Правила работы школьников на компьютере
1. Длительность непрерывной работы учащихся не должна превышать 25 минут.
2. При сдвоенных уроках по информатике время урока не должно превышать 40 мин (по 20 мин. на каждый урок с переменой между уроками продолжительностью 10 минут).
3. При появлении первых признаков усталости глаз следует проводить комплекс упражнений для улучшения их функционального состояния.
4. Для искусственного освещения помещения лучше использовать люминесцентные лампы дневного света.
5. Размеры мебели должны соответствовать росту школьника, с регулировкой высоты сидения и угла наклона спинки стула; поза перед компьютером не должна вызывать напряжение мышц спины и ног, локти согнуты под прямым углом.
6. Для снятия статического напряжения туловище должно быть слегка наклоненным вперед, руки свободно лежать на столе, а поясничная часть спины опираться на спинку стула.
7. Изображение на экране дисплея должно быть четким, контрастным, не иметь отражений от окружающих предметов.
8. При работе с текстовой информацией наиболее физиологичными являются черные знаки на светлом (белом) фоне.
9.Оптимальная температура воздуха в классе (помещении) при работе на компьютере не выше 20-21º С, относительная влажность воздуха 40-60%.
10.Необходимо проветривать помещение перед началом занятий и во время перемены.
11. Для школьников всех возрастных групп обязательно выполнять релаксационные упражнения (для глаз, мышц шеи, плеч и ладоней рук).
Физиологические методики, используемые для оценки работоспособности и функционального состояния школьников
Особенности высшей нервной деятельности в совокупности с перечисленными внешними факторами создают возможность для быстрого утомления детей и снижения их работоспособности. В связи с этим большое значение приобретают объективные методы определения функционального состояния ЦНС, которые могут быть использованы в качестве критериев правильной организации учебного процесса. Среди них широко используются: а) исследование устойчивости ясного видения; б) исследование и оценка зрительно-моторной и слухо-моторной реакций; в) исследование тонкой координации движений; г) изучение работоспособности путем дозированных заданий; д) изучение поведения детей на уроке.
Следует помнить, что отчетливые результаты о состоянии ЦНС и степени утомления можно получить только при проведении исследований в динамике (в начале и в конце урока, перемены, дня, недели, четверти, года) и в одинаковых условиях, дающих возможность сравнения полученных данных (одинаковое количество учащихся в классе, одно и то же помещение, микроклиматические условия, освещенность и т.д.). Кроме того, методика должна быть адекватна исследуемой функции (хронорефлексометрия при нагрузке на зрительный и слуховой анализатор, тремометрия после значительной физической нагрузки и др.) и проводиться в оптимальных условиях.
Исследование устойчивого ясного видения
Устойчивость ясного видения при стабильных условиях освещения зависит от состояния зрительного анализатора и общего состояния организма.
При длительном рассматривании предмета теряется способность четко различать его и две близко расположенные точки воспринимаются как одна через некоторое время. Способность четко воспринимать очертания предметов или букв, между которыми имеется небольшое расстояние, вновь восстанавливается, затем снова исчезает и т.д. При утомлении время ясного видения предмета уменьшается. Показателем устойчивости ясного видения является выраженное в процентах отношение ясного видения к общему времени наблюдения.
При проведении этой методики используют вычерченное на белом листе и заштрихованное кольцо с разрывом одной стороны (кольцо Ландольта). Кольцо имеет наружный диаметр - 7 мм, разрыв и толщина заштрихованной части - 1,5 мм. Обследуемый рассматривает кольцо Ландольта с расстояния, равного 5 м, причем подбородок должен фиксироваться специальной подставкой, линия взора должна быть параллельна полу. Продолжительность исследования 3 мин, в течение которых обследуемый, не отрываясь, смотрит на разрыв в кольце Ландольта и сообщает исследователю моменты, когда он видит и когда не видит разрыв.
Пример записи в протоколе
Показания обследуемого Показания секундомера, сек.
Видит разрыв 0 25 45 10 45
Не видит разрыв 10 35 05 30 60 и т.д.
Время ясного видения составляет 10+10+20+20+15=75сек. Устойчивость ясного видения равна: 75 ·100 % : 120 = 62,5%
Оценка результатов: например, до занятий время ясного видения составляло 75 сек., после занятий - 60 сек. Приняв исходное время за 100%, можно определить, сколько процентов составляет повторно определенный результат. х = 60 ·100%: 75 = 80%
Вывод: после занятий время ясного видения снизилось на 20%. Снижение времени ясного видения говорит о снижении работоспособности.