Комплекс тестовых заданий исходного уровня знаний

И их организация»

Факультет: педиатрический

Курс: V Автор: д.м.н. Мамчик Н.П.,

д.м.н. Габбасова,

к.б.н. Мазина О.Л.

Тема занятия:Характеристика эпидемиологических исследований и их организация.

Цель занятия:изучение основных методов и этапов эпидемиологических исследований, показателей заболеваемости, характеристик эпидемического процесса.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

· Дизайн и этапы эпидемиологических исследований.

· Понятия и определения: метод эпидемиологического анализа, факторы риска, группы риска, эпидемиологический диагноз.

· Основные характеристики эпидемического процесса.

· Понятия: доказательная медицина, систематические и случайные ошибки, конфаундеры, мета-анализ.

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

· анализировать использование отдельных методических приемов совокупного эпидемиологического метода в решении медицинских проблем;

· использовать результаты динамического слежения за детерминантами эпидемического процесса конкретных инфекционных болезней для совершенствования борьбы с ними и мер профилактики

В результате изучения темы обучающийся должен владеть:

· методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях педиатрического профиля;

· оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп.

Мотивация темы занятия:знание эпидемиологического подхода к изучению болезней человека поможет врачу лечебного профиля правильно ставить клинический диагноз. Медицинский работник, независимо от его специализации должен понимать значимость эпидемиологических исследований в деле предупреждения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных болезней.

План занятия.

1. Введение.

2. Контроль исходного уровня знаний.

3. Разбор теоретического материала:

- виды эпидемиологических исследований: дескриптивные, аналитические, экспериментальные;

- метод эпидемиологического анализа: основные понятия, используемые при проведении эпидемиологических исследований. Этапы аналитического эпидемиологического исследования. 1 этап: определение цели, составление программы исследования, значение полноты регистрации эпидемиологических случаев;

- описательный этап, основные характеристики эпидемического процесса: интенсивность (инцидентность, превалентность), динамика, пространственная характеристика, структура (экстенсивные показатели);

- методы аналитического этапа эпидемиологического анализа; исследование «случай-контроль», когортное исследование, экспериментальные исследования. Виды ошибок и способы их устранения. Использование мета-анализа в доказательной медицине.

4. Контроль знаний: устный опрос.

5. Ответы на вопросы студентов.

6. Задание для следующего занятия.

Комплекс тестовых заданий исходного уровня знаний

Вариант 1.

Вариант 2.

Выберите один ответ.

1. Подготовительный этап эпидемиологического исследования, в частности, включает в себя:

1) первичную обработку абсолютных показателей

2) составление программы исследования

3) планирование противоэпидемических мероприятий

4) очистку баз данных

2. Пробное (пилотное) эпидемиологическое исследование позволяет:

1) составить рабочую гипотезу

2) составить программу исследования

3) уточнить цели и рабочую гипотезу

4) оценить факторы риска

3. В когортном исследовании из популяции отбирают две или более группы людей:

1) изначально не имеющих изучаемого заболевания

2) одного возраста

3) одного пола

4) одного возраста и пола

4. В исследовании типа «случай-контроль» из популяции отбираются лица:

1) изначально не имеющих изучаемого заболевания

2) одного возраста

3) имеющие изучаемое заболевание

4) произвольно

5. Скрининговые исследования – это:

1) распределение заболеваний по этиологии

2) распределение заболеваний по клиническим вариантам

3) распределение заболеваний в соответствии с классификацией

4) массовое обследование для выявления скрыто протекающих заболеваний или других состояний

6. Фактором риска называют:

1) мешающие факторы (конфаундеры), искажающие результаты исследований

2) факторы, способствующие развитию заболеваний

3) систематические ошибки в исследованиях

7. Доказательная медицина – это:

1) доказательства, представляемые пациенту для объяснения назначенного лечения

2) подбор объяснений по поводу неблагоприятного исхода лечения

3) медицинская практика по применению методов лечения, полезность которых доказана в доброкачественных исследованиях

4) паталогоанатомические заключения, представляемые в суд

8. Мета-анализ – это:

1) анализ данных лабораторного обследования пациента

2) обзор, в котором при помощи количественного метода обобщены данные нескольких исследований

3) экспресс-анализ загрязненности объектов окружающей среды

4) экспериментальное исследование

9. Группы риска – это:

1) лица, подверженные влиянию факторов риска

2) добровольцы, участвующие в экспериментальных исследованиях

3) лица, пострадавшие в автокатастрофах

4) альпинисты и эквилибристы

10. К экспериментальным исследованиям относятся:

1) моделирование эпидемического процесса

2) исследование типа «случай-контроль»

3) когортные исследования

4) мета-анализ

II. Аналитические методы.

Когортные исследования.

Исход (заболевание) отсутствует
Исход (заболевание) имеется
Комплекс тестовых заданий исходного уровня знаний - student2.ru

Оцениваемый фактор Заболели Не заболели Всего
Экспонированы a b a + b
Не экспонированы c d c + d
Всего a + c b + d a + b + c + d

Заболеваемость в когорте, подвергшейся воздействию фактора риска Комплекс тестовых заданий исходного уровня знаний - student2.ru

Заболеваемость в когорте, не подвергшейся воздействию фактора риска Комплекс тестовых заданий исходного уровня знаний - student2.ru

Относительный риск (коэффициент риска)показывает, во сколько раз вероятность заболевания выше у лиц, воздействию фактора риска Комплекс тестовых заданий исходного уровня знаний - student2.ru

Показатель добавочного (атрибутивного) риска равен X – Y, т.е. это дополнительная заболеваемость, связанная с воздействием фактора риска.

И их организация»

Факультет: педиатрический

Курс: V Автор: д.м.н. Мамчик Н.П.,

д.м.н. Габбасова,

к.б.н. Мазина О.Л.

Тема занятия:Характеристика эпидемиологических исследований и их организация.

Цель занятия:изучение основных методов и этапов эпидемиологических исследований, показателей заболеваемости, характеристик эпидемического процесса.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

· Дизайн и этапы эпидемиологических исследований.

· Понятия и определения: метод эпидемиологического анализа, факторы риска, группы риска, эпидемиологический диагноз.

· Основные характеристики эпидемического процесса.

· Понятия: доказательная медицина, систематические и случайные ошибки, конфаундеры, мета-анализ.

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

· анализировать использование отдельных методических приемов совокупного эпидемиологического метода в решении медицинских проблем;

· использовать результаты динамического слежения за детерминантами эпидемического процесса конкретных инфекционных болезней для совершенствования борьбы с ними и мер профилактики

В результате изучения темы обучающийся должен владеть:

· методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях педиатрического профиля;

· оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп.

Мотивация темы занятия:знание эпидемиологического подхода к изучению болезней человека поможет врачу лечебного профиля правильно ставить клинический диагноз. Медицинский работник, независимо от его специализации должен понимать значимость эпидемиологических исследований в деле предупреждения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных болезней.

План занятия.

1. Введение.

2. Контроль исходного уровня знаний.

3. Разбор теоретического материала:

- виды эпидемиологических исследований: дескриптивные, аналитические, экспериментальные;

- метод эпидемиологического анализа: основные понятия, используемые при проведении эпидемиологических исследований. Этапы аналитического эпидемиологического исследования. 1 этап: определение цели, составление программы исследования, значение полноты регистрации эпидемиологических случаев;

- описательный этап, основные характеристики эпидемического процесса: интенсивность (инцидентность, превалентность), динамика, пространственная характеристика, структура (экстенсивные показатели);

- методы аналитического этапа эпидемиологического анализа; исследование «случай-контроль», когортное исследование, экспериментальные исследования. Виды ошибок и способы их устранения. Использование мета-анализа в доказательной медицине.

4. Контроль знаний: устный опрос.

5. Ответы на вопросы студентов.

6. Задание для следующего занятия.

Комплекс тестовых заданий исходного уровня знаний

Вариант 1.

Наши рекомендации