Исследование высших корковых функций. Понятие анализатора, роль его коркового отдела.
Методы исследования высших корковых функций подробно описаны в соответствующих курсах (психология, психопатология детского возраста). Мы лишь укажем, что при исследовании неврологического статуса исследуются гнозис, праксис, речь, память, мышление.
Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов. Больному предъявляют предметы и просят их назвать, описать, сравнить по величине и т.д. Кроме того, применяют набор цветных, однотонных и контурных картинок.
При исследовании слухового гнозиса больного просят определить знакомые ему звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум льющейся воды. Оценивают и восприятие направления звука.
При определении тактильного гнозиса оценивают стереогноз узнавание предмета на ощупь при закрытых глазах.
Во время исследования праксиса больному предлагают выполнить ряд заданий (присесть, погрозить пальцем, причесаться и т.п.). Кроме того, больным дают задание действовать с воображаемыми предметами (просят показать, как едят суп, как звонят по телефону, как пилят дрова и др.).
Для исследования гнозиса и праксиса применяют также специальные психические методики. Среди них важное место занимает использование досок Сегена с углублениями разной формы, в которые нужно вложить соответствующие углублениям фигуры, методик Кооса (из кубиков разной окраски нужно сложить узор, соответствующий показанному на картинке), куба Линка (из окрашенных по-разному 27 кубиков предлагается сложить куб таким образом, чтобы все его стороны были одинакового цвета). При использовании всех этих методик большое значение имеет оценка того, как ребенок выполняет задание - действует ли он по методу проб и ошибок или по определенному плану.
Отдельно анализируют особенности чтения, устной и письменной речи (методы исследования речи подробно освещаются в курсе логопедии).
Для исследования памяти применяют ряд психологических методик. Одна из них заключается в запоминании 10 слов. Обследуемому зачитывают 10 слов и просят их повторить. Затем эти же слова предъявляют еще 5 раз. После каждого повторения отмечают количество воспроизведенных слов.
При исследовании логического, ассоциативного запоминания применяют другую методику. Больного просят запомнить ряд слов. Для наилучшего запоминания слов предлагается использовать соответствующую картинку. Например, во время запоминания слова «обед» можно использовать картинку с изображением хлеба. После того как больной отберет картинки в ответ на называемые слова, их откладывают в сторону. Спустя 40-60 мин ему дают картинки и просят вспомнить соответствующие им слова. Важно не только количество воспроизведенных слов, существенны также и особенности используемых при этом ассоциаций примитивные, сложные, вычурные.
Для исследования мышления и его расстройств пользуются специальными психологическими методиками. Часто применяется методика вычисления коэффициента интеллектуальности (IQ).
Для оценки интеллекта применяются разнообразные тесты. Важным моментом является проба на классификацию предметов. Обследуемый должен объединить картинки с изображением животных, растений, инструментов, предметов обихода в группы по принципу «подходящие к подходящему!» В процессе выполнения задачи можно судить о том, насколько глубоки или поверхностны суждения обследуемого, насколько он способен классифицировать и обобщать понятия.
При оценке интеллекта у детей, особенно с задержками речевого развития, широко используют наглядные материалы, в частности доску Сегена. Ребенок должен вложить в каждое углубление предмет соответствующей конфигурации (круг, квадрат, крест и т.д.). При этом обращают внимание на то, действует ли обследуемый методом слепых проб или сразу «на глаз» соотносит форму фигурки и углубления.
Анализаторы — система чувствительных нервных образований, осуществляющих анализ и синтез изменений, происходящих во внешней среде и в организме.
Анализатор состоит из трёх частей:
1. периферический отдел – это специальная трансформация внешней энергии в нервный процесс;
2. эфферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы – проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным;
3. подкорковые и корковые отделов анализатора – здесь происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Основные закономерности функционирования анализатора.
1. В корковом отделе каждого анализатора находится ядро (центральная часть). Там сконцентрирована основная масса рецепторных клеток. Ещё в корковом отделе есть периферия. Она состоит из рассеянных клеточных элементов, которые различном количестве расположены в различных областях коры.
Рецепторные клетки, находящиеся в ядре, находятся в той области коры головного мозга, куда входят эфферентные нервы от рецептора. Рассеянные элементы входят в области смежные с другими ядрами анализаторов. Таким образом, в отдельном акте ощущения обеспечивается участие значительной доли коры головного мозга.
Функция ядра анализатора: тонкий анализ и синтез. например, дифференцирует звуки по высоте.
2. Определённым клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определённые участки корковых клеток.
Например, сетчатки глаза представлены разными точками в пространстве коры.
В настоящее время при помощи метода искусственного раздражения, можно точно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности.
Например, зрительная чувствительность главным образом сосредоточена в затылочных долях коры.
3. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. То есть раздражитель воздействует на рецептор и вызывает раздражение. Внешняя энергия превращается в нервный процесс, который производится рецептором. Затем этот нервный процесс по эфферентному нерву достигает ядерной части анализатора. В корковых клетках анализатора возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук и так далее.
4. Анализатор составляет важнейшую часть рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора.
5. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (афферентная), но и обратная (эфферентная) связь. К примеру, процесс зрительного ощущения начинается в глазу и заканчивается в глазу.
Данный принцип обратной связи был открыт Иваном Михайловичем Сеченовым. Нужно признать, что орган чувств попеременно является и рецептором и эффектором.
Благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов, анализаторный аппарат воспроизводит объективные свойства раздражителей, которые воздействуют на рецептор, и уподобляется их природе.