Особенности речевого развития детей первых лет жизни.
Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид Деятельности.
В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.
1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.
1 – 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.
Младенческий возраст (до 1 года).
Социальный характер направленности речевых реакций.
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.
Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет сочетается с выразительной жестикуляцией.
К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослым и сам произносит несколько слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Первая речь ребенка является новообразованием 1-го года называется автономной речью (Выготский).
Автономная речь отличается от взрослой речи:
• По звуковой форме. Слова по звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда отличны от них, обрывки слов, слова - искажения, сохраняющие общий контур слова.
• Семантические различия. Ребенок вкладывает в слово не тот смысл, что взрослый. У ребенка своя логика слова становятся (1) - многозначными и (2) - ситуативными. В (1-м) - одним словом обозначаются несколько предметов (по какому-то своему признаку), во (2-м) слово вплетается в целую ситуацию (нужно знать ее, чтобы понять ребенка).
• .Аграмматичность языка. Слова не обьединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, (бессвязные восклицания).
• .Автономная речь. Возникает только при яркой эмоциональной окраске ситуации и активности самого ребенка.
От них идут волокна, заканчивающиеся в так называемом пограничном симпатическом стволе. Пограничный симпатический ствол имеет 20 — 25 узлов, соединенных продольными волокнами и расположенных на передней поверхности позвоночника. От пограничного симпатического ствола отходят волокна к спинномозговым нервам и к вегетативным нервным сплетениям. От вегетативных нервных сплетений вегетативные волокна идут к внутренним органам, сосудам, железам внутренней и внешней секреции. В составе спинальных нервов проходят вегетативные волокна к мышцам и коже. Парасимпатическая система суживает зрачок, вызывает усиленное выделение жидкой слюны, урежает сердечные сокращения и понижает артериальное давление крови, суживает бронхи, усиливает перистальтику кишечника и вызывает его спазм, расширяет периферические кровеносные сосуды, вызывает покраснение кожи. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы имеет следующие образования: систему висцеральных (т. е. относящихся к внутренним органам) ядер черепных нервов (ядра глазодвигательного нерва, иннервирующие непроизвольные мышцы глаза — суживающую зрачок и аккомодационную мышцы; секреторные слюноотделительные ядра языко-глоточного и промежуточного нервов для околоушной, подчелюстной и подъязычной слюнных желез; висцеральные ядра блуждающего нерва), крестцовый отдел спинного мозга, иннервирующий мочевой пузырь, прямую кишку и половые органы. Ранний возраст (от 1 до 3-х).
Сензитивный возраст к усвоению речи. Автономная речь отмирает (в течение полугода, если ребенок находится в благоприятной языковой среде). Если нет общения со взрослыми или если взрослые ориентируются на автономную речь ребенка, она задерживается, освоение речи - замедляется.
Ребенок овладевает фонетической и семантической сторонами речи:
Произнесение слов становится более правильным. К 3-м годам ребенок усваивает все основные звуки языка.
Слово приобретает для ребенка предметное значение.
Быстро растет пассивный словарь(понимает названия окружающих предметов, объяснения (инструкции) взрослых).
К 2-3г. - понимание речи - рассказа, интенсивно развивается активная речь (словарь меньше, чем пассивный ). Появляются первые фразы, вопросы.
К 3-м г. - активный словарь -1000-1500 слов. 1,5 г. - предложения из 2-3-х слов (субъект и его действие «мам идет» или действие и объект действия «дай ...», действие и место действия «...»).
К тем же 3-м г. - усваиваются основные грамматические формы и синтаксические конструкции языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи языка, разные типы предложений.
Речевая активность резко возрастает между 2-3 г. Расширяется круг общения - может общаться не с близкими (другие взрослые и дети). О чем говорят?
практические действия ребенка (в совместной деятельности со взрослым)
отвечает на вопросы и сам их задает (о том, что делает).