Учение И.П. Павлова о типах В.Н.Д.

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями человека и его жизненным опытом.

Тип В.Н.Д. - совокупность индивидуальных свойств нервной системы человека и его жизненного опыта.

Создавая учение о типах В.Н.Д., И.П. Павлов использовал 3 свойства нервных процессов возбуждения и торможения:

1. Сила процессов возбуждения и торможения.

2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соотношение силы. Они могут быть в равновесном состоянии или один из них преобладать над другим.

3. Подвижность процессов возбуждениям и торможения характеризуются скоростью их возникновения и быстротой перехода процесса возбуждения в процесс торможения и наоборот.

Типы В.Н.Д.

сильный слабый

(меланхолик)

неуравновешенный уравновешенный

(холерик)

подвижный инертный

(сангвиник) (флегматик)

И.П. Павлов считал, что основные типы В.Н.Д., обнаруженные на животных совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н.э.

Слабый тип: Процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Условные рефлексы образуются медленно. Дети не переносят сильных и длительных раздражений, т.к. они вызывают торможение. Легко утомляются. Дети не находят контактов с окружающими, сторонятся их, не отвечают на вопросы, при затруднениях плачут. Ребёнок производит впечатление трусливого и слабого. Легко ранимые и требуют к себе особого внимания, осторожного подхода. Учёба даётся трудно.

Сильный неуравновешенный тип: Повышенно возбудимый, безудержный. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Условные рефлексы образуются легко и быстро. Таким детям не хватает усидчивости, настойчивости в труде. Двигаются порывисто. говорят быстро и громко. За всё берутся и доводят дело до конца. различают 3 варианта этого типа:

1. Дети весьма способные, но повышенно возбудимые, темпераментные дети. Очень эмоциональны. речь с чрезмерной мимикой, движения быстрые. Тормозные процессы ослаблены.

2. Дети отличаются агрессивным поведением. Вспыльчивые и взрывчатые. Вспышки гнева у них часты, но длятся недолго, быстро отходчивы. В период взрыва держат себя запальчиво и агрессивно.

3. Дети весьма слабыми процессами торможения. Они не в состоянии подавлять свои инстинкты и нередко становятся правонарушителями. Ради удовлетворения своих потребностей не останавливаются ни перед чем. Таких детей называют распущенными и озорными. Трудновоспитуемы. Воспитание и обучение таких детей требует большой выдержки и такта, настойчивости и целенаправленных действий воспитателей, учителей, родителей. Дети поддаются перевоспитанию путём медленной, постепенной тренировки. Упражнением у них можно усилить процессы торможения и ослабить процессы возбуждения.

Сильный уравновешенный подвижный тип: процессы возбуждения и торможения сильны, уравновешенны и обладают хорошей подвижностью, т.е. процессы возбуждения легко переходят в торможение и наоборот. Условные рефлексы образуются легко и быстро. Дети хорошо учатся. речь быстрая, плавная с подвижной мимикой и жестикуляцией; с большим словарным запасом. Дети общительны, эмоциональны, жизнерадостны, инициативны, дисциплинированны, проявляют большие способности в учёбе.

Сильный уравновешенный инертный (малоподвижный) тип: процессы возбу-ждения и торможения сильны, уравновешенны, переход от возбуждения к торможению и наоборот затруднён, т.е. переход от одних видов деятельности к другим замедлен. Условные рефлексы образуются медленно, но прочно. Речь спокойная, правильная, без мимики и жестикуляции. Дети малоподвижны, усидчивы на занятиях, дисциплинированны, успешно занимаются в школе, настойчивы в преодолении трудностей и добросовестны в выполнении общественных дел. Начатое дело всегда доводят до конца.

Пластичность типов ВНД.

Свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут под действием воспитания и обучения меняться, т.к. нервная система ребёнка пластична, т.е. способна к изменениям. Тип В.Н.Д. складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которым подвергается человек в процессе жизни. Пластичность нервной системы И.П. Павлов называл “важнейшим педагогическим фактором”. Дети неуравновешенного типа под действием воспитания приближаются к уравновешенному типу. Чем моложе человек, тем пластичнее, т.е более изменчива нервная система. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной В.Н.Д., особенно тех, кто были определены как взрывчатые и распущенные. Однако, если правильная воспитательная работа ведётся с самого раннего детства, то можно значительно уменьшить дурные проявления, смягчить их, привив ребёнку прочные навыки, которые предотвратят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрессивность и запальчивость.

В зависимости от уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип: характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

2. Мыслительный тип: это люди с преобладанием второй сигнальной системы, “мыслители”, с выраженной способностью к абстрактному мышлению.

3. Смешанный (средний) тип: к этому относятся большинство людей с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Тема. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования (2часа).

Цель: познакомить с биологическими ритмами, нейрофизиологическими основами сна-бодрствования.

План: 1. Понятие сна, его значение, механизмы сна, сновидения

2. Виды сна

3. Продолжительность и гигиена сна детей.

Наши рекомендации