транзиторных, адаптивных) состояний. Длительность его течения у разных детей может быть неодинакова – от 2,5 до 3,5 недель. К пограничным состояниям относятся:
|
Билет 2
Задание 2.
Профессиональная задача
Новорождённый от первой нормально протекавшей беременности, физиологических родов. Масса при рождении 3000 граммов, длина 50 см.
Объективно: на третий день жизни у ребёнка появилось желтушное окрашивание кожных покровов и видимых слизистых оболочек с апельсиновым оттенком. C 8 дня жизни желтуха начала угасать. Общее состояние новорождённого не нарушено. Размеры печени и селезёнки соответствуют норме.
Температура – 36,9 градусов, ЧСС -120 в минуту, ЧДД--48 в минуту. Изменения цвета мочи и кала нет.
Данные биохимического обследования крови: показатели непрямого билирубина – 108 мкмоль/л.
Задания:
1.Определите проблемы новорождённого.
2.Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого.
3. Составьте план сестринского вмешательства.
Профессиональная задача
1. Определите проблемы новорождённого.
Настоящие (действительные) проблемы новорождённого:
- дефицит знаний матери по уходу за ребенком;
- желтушное окрашивание кожных покровов и слизистых оболочек;
- ребёнок 3-х суток не может организовать себе питание самостоятельно;
- новорождённый 3-х суток не может самостоятельно осуществлять личную гигиену.
Потенциальные проблемы:
- высокий риск развития патологический желтухи.
2. Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого.
Состояние, развившееся у ребёнка : «Физиологическая желтуха» |
Обоснование: данные осмотра- на третий день жизни у новорождённого ребёнка появилось желтушное окрашивание кожных покровов, видимых слизистых оболочек с апельсиновым оттенком. C 8дня жизни желтуха начала угасать. Данные биохимического обследования: показатели непрямого билирубина – 108 мкмоль/л. Данное состояние обусловлено: после рождения начинается активный процесс распада эритроцитов с фетальным гемоглобином и синтез эритроцитов с гемоглобином взрослого. При распаде эритроцитов образуется билирубин;недостаточная конъюгационная способность печени – незрелые ферменты печени новорожденного не справляются с большим количеством билирубина. Повышается уровень билирубина и это приводит к развитию физиологической желтухи. |
3. Составьте план сестринского вмешательства.
1. Восполнить дефицит знаний матери о физиологической желтухе, как переходном состоянии новорождённого.
2. Получить информированное согласие на проведение процедур.
3.Обеспечить комфортные условия в палате новорождённому.
4. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате.
5. Обеспечить кормление новорождённого грудным молоком по «требованию».
6. Соблюдать асептику и антисептику при уходе (профилактика внутрибольничной инфекции).
7.Контролировать состояние ребёнка, регистрировать характер дыхания, ЧДД, ЧСС, АД, изменение окраски кожных покровов.
8. По назначению неонатолога проводить выпаивание ребёнка 5% раствором глюкозы.
9. По назначению неонатолога проводить биохимическое обследование крови на билирубин.
Эталон ответа к билету № 3
Задание 3.
Практическая манипуляция
Продемонстрируйте на фантоме манипуляцию: «Техника проведения гигиенической ванны новорождённому»
Листы оценки к заданию № 3