Нормы проектирования школ и школ-интернатов
Школа должна иметь самостоятельный земельный участок, изолированный и, как правило, удаленный от транспортных магистралей, промышленных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха. Земельные участки ограждаются зелеными насаждениями, а примыкающие к улицам и проездам - ограждениями высотой 1,2м. Площадь озеленения участка составляет 40-50 %.
На территории участка выделяются зоны: спортивная, отдыха, учебно-опытная и хозяйственная.
Спортивная зона занимает 35-40 % площади земельного участка, включает площадки для спортивных игр (футбольную - 45 х 20 м; волейбольную - 9 X 18 м; баскетбольную - 15 X 24 м). Спортивную зону не допускается размещать со стороны окон учебных помещений.
Зона отдыха включает отдельные площадки для подвижных игр 1-2-х, 3-4-х, 5-8-х и 9-10-х классов, а также площадки для тихого отдыха.
Хозяйственный двор располагают вдали от спортивных и игровых площадок, он должен иметь отдельный въезд с улицы.
Здания школ должны иметь следующие группы помещений:
учебные секции для I-III (IV) классов;
учебные секции для V -X (XI) классов для трудового обучения;
учебно-спортивная и культурно-массового назначения;
для организации продленного дня;
общешкольного назначения - столовая, библиотека, административно-хозяйственного, медицинского обеспечения.
В школах-интернатах, школах с продленным днем предусматриваются секции спальных помещений.
Основные помещения. Классная комната должна иметь площадь 50м2, на одного учащегося - 1,25 м2, при глубине 6,0-6,3 м, длине 8,0-8,4 м, высоте – З м.
Учебные комнаты имеют те же самые габариты, что и классные комнаты, исключение составляет кабинет черчения и рисования: его площадь 66 м2.
Лаборатории физики, химии, биологии - 66 м2, на одного учащегося - 1,65 м2; при каждой лаборатории предусматривается лабораторная комната площадью 15-24 м2.
Военный кабинет имеет площадь 72 м2.
Мастерские по обработке дерева и металла предусматриваются площадью 66 м2, на одного учащегося - не менее 3,3 м2. При мастерской проектируется инструментальная 16 м2.
Кабинет домоводства - 50-53 м2.
Помещения для трудового обучения необходимо располагать на первом этаже и размещать в торцах зданий, причем мастерская по обработке древесины должна иметь дополнительный выход из здания.
Мастерская для практикумов для 9-10-х классов - 66 м2.
Спортивный зал в неполных средних школах и средних школах на 10-16 классов имеет площадь 162 м2 (9 х 18) при высоте 5,4 м. Школы большей вместимости должны иметь зал площадью 288 м2 (12 х 24), высотой 6 м. В школах на 40-50 классов проектируют по два зала: 144 и 288 м2 или 144 и 450 м2 соответственно. Малые залы используют для занятий младших классов. При спортивном зале предусматриваются снарядная площадь 12-24 м2, две раздевальни (по 16м2 каждая) и две душевые.
Помещения для организации продленного дня. В школах на 8-12 классов предусматривается одна комната площадью 60 м2 и инвентарная 5 м2. В школах на 16-20 классов проектируются две комнаты по 52 м2 или 60 и 30 м2 с инвентарными. Далее на каждые 10 классов добавляется по одному помещению площадью 50 м2.
Вспомогательные помещения. Гардероб проектируется централизованный при вестибюле и децентрализованный по учебным секциям вблизи входов и лестниц. Площадь гардероба в вестибюле на одного учащегося не менее 0,25-0,35 м2.
Рекреационные помещения проектируют или в виде односторонне застроенных коридоров шириной не менее 2,8 м, или в виде залов, куда выходят 3-6 классных комнат. На каждого учащегося в рекреационном помещении должно приходиться не менее 0,6 м2.
Столовая должна иметь обеденный зал (от 0,65 до 1 м2 на одно посадочное место; при посадке не более, чем в 4 очереди).
Актовый зал рассчитывают по 0,6 м2 на одного учащегося при одновременном размещении не менее 25% от общего числа школьников.
Библиотека-книгохранилище проектируется из расчета 0,05-0,08 м2 на одного учащегося, желательно на первом этаже.
Туалетные комнаты размещают на каждом этаже, их площадь должна составлять не менее 0,1 м2 на одного учащегося. Для персонала школы предусматривают отдельный туалет. Количество санитарных приборов: один унитаз на 30 девочек, один умывальник на 60 девочек; один унитаз на 40 мальчиков, один писсуар на 40 мальчиков, один умывальник на 60 мальчиков.
Служебные помещения. Учительская рассчитывается по 2-2,5 м2 на одну классную комнату.
Комната общественных организаций - 15-17 м2.
Кабинет врача размещают на первом этаже или у лестничной клетки последующих этажей. В школах на 320-784 учащихся проектируют одну комнату 10 м2, в школах большей вместимости - две смежные комнаты, вторая (12 м2) оборудуется под кабинет зубного врача. Глубина медицинской комнаты должна быть не менее 5 м2.
Школа-интернат. Неполные средние школы-интернаты проектируются на 280 и 560 учащихся, средние - на 340 учащихся. Общая площадь земельного участка должна быть не менее 2,0-2,2 га при озеленении территории на 40-50%.
Помещения школы-интерната объединяют в комплексы в зависимости от их назначения: помещения учебного корпуса, помещения спального корпуса. Классные комнаты и кабинеты планируют площадью 50 м2, что составляет на одного воспитанника 1,4-1,5 м2.
Актовый зал рассчитывается на 50 учащихся (по 0,6 м2 на одно место).
Спальные комнаты для младших школьников должны быть рассчитаны не более чем на 8-10 человек, а для учащихся 5-10 классов не более чем на 6 человек. На одно спальное место должно приходиться не менее 4 м2. Спальни не должны размещаться в проходных комнатах.
Пищеблок состоит из складских, производственных, административно-хозяйственных помещений и обеденного зала. Обеденный зал рассчитан на питание в две смены. На одно посадочное место приходится 0,6-1 м2. Перед обеденным залом должны быть установлены умывальники. Пищеблок должен быть удобно связан как с жилыми, так и с учебными помещениями.
Медицинский пункт-изолятор размещается изолированно от остальных помещений и должен иметь отдельный вход. Он состоит из кабинета врача (12 м2), процедурной (15 м2), палат (по 6 м2 на койку), боксированных палат (по 9 м2), буфетной, ванной комнаты, умывальни и туалета.
Задание:
Используя СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» провести санитарно-гигиеническую экспертизу проектов общеобразовательных школ по следующим фрагментам:
Оценка проекта дошкольного учреждения.
Выполнение задания следует начинать с изучения пояснительной записки. Затем последовательно рассматривают генеральный план, поэтажные планы здания и планы расстановки оборудования. Выясняют тип детского учреждения, число детей, на которое оно рассчитано, композицию здания (централизованная, блочная, павильонная).
Генеральный план.
1. Размещение земельного участка.
2. Разрывы между земельным участком и окружающими строениями.
3. Конфигурация, общая площадь земельного участка и площадь на одного ребенка.
4.Составные элементы участка: зеленые насаждения, игровые площадки, хозяйственный двор. Процент застройки и озеленения.
5. Соблюдение принципа групповой изоляции на участке.
6. Входы и проезды на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор.
Здание детского учреждения состоит из трех групп помещений: 1) помещение для детей предшкольного возраста; 2) для детей дошкольного возраста; 3) административно-хозяйственные и обслуживающие помещения. Детские учреждения проектируют как в одном, так и в нескольких одно-двухэтажных зданиях, соединенных между собой закрытыми переходами. Расположение групп может быть: поэтажное, торцовое, павильонное. На первом этаже здания рекомендуется размещать помещения для детей ясельного возраста, кухню, изолятор, медицинскую комнату, комнату для заболевшего ребенка, кабинет заведующего, прачечную, сушильню.
Основу планировки здания детского дошкольного учреждения составляет принцип групповой изоляции. Каждая группа должна иметь полный набор необходимых помещений и размещаться изолированно от других групповых ячеек и пользоваться отдельным входом. При расположении групповых ячеек для детей ясельного возраста на втором этаже допускается устройство общего входа в две групповые ячейки. Для детей дошкольного возраста следует предусматривать общий вход не более чем на три групповых ячейки. В корпусах комплексов допускается проектирование общего входа на четыре групповые ячейки дошкольного возраста.
1. Расположение здания на земельном участке (в глубине или на красной линии). Число этажей, групп, входов, которыми пользуются дети, другие входы.
2. Соблюдение принципа групповой изоляции. Набор помещений групповой ячейки (для ясельной и дошкольной).
3. Групповая-игральная: длина, глубина, общая площадь и площадь на одного ребенка, естественное освещение (ориентация, одностороннее или двустороннее, световой коэффициент, коэффициент заглубления).
4. Спальни: наличие при групповых комнатах; общая площадь и площадь на одного ребенка; наличие помещений для хранения постельных принадлежностей и спальных мешков.
5. Приемная раздевальная: наличие при каждой групповой комнате, площадь на одного ребенка, естественное освещение, соблюдение индивидуальной изоляции.
6. Туалетная: площадь на одного ребенка, количество детских умывальников и унитазов.
7. Буфетная: расположение, площадь.
8. Пищевой блок: складские и производственные помещения:
моечная, раздаточная; наличие отдельного входа на пищеблок.
9. Музыкальная комната: расположение, площадь и ориентация.
10. Медицинская комната: расположение, площадь.
11. Комната для заболевшего ребенка или изолятор: расположение, площадь, наличие отдельного входа.
Результаты рассмотрения проектной документации оформляют в виде заключения: обеспечивает ли планировка здания и участка соблюдение принципа групповой изоляции, условия для двигательной активности детей и полноценного их сна; создает ли проект условия для поддержания благоприятного воздушно-теплового режима и обеспечения достаточного естественного освещения и инсоляции, а также обеспечивает ли условия для организации рационального питания. Для оценки проектов при составлении заключения используют нормативные данные, приведенные ниже.
Нормы проектирования ДДУ.Все нормативные положения по устройству и оборудованию детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и детских яслей-садов) следует принимать в соответствии с требованиями СНиП. "Детские дошкольные учреждения. Нормы проектирования".
Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2- месяцев до 7-ми лет и комплектуются в группы с учетом возраста. В зависимости от длительности обслуживания детские дошкольные учреждения могут быть с 9,10 и 12-часовым и круглосуточным пребыванием детей.
Детские ясли-сады проектируют на одну, две, четыре, шесть, восемь, двенадцать, двадцать четыре и более групп с количеством мест 25,50,95,140,190, 280, 330, 560, 660.
Размеры земельных участков следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 м2, на 140-320 мест - 35 м2, на 560-660 мест - 30 м2. На земельных участках детских дошкольных учреждений следует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%. Площадь групповых площадок определяется из расчета 5 м2 на 1 ребенка в I и 11 группах раннего возраста; 7,5 м2 в I младшей группе; 7,2 м2 - в дошкольных. Групповые площадки следует ограждать кустарником. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес, площадью 40 м2, для защиты от солнца и осадков. Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м.
Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 м2 на 50-75 и 250 м2 на 100 и более детей в дошкольных группах. Допускается организовывать на участке плавательный бассейн площадью 21 м2, глубиной не более 0,25 м.
Для огорода-ягодника при каждой групповой площадке выделяют по 15 м2 (допускается для дошкольных групп общий). Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных, располагаться вблизи пищеблока.
Групповая ячейка для детей ясельного возраста включает: приемную (15 м2); игральную (50 м2); спальню (50 м2); туалет (12 м2);буфетную (3 м2). В групповую ячейку для детей дошкольного возраста входят: раздевальная (16 м2); групповая (50-62,5 м2); спальня (50 м2); туалет (12 м2); буфетная (3 м2). Комната для музыкальных занятий площадью 75-100 м2.
В зданиях детских дошкольных учреждений, а также в составе комплексов детских яслей-садов допускается проектирование плавательного бассейна с ванной 3 х 7 и переменной глубиной от 0,6-0,8м.
В состав медицинских помещений входят медицинская комната (6-10 м2) и комната для заболевших детей (6-8 м2). В крупных детских учреждениях устраивают две комнаты. В детских учреждениях на 140-280 мест с круглосуточным пребыванием детей предусматривают изолятор, состоящий из приемной (4-6 м2), 2-4 палат (по 9 м2), туалета (2-4 м2).
Пищеблок состоит из производственных помещений (кухня с моечной, заготовочной, раздаточной площадью 24, 32, 46, 64 м2 в зависимости от мощности) и складских помещений (кладовые для хранения овощей 4-6 м2 и сухих продуктов - 7-8 м2).
Задание:
Провести санитарно-гигиеническую экспертизу проектов общеобразовательных школ по следующим фрагментам:
Тестовый контроль по теме:
1. В учреждениях интернатного типа, в школах и группах продленного дня гигиенический контроль включает оценку
А.) длительности, организации и содержания основных компонентов суточного режима
Б.) внеклассной деятельности
В.) организации самообслуживания
Г.) организацию оздоровительного режима для детей с отклонениями в развитии