Раздел «Анатомо – физиологические особенности системы органов дыхания».
Тема. Особенности строения и функций органов дыхания у детей и подростков (2 часа).
Цель: сформировать отчётливые представления о строении и функциях органов дыхания, их возрастных особенностях.
Оборудование: таблица «Органы дыхания», муляж гортани, муляж лёгких, анатомические атласы.
План:1. Строение и функции дыхательных путей в различные возрастные периоды.
2. Возрастные особенности строения и функций органа дыхания - лёгких.
3. Типы дыхания и их характеристика. Жизненная ёмкость лёгких. Частота дыхания. Минутный объём дыхания.
1. Строение и функции дыхательных путей в различные возрастные периоды.
Дыхание - обмен газов между организмом и окружающей средой.
Дыхание обеспечивает:
а) постоянное поступление в организм кислорода, необходимого для окислительных процессов, являющихся основным источником энергии;
б) постоянное удаление из организма углекислого газа.
Дыхательная система у человека формируется в период внутриутробного развития. К моменту рождения имеются все структуры дыхательной системы. Однако её становление продолжается ещё длительное время после рождения.
В дыхательной системе различают дыхательные пути - трубки, проводящие воздух, и собственно дыхательный орган - лёгкие, в которых совершается газообмен.
К дыхательным путям относятся нос, глотка, гортань, трахея, бронхи. Нос, глотка, гортань образуют верхние, трахея и бронхи - нижние дыхательные пути.
Носовая полость выполняет двойную функцию - является началом дыхательных путей и органом обоняния. Проходя через носовую полость воздух очищается от механических частиц, увлажняется, согревается и обеззараживается - вот почему следует дышать носом, а не ртом. Через ноздри носовая полость соединяется с внешней средой, а через хоаны сзади - с глоткой. В носовую полость открываются воздухоносные придаточные полости (пазухи) носа: лобная, верхнечелюстная (гайморовы), клиновидная и решетчатые лабиринты.
Гортань является органом дыхания и голосообразования, располагается в передней части шеи на уровне 4 - 6 шейных позвонков. Она имеет хрящевой скелет, состоящий из непарных хрящей - щитовидный, перстневидный и надгортанник, и парных - черпаловидные и более мелкие рожковидные, клиновидные и зерновидные. Сверху хрящи покрыты оболочкой из соединительной ткани, а изнутри - слизистой оболочкой, на которой находятся две пары складок - преддверная и голосовая, между которыми находится желудочек гортани. Преддверная складка имеет защитное значение, закрывая вход в гортань, а голосовая имеет две связки голосовые, которые образуют голосовую щель. При прохождении воздуха через голосовую щель голосовые связки колеблются и воспроизводят звуки. При спокойном дыхании ширина голосовой щели составляет около 5 мм.
Высота голоса зависит от длины голосовых связок: у мужчин длина голосовых связок больше, чем у женщин, поэтому голос у них более низкий. У женщин голосовые связки короче, и голос у них выше. Натяжение голосовых связок, ширина голосовых связок при дыхании и во время голосообразования регулируется мышцами гортани, которые делятся на 3 группы:
1. мышцы, расширяющие голосовую щель.
2. мышцы, суживающие голосовую щель.
3. мышцы, натягивающие голосовые связки.
В формировании членораздельной речи участвуют язык, губы, зубы, полости рта и носа с её придаточными пазухами, которые играют роль резонаторов, придавая голосу силу и тембр.
Трахея имеет скелет в виде 16 - 20 хрящевых полуколец, не замкнутых сзади и соединённых друг с другом кольцевидными связками. Задняя стенка трахеи, где нет хрящей, перепончатая. Она построена из соединительной ткани гладкомышечных пучков. Слизистая оболочка трахеи содержит клетки мерцательного эпителия, слизистых желёз и лимфоидных узелков.
На уровне 5-го грудного позвонка трахея делится на два - правый и левый бронха. Деление бронхов имеет свою закономерность: главные бронхи - долевые - сегментарные - бронхи 4, 5, 6, 7, 8, и 9 порядков. Бронх 9-го порядка называется дольковым бронхом.
Возрастные особенности дыхательных путей
Полость носа у новорождённых низкая и узкая. Носовые раковины слабо развиты. К 6 месяцам жизни формируется средний носовой ход, к 2-м годам формируется нижний, а после 2 лет - верхний носовой ход. К 10 годам полость носа увеличивается в длину в 1, 5 раза, а к 20 годам - 2 раза по сравнению с новорожденным.
Из околоносовых пазух у новорождённого имеется только верхнечелюстная, она развита слабо. Лобная пазуха появляется на 2-м году жизни, клиновидная - к 3-м годам, а решетчатая - к 6 годам.
Гортань у новорождённого короткая, широкая и располагается выше, чем у взрослого человека. Пластинки щитовидного хряща располагаются под тупым углом, выступ гортани отсутствует. Голосовая щель заметно увеличивается в первые 3 года жизни ребёнка, а затем в период полового созревания. Гортань быстро растёт в течении первых 4-х лет и в период полового созревания (12-15 лет) и продолжается до 25 лет у мужчин и 22 - 23 лет у женщин. Половые различия гортани начинаются с 6-7 лет: у мальчиков гортань крупнее, чем у девочек того же возраста. В 10 - 12 лет у мальчиков начинает увеличиваться выступ - кадык. Хрящи гортани, тонкие у новорождённого, с возрастом становятся более толстыми, однако долго сохраняют свою гибкость. В пожилом возрасте хрящи гортани окостеневают, становятся хрупкими и ломкими.
На 1 году жизни наблюдается интенсивный рост бронхиол и бронхов - в
1, 5 - 2 раза. В период полового созревания рост бронхиального дерева вновь усиливается.
2. Возрастные особенности строения и функций органа дыхания - лёгких
Легкие - парный орган, занимающий всю грудную полость. В них происходит газообмен между организмом и внешней средой: венозная кровь освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом. Каждое лёгкое покрыто серозной оболочкой - плеврой, имеет форму конуса: внизу основание, вверху - верхушка (на 2-3 см выше ключицы). Имеют 3 поверхности: переднюю - рёберную, нижнюю - диафрагмальную, внутреннюю - среднестенную; 2 края - передний и нижний. На внутренней поверхности находятся ворота лёгких, через которые в лёгкие входит главный бронх, легочная артерия, а выходят из лёгкого 2 легочные вены и лимфатические сосуды. Бронхи, сосуды и нервы образуют корень лёгкого.
Каждое лёгкое глубокими щелями разделено на доли: правое - 3 доли: верхняя, средняя и нижняя, левое - 2 доли: верхняя и нижняя. Доли делятся на сегменты, в которых выделяют дольки - в них находится самый мелкий бронх - дольковый бронх. Пористая легочная ткань пронизана бронхиальным и альвеолярным деревом. Дольки состоят из ацинусов, которых насчитывается около 800 000.
Ацинус - структурная и функциональная единица лёгких. Он состоит:
1. дыхательная бронхиола
2. альвеолярный мешочек
3. альвеолы (легочные пузырьки)
Альвеолы легкого являются концевыми отделами дыхательной части лёгкого. Они оплетены густой сетью капилляров. В них совершается газообмен - через тонкую альвеоло-капиллярную стенку молекулы кислорода и углекислого газа проходят в течение сотых долей секунды. Размеры альвеол с возрастом увеличиваются, что приводит к увеличению дыхательной поверхности лёгких.
Возрастные особенности
1. Масса лёгких составляет: новорождённого - 50 г;
мл. школьного возраста -400 г;
взрослого - 2000 г.
Дыхательный объём лёгких:
новорождённого - 30 см3
мл. школьного возраста - 150 см3
13 - 14 лет - 300 см3
взрослого - 500 см3.
2. Легкие новорождённого малоэлластичны, относительно велики и не спадаются при вскрытии грудной клетки. Растяжение во время вдоха увеличивает их дыхательный объём только на 10 - 15 см3, что объясняет частые дыхательные движения - 50-60 в 1 минуту.
Через 10 дней после рождения дыхательный объём возрастает до 20-25 см3.
3. Легкие у детей растут за счёт увеличения объёма альвеол. До 3-х лет происходит усиленный рост лёгких, а к 8 годам число альвеол достигает числа их у взрослого человека.
4. В возрасте от 3-х до 7 лет темпы роста лёгких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет, дых. объём увеличивается более чем в 10 раз по сравнению с новорожденным, а концу полового созревания - в 20 раз.
3. Типы дыхания и их характеристика. Жизненная ёмкость лёгких. Частота дыхания. Минутный объём дыхания.
Обмен газов в альвеолах лёгких происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха. В лёгких нет мышц, поэтому они активно сокращаться не могут. активная роль актам вдоха и выдоха принадлежит дыхательным мышцам. Обмен газов в лёгких происходит на основе действия законов о диффузии газов: газ идёт из мест, где его давление выше, в места, где его давление ниже.
В венозной крови, пришедшей в лёгкое, содержится 4, 4 % углекислого газа, а в воздухе альвеол лёгких 0, 03 %, следовательно, углекислый газ пойдёт из крови в альвеолы лёгких и на выдыхание.
В венозной крови кислорода содержится 15, 4 %, а в альвеолах лёгких - 20, 7 %, следовательно, кислород пойдёт из альвеол в кровь.
При вдохе сокращаются наружные межрёберные мышцы и диафрагма. Межрёберные мышцы поднимают рёбра и отводят их в стороны. Объём грудной клетки увеличивается, легкие пассивно увлекаются за грудной клеткой, в них создаётся отрицательное давление, и воздух заполняет лёгкие - происходит вдох.
При выдохе наружные межрёберные мышцы и диафрагма расслабляются, сокращаются внутренние межрёберные мышцы живота, опускающие рёбра, в лёгких создаётся высокое давление - происходит выдох.
При покойном дыхании сокращаются наружные межрёберные мышцы и диафрагма - вдох, а выдох происходит пассивно, т.е. расслабляются наружные межрёберные мышцы и диафрагма. Т.о. при покойном дыхании мышцы сокращаются только при вдохе.
При глубоком дыхании помимо названных выше мышц участвуют и другие мышцы груди, а при глубоком выдохе участвуют мышцы брюшного пресса и другие мышцы.
Существует 3 типа дыхания:
1. диафрагмальное (брюшное);
2. рёберное (грудное);
3. полное (смешанное).
У детей раннего возраста рёбра имеют малый изгиб и расположены почти горизонтально - у них преобладает диафрагмальное (брюшное) дыхание, которое сохраняется до 2-й половины 1-го года жизни. Постепенно дыхание грудных детей становится грудобрюшным, а возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса начинает преобладать грудной тип дыхания. В 7-8 лет проявляются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, а у девочек - грудной.
Заканчивается формирование дыхания к 14-17 годам. При физическом труде, занятиях физкультурой и спортом у юношей и девушек вырабатывается полное (смешанное) дыхание.
При покое взрослый человек вдыхает 500 мл воздуха и столько же выдыхает - это дыхательный объём (ДО). Помимо этого объёма человек может дополнительно вдохнуть 1500 мл воздуха - это резервный объём вдоха (РОВд) и, сделав самый глубокий выдох, может выдохнуть ещё 1500 мл воздуха - это резервный объём выдоха (РОВыд.). Сумма 3-х объёмов даст жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ).
ДО
+ РОвд.
РОвыд
__________
ЖЁЛ - 3500 мл
ЖЁЛ - наибольшее количество воздуха, которое может выдохнуть человек после самого глубокого вдоха.
ЖЁЛ - максимальный выдох после максимального вдоха.
ЖЁЛ - важнейший показатель физического здоровья человека.
ЖЁЛ зависит от роста, возраста, пола, состояния здоровья рода, деятельности.
Частота дыхания (ЧД) - количество дыхательных движений в минуту. Дыхание новорождённого частое и поверхностное 48 - 63 движений в минуту, 1 год - 50 - 60,
2 года - 35 - 40, 3 года - 25 - 35, 4 - 6 лет - 23 - 26, школьников - 18 - 20, взрослых -
15 - 17.
Дыхательный объём (ДО) ребёнка месячного возраста - 30 мл, 1 год - 70 мл,
6 лет - 150 мл, 10 лет - 240, 14 лет - 300 мл, взрослого - 500 мл.
Минутный объём дыхания (МОД) - количество воздуха, потребляемое человеком за 1 минуту.
МОД = ДО + ЧД МОД = 500 мл × 15 = 7, 5 л
Спирометр - прибор для измерения ЖЁЛ
возраст (лет) пол | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 | 15 | 17 |
мальчики | 1200 | 1200 | 1200 | 1400 | 1440 | 1630 | 1975 | 2600 | 3520 |
девочки | __ | __ | 1100 | 1200 | 1360 | 1460 | 1905 | 2530 | 2760 |
Тема. Гигиенические требования к классным помещениям. Вентиляция. Гигиена дыхания (1 час)
Цель:познакомить студентов с главными гигиеническими требованиями к классным помещениям, видами вентиляции, правилами гигиены дыхания.
План: 1. Гигиенические требования к воздушной среде школы (ДДУ)
2. Вентиляция.
3. Борьба с пылью.
4. Гигиена дыхания.
1. Гигиенические требования к воздушной среде школы (ДДУ).
Чистота воздуха и его физико-химические свойства имеют огромное значение для работоспособности детей и подростков. Пребывание детей в запыленном, плохо проветриваемом помещении является причиной не только ухудшения функционального состояния организма, но и многих заболеваний.
Известно, что в закрытых, плохо проветриваемых помещениях одновременно с повышением температуры воздуха резко ухудшается его физико-химические свойства. Для человека небезразлично содержание в воздухе + и - ионов. В атмосферном воздухе количество + и - почти одинаково, легкие ионы значительно преобладают над тяжелыми.
Исследования показали, что на человека благоприятно влияют легкие и — ноны, а число их в рабочих помещениях постепенно уменьшается. Атмовитамины – легкие, и - ионы начинают преобладать + и тяжелые ионы, которые угнетают жизнедеятельность человека. В школах (ДДУ) перед уроками в 1 см воздуха содержится около 500 тыс. легких и 10 тыс. тяжелых ионов, а в конце дня количество легких снижается до 220 тыс, а тяжелых увеличивается до 24 тысяч.
Благотворное физиологическое действие - аэроионов явилось основанием к применению искусственной ионизации воздуха закрытых помещений детских учреждений, спортзалов. Сеансы непродолжительного (10мин.) пребывания в помещении, где в 1 куб. см воздуха содержится около 500 тыс. легких ионов, продуцируемых специальным аэроионизатором, не только положительно сказываются на работоспособности, но и оказывают закаливающее влияние.
Параллельно с ухудшением ионного состава, повышением температуры и влажности воздуха в классных помещениях (групповых комнатах) увеличивается концентрация СО, HS, NH и др. Ухудшение физико-химических свойств воздуха, особенно в низких по высоте помещениях, влечет за собой собственное ухудшение работоспособности клеток коры больших полушарий.
От начала к концу занятий возрастает запыленность воздуха и его бактериальная загрязненность, особенно если к началу занятий были плохо проведены уборка помещений влажным способом и проветривание. Количество колоний микроорганизмов в 1 куб. м воздуха в таких условиях к концу занятий возрастает в 6-7 раз.
Школа