Адаптация детей после рождения. Транзиторные (или переходные) состояния Н. Основные условия для мягкой адаптации Н.
Адаптация к внеутробн жизни вызывает изменения в орг-ме. У 100% детей на 2-4 день жизни – потеря 5-8% от массы тела при рождении.
- Физиологич убыль (потеря) массы тела. Восстановление к 7-10 дню (срыгивание околоплодн вод, потеря воды ч/з кожу, легкие, с мочой, недоедание, высыхание пуповин остатка.
Тактика: раннее приклад к груди, по требованию, контроль массы.
- Физиология лихорадка (перегревание, неустойчив водн обмен, повыш содерж белка в молозиве, на 3-5 день темп 38-39, жажда, беспокойство. Исчезает ч/з неск часов или 1-2 дня). Тактика: раскрыть, доп питье, контроль темп.
- Физиологич желтуха. На 2-3 день, м.б 4-5, желтушное окрашивание кожи и слизист обол (разрушение фетальных Er, повышение билирубина в крови, незрелость ферментных функций печени. Исчезает к 7-10 дн, м.б до 2-х нед. Тактика: сохр грудн вскармлив, контроль за сост здор.
- Гормональный (половой) криз. Переход эстрогенов матери к ребенку.
- Физиологич мастопатия у М и Д – симметричное нагрубание грудн желез без признаков воспаления, из сосков серозное отделяемое на 3-4 день. Исчезает к концу 2-3 нед.
- Отек мошонки 1 дни, исчезает к 3 дню.
- Дисквамативный вульвовагинит у Д – серо-белые иногда коричневые выделения из полов щели, в 1-е дни, исчез к 3 дню. Такт: бережн уход, не травмир обл грудн жел, сухое тепло на обл желез, подмывание.
- Физиологич эритема кожи. Простая - Рефлекторное расширение сосудов кожи на средовые факторы. В 1-е дни, исчез ч/з неск часов самостоят-но. Токсическая – аллергич р-я кожи, на 2-5 день в виде сыпи, патен, папул, везикул, исчез ч/з 2-3 дн. Такт: уход за кожей.
- Мочекислый инфаркт почек. Отложение мочевой к-ты в просвете мочевых канальцев. Изменение внешн вида мочи – мутная, желтовато-коричневая, после высыхания – песок и коричн пятна, снижение суточн диуреза, на 3-4 дн, исчез ч/з 7-10 дн. Такт: доп питье, уход.
Период грудного возр, основные особ-ти. АФО детей грудн возр. Основные закономерности физич, н-п, соц развития и их оценки. Основные потребности реб грудн возр и способы их удовлетворения.
- период младенчества – 1-й год жизни (от 1 до 12 мес)
· Высокий темп обмена вещ-в
· Быстрые темпы нарастания физич показателей
· Интенсивное НПР
· Особое значение имеет грудн вскармлив
· Пассивный иммунитет от матери
· Чаще заболевания, связанные с неправильной организацией ухода и вскармливания.
АФО
- Кожа и слиз обол хорошо кровоснабжаются, высок спос-ть к регенерации, ранима склонна к мацерации, легко инфицируется, хорошо развиты ф-ии выделения и всасывания, дых ф-я, витаминообразующ роль (вит Д), потоотделение начин с 3-4 мес.
- Волосы не имеют сердцевины, ч/з 6-8 нед выпадают и заменяются новыми (более жесткие)
- Слизист обол богаты кровеносн сосудами, хорошо регенерируют, склонны к отекам.
- Костная система основа скелета – хрящ тк, зона роста – метафиз, хорошо кровоснабжается (риск остеомиелита), богата водой, бедна минеральн солями (риск искривлений), много эластич волокон, надкостница толстая, хорошо развита, швы закрыв-ся к 2-3 мес, большой родн – к 12-15 мес, малый – к 2-3 мес, мозгов отдел черепа >лицевого
- Зубы прорез-е с 6-7 мес, 1 год – 8 зубов, 2 года – 20 зуб.
- Грудная клетка форма цилиндра, ребра гориз-но, ограничена подвижность, нет резерва для дыхания
- Позвоночник физиологич изгибов нет, шейный лордоз – 2 мес (внутрь), грудной кифоз – 6 мес (наружу), поясничн лордоз – 10-12 мес.
- Мышечная система гипертонус мышц-сгибателей (до 3-4 мес), низкая сократит спос-ть, гипотония гладк мускулатуры
- Дыхат система слизист тонкая, ранимая, богата капиллярами, рыхлой клетчаткой, недостаточно эластич ткани, диафрагма высоко, дыхание пуэрильное (вдо=выдоху), мешанное (грудно-брюшное), носовые ходы узкие, придаточн пазухи не сформированы, небн миндалины недостаточно развиты, евстахиева труба короткая и широкая, трахея подвижна, хрящи мягкие, бронхи узкие, плохо развит кашлевой рефл
- Сердце распол гориз-но, границы шире, стенки желудочков тонкие, ЧСС-140-160 у Н, 120- в 1год
- Vжелудка 30-35 мл у Н, в 3 мес – 100 мл, в 1 год – 250 мл, кардиальн сф плохо развит, пилорич отдел выше дна жел, печень большая, но функцион-но незрелая.
- Почки ниже, почечен лох и мочеточн широкие, мочев пуз 50 мл – у Н, 200 мл – в 1 год
кол-во мочеиспусканий 20-25 – у Н, 15 раз – 1 год - НС нервн клетки недостаточно сформированы, незрелость центров продолговатого мозга, плохо развиты борозды и извилины
Физическое развитие: масса 3300-3500 – у зрелого донош Н, 10-10,5 – в 1 год, длина 50-52 см – у Н, 75 см – 1 год, ОГол 34-35 – у Н, 44-47 – 1 г, ОГр 33-34 – у Н, 46-49 – 1 г.
Антропометрия кажд месяц в теч 1 года.
Оценка ФР: 1 р/мес, по центильным таблицам:
- По сумме коридоров – соматотип – до 10 – микро (фр ниже среднего), 11-15 – мезо (фр среднее), 16-21 – макро (фр выше средн)
- По разнице коридоров – гармоничность – 0-1 – гармоническое, 2-дисгармоническое, 3 и более – резко дисгармоническое
НПР: 1 этап – 0-1 мес
Аз и Ас –слух и зрит анализаторы – ч/з 2 ч после рожд, слежение и вздрагивание к 10 дн, слух и зри сосредоточ к 21 дн
Э (эмоции) – улыбка в теч 1 мес или к концу 1 мес
ДО (движения общие) – первые попытки поднять и удержать голову
Этап – от 1 до 3 мес
Аз – сосредоточение вертик-но на руках
Ас – длит следит за звенящ игрушкой, делает повороты головы, слушает музыку, разговоры
Э – появление комплекса оживления к 3 мес – на эмоцион-е общение с ребенком он ищет человека, издающего звуки, отвечает гулением, смехом, улыбкой.
3-4 мес – громко смеется
ДО – удерживает голову в 2 мес, лежит на животе 1-2 мин, в 3 мес – хорошо держит голову, лежа на животе, высоко поднимает голову и держит 1 мин
Этап – от 3 до 6 мес
к 5 мес узнает близких, различает чужих, различает голоса своих от чужих, музыкальн звуки, к 6 мес знает свое имя
ДО в 4 мес удерживает голову в вертик полож на руках, в 5 мес долго лежит на ж, переворачивается со спины на живот, в 6 мес с живота на спину, начин ползать
РА (речь активн) – начин гулить, в 6 мес –отдельные слоги
ДР (движения руки)хватание, удерживание, манипулирование, в4 мес ощупывает, в 5 мес – берет из рук взрослого, в 6 мес – долго занимается, перекладывает
Н (навыки) – в 4-5 мес придерживает грудь или бутылочку, 6 мес ест с ложечки снимая пищу губами, пьет из чашки, кот держит взросл.
Этап – от 6 мес до 12 мес
ДО – начин сидеть 6 мес, 6-9 мес ползает, с 7 мес – самостоят сидит, ложится, с 8 мес сам встает и садится, стоит держась, опускается, 10-11 мес – стоит без опоры, нагибается, 9-12 навыки ходьбы, 12 мес – самостоят-но ходит
РА –лепет в 7 мес, 8-10мес повторяет слоги, 11-12 мес – 8-10 слов,
ДР – 7мес – стучит размахивает игрушкой, 8-9 мес занимается игрушкой долго, 9 мес- собирает пирамидку,10 мес действия с игрушкой, 11 мес – склад кубики, 12 мес катает, водит, кормит
РП (речь понимания) – 6-7 мес на вопр где? Находит взглядом, 8 мес – на где? Нах неск предм, 9 мес знает свое имя, оборачивается, 10 мес Дай! Находит и дает предм, 11 мес кормит собачку, 12 мес понимает действия без показа
Н – пьет из чашки, учится есть с ложечки сам, навыки пользов горшком
Прод-ть сна: у Н – 20-22 ч, 2-5 мес – 16-18 ч, 6-10 мес – 15-16 ч, 10-12 мес – 14-15 ч.
Оценка НПР:
4 группы: 1 группа – нормальное развитие или с опережением
2,3,4 гр- дети с отставанием в НПР на 1,2,3 срока
1 степ задержки – отставание на 1-2 пок
2 степ – 3-4 пок
3 степ – 5-7 пок
Потребности:
- Тесная ВЗАИМОСВЯЗЬ здоровья, поведения и развития.
- Большая ЗАВИСИМОСТЬ от взрослых и ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕНИЯ с ним.
- Потребность в СЕНСОРНОЙ АКТИВНОСТИ
- Потребность в ДВИГАТЕЛЬНОЙ активности.
- Потребность в ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ эмоциях.
- в рац питании
- сне
Способы удовлетворения:
- Окружающая среда - обстановка
- правильный режим дня (организация сна и бодрствования)
- промежутки м/ду сном и кормление д б заполнены интересными играми.
- Постоянное общение матери и ребенка (игры, чтение, занятие дом делами совместно)
- У детей 1 ГОДА есть НЕХАРАКТЕРНАЯ ЭМОЦИЯ – СИГНАЛ ТРЕВОГИ - крик
Если ребенок не получает помощи, то у него формируется ЧУВСТВО, что он своими действиями не может влиять на окружающую среду.
Дети, лишенные ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ на 1 м году жизни, обычно ОТСТАЮТ в НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОМ развитии.
Ребенок САМ НЕ МОЖЕТ быть веселым и добрым.
- Виды вскармливания детей первого года жизни. Важность рац вскармлив-я для воспитания здорового ребенка. Естественное вскармлив-е. Преимущества грудного вскармлив д/ребенка, матери, семьи.
- Естественное (грудное)
- смешанное
- искусственное
Рац.питание: главная особ-ть детского организма – постоянный рост и развитие
- питание д/реб – первостепенное значение
- пища – источник веществ
- рац пит дает адекватное созревание разл органов и систем
- оптимальные параметры физич, НП, интеллектуальн развития
- устойчивость к инфекциям и неблагоприятн внешн факторам
- определяет состояние здоровья ребенка в будущем.
Естественное вскармливание: или грудное – кормление материнским молоком. Исключительно грудное – только грудн молоком. Преимущественно грудное – матер молоком в сочетании с допаиванием (ВОЗ). Матер молоко – золотой стандарт питания грудного ребенка, самый естественный способ вскармлив-я, это идеал кормления, необходимы д/сохранения здоровья.
Успешная организация естеств. Вскармлив-я:
- раннее прикладывание к груди
- кормление по требованию
- исключить воду
- кормить толко грудн молоком до 4-6 мес
- отнятие от груди к 1-1,5 году при условии, что ребенок здоров.
Преимущества грудн вскармлив д /ребенка:
· позволяет установить тесный контакт матери и реб
· молок сод-т все питат в-ва, необходимые реб в первые 4-6 мес
· быстро и легко усваивается, сохраняет постоянную и нужную темп.
· Содержит подходящие Б и Ж в необх кол-ве. Жиры содержат жирные кислоты, необх д/развития мозга и НС, иммунной системы
· Сод-т больше лактозы, обеспечивает 40% энергетич потребностей реб
· Сод-т достаточн кол-во витаминов
· Сод-т достат кол-во железа. Оно хорошо усваиваемое
· Сод-т воду
· Сод-т необх кол-во солей кальция, фосфатов
· Сод-т фермент липазу, расщепляющий жиры
· Не сод-т бактерий
· Дети реже болеют
· Гр мол – защита реб от аллергии, богато факторами роста
· Снижается число случаев внезапной смерти, риска СД, рака, ушных инфекций, челюстных и стоматол проблем при грудн вск
· Дети более спокойны, больше привязаны к матери. Лучше интеллектуальное, психомоторное, эмоцион развитие
· Дети более коммуникабельны
Преимущ д/матери и семьи:
· Стимулир-ся освобождение окситоцина, кот сокращает матку и ускоряет возвращение ее к нормальн размерам. Это помогает прекратить кровотечение после родов
· Грудн вск – это удобно и чисто. Молоко всегда нужной темп. Нет необх-ти стерилизовать бутылки и соски., готовить смеси
· Снижает риск забол раком мол железы на 50%, защищает от рака яичников
· Укреплает связь м/ду матерью и реб на всю жизнь
· Повышает Ур гормона пролактина, противозачаточный эффект
· Экономически выгодно д/семьи. Нет необх покупать смесь
· Повышает внимание матери, ласку и заботу в последующие годы
· Снижает кол-во невротич реакций у женщин, способствует налаживанию более дружн и прочн отношений в семье.
- Виды вскармливания детей первого года жизни. Смешанное вскармлив. Докорм, правила введения докорма.
- Естественное (грудное)
- смешанное
- искусственное
Смешанное вск – сочетание кормления грудн молоком (не менее 150-200 мл) с его искусственными заменителями – докорм.
Докорм– молочное питание, назначаемое ребенку при недостатке грудного молока для восполнения объема питания.
Назначаются все ср-ва стимуляции лактации, контрольное взвешивание до и после кормления.
Правила введения докорма:
- только максимально адаптированные молочные смеси
- неадаптир мол прод: коровье мол, козье, кефир не следует применять детям первого года жизни и детям раннего возраста (1-3 лет)
- докорм следует давать после кормления грудью
- Если объем докорма невелик, то следует давать с ложечки
- При большом объеме можно пользоваться бутылочкой с упругой соской с мелкими отверстиями
- бут д б чистой а соска стерильной
- бут держать так чтобы узкая ее часть была заполнена
- реб на руках с возвыш головн концом
- после кормления подержать реб вертикально 5-10 мин.
- Виды вскармливания детей первого года жизни. Искусственное вскармливание. Виды молочных смесей, используемых при вскармливании детей первого года жизни.
· Естественное (грудное)
· смешанное
· искусственное
Искусственное вск – вскармливание реб заменителями женского молока (детск смеси). Грудн молоко либо полностью отсутств, либо его доля сост <1/5 в суточном рационе реб.
Это метаболический стресс для реб 1 года жизни.
Дети должны находиться под особым наблюдением педиатра
Основа рац искусств питания – это специализир продукты
Должен соблюд определенный режим питания, перерывы м/ду кормлениями не менее 3-х часов, не рокоменд ночное кормление, опасность перекорма или недокорма, необх делать расчет питания.
Адаптированные детск молочн смеси:
1. по возрасту:
· начальные (1) – от 0 до 6 мес – мах адаптированные
· последующие (2) – от 6 мес до 1 г
· д/детей от 0 до 12 мес
По консистенции
· сухие
· жидкие
По белковому компоненту
Антирефлюксные
Безлактозные