Методы изучения заболеваемости населения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию на тему:
«Методика изучения заболеваемости населения»
Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,
экономика здравоохранения
Специальность – 31.05.02 - Педиатрия
Курс – 4
Семестр – 7
Количество часов – 4
Уфа
Тема:«Методика изучения заболеваемости населения» на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 15.06.2013 года, актуализированной в 2016 году.
Рецензент:
1.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Киреева Э.Ф.
2.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Борисова М.В.
Автор: доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Мустафина Г.Т.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО протокол №18 от 29.06. 2016г.
1. Тема и ее аактуальность. Врач любой специальности должен уметь анализировать состояние здоровья населения, в том числе и заболеваемость. Информация о заболеваемости населения позволяет выявить уровень, частоту распространения, динамику всех болезней, вместе взятых и каждой в отдельности среди различных возрастно-половых, профессиональных и социальных групп населения в целях оценки качества и эффективности лечебно-профилактических,
а также социально-экономических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на оздоровление населения.
2. Учебные цели: овладеть методикой анализа заболеваемости населения: изучить особенности заполнения официальной документации в лечебно-профилактических медицинских организациях и регистрации при различных видах заболеваний; усвоить методику расчета и анализа показателей заболеваемости.
Для формирования профессиональной компетенции студент должен
знать:
-значение изучения заболеваемости населения для практической деятельности врача и медицинской организации;
-методы изучения заболеваемости, их значение и применение;
-факторы, определяющие полноту и качество информации о заболеваемости;
виды заболеваемости по обращаемости;
-учетно-отчетную документацию по регистрации отдельных видов заболеваний и правила представления информации в кабинет медицинской статистики.
Для формирования профессиональной компетенции студент должен владеть и уметь:
-определять практическую значимость каждого из методов изучения заболеваемости;
-формулировать единицу наблюдения для изучения каждого вида заболеваемости и самостоятельно выбирать учетные документы, соответствующие единицам наблюдения;
-рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости, выявлять тенденции;
проводить параллельный анализ тенденций в показателях первичной заболеваемости и распространенности при анализе общей заболеваемости с целью выявления влияния различных факторов и овладеть следующими компетенциями ПК-4, ПК-18
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы
Вопросы для самоподготовки
1. К какому виду относительных величин относится показатель структуры заболеваемости по нозологическим формам?
2. Для каких целей используется данные о заболеваемости населения?
3. В чем заключается различие понятий заболевание и заболеваемость?
4. По каким характеристикам различаются методы изучения заболеваемости (по обращаемости, по причинам смерти, по медосмотрам, по данным анкетирования)?
5. Какие факторы определяют динамику показателей заболеваемости населения?
6. Перечислите основные виды заболеваемости, изучаемые по обращаемости.
7. Какие принципы заложены в основу Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем? Какие основные классы болезней Вы знаете?
8. Какие учетные документы заполняются врачом при обращении больного в поликлинику с симптомами острого заболевания?
9. Чем различаются понятия «первичная заболеваемость» и «распространенность»?
10. Что означают термины «патологическая пораженность», «накопленная заболеваемость», «истинная заболеваемость»?
11. Как рассчитать показатель собственно заболеваемости и болезненности (распространенности)?
12. Как рассчитать показатель структуры общей заболеваемости?
13. Виды и цели медицинских осмотров.
14. Какие особенности имеют данные о заболеваемости, получаемые при медицинских осмотрах?
15. Какую информацию можно получить при анализе «Медицинских свидетельств о смерти»?
16. Какой учетный документ позволяет получить данные о госпитализированной заболеваемости?
17. Перечислите виды инфекционных заболеваний в зависимости от их регистрации.
18. Какие статистические документы заполняются в случае выявления инфекционного заболевания?
19. В каком учетно-отчетном документе обобщаются данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности?
20. Как рассчитываются показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности?
21. Какие болезни входят в группу социально-значимых заболеваний?
4. Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
5. Продолжительность занятия: 4 часа.
6. Оснащение:
6.1 Дидактический материал – методические указания, таблицы, схемы,.
6.2. ТСО – вычислительная техника (калькуляторы, компьютеры).
7. Содержание занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений
Задание для самоконтроля: решение студентами тестовых заданий по теме.
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросы, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по выполнению заданий (задания прилагаются)
7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы (тесты прилагаются)
Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.
Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ статистических показателей.
Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112).
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ заболеваемости по годовому отчету ф.№12.
Литература
Основная
1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова М. – МЕДпресс-информ,
2009. – 655 с.
2. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телекоммуникационных технологий): учеб. пособие для студентов / И. Н. Денисов, Д. И. Кича, В. И. Чернов. – М. : МИА, 2009. – 464 с.
3. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования /Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова – М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. – 544 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419977.html
Дополнительная
1. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html
Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТАДЕНТОВ
Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний
Выберите один или несколько правильных ответов:
- К ИНТЕНСИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:
1) показатель смертности
2) структура заболеваний по нозологическим формам
3) обеспеченность населения врачами
4) показатель заболеваемости
- К ЭКСТЕНСИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:
1) показатели рождаемости
2) распределение числа врачей по специальностям
3) показатели младенческой смертности
4) распределение умерших по причинам смерти
- ИЗМЕНЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ ПОЗВОЛЯЮТ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ
1) экстенсивные
2) интенсивные
3) соотношения
4) наглядности
- СТРУКТУРУ ЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОКАЗАТЕЛЬ:
1) экстенсивный
2) темп роста
3) темп прироста
4) соотношения
5) наглядности
- ПРИ РАСЧЁТЕ ЭКСТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕ:
1) 1
2) 100
3) 50
4) 100000
5) 10
- ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЭКСТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ:
1) радиальная диаграмма
2) внутристолбиковая диаграмма
3) структурная диаграмма
4) секторная диаграмма
5) замкнутая диаграмма
- РАДИАЛЬНАЯ ДИАГРАММА ПРИМЕНЯЕТСЯ:
1) для иллюстрации структуры явления
2) при изменении явления во времени
3) для иллюстрации явления в замкнутом цикле ( год, сутки )
4) для сбора информации
5) для обработки явления
- ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИНТЕНСИВНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДИАГРАММА:
1) радиальная
2) круговая
3) картограмма
4) секторная
5) столбиковая
- ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАГЛЯДНОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДИАГРАММА:
1) радиальная
2) линейная
3) картограмма
4) секторная
5) столбиковая
10.К АТРИБУТИВНЫМ (КАЧЕСТВЕННЫМ) ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания
1) Верно 1,3
2) Верно 2,3
3) Верно 4
4) Верно все перечисленное
11. К КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания
1) Верно 1,3
2) Верно 2,4
3) Верно 3
4) Верно все перечисленное
ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
(ФОРМА № 12)
По району (городу):
1. Рассчитать уровень первичной и общей заболеваемости среди детей, подростков и взрослого населения.
2. Определить в этих возрастных группах долю в первичной и общей заболеваемости следующих причин:
а) болезни глаза и его придаточного аппарата
б) болезней системы кровообращения;
в) болезней органов дыхания;
г) болезней органов пищеварения;
д) болезней костно-мышечной системы;
е) травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин.
3. Оформить таблицу, изобразить графически структуру общей заболеваемости.
4. Проанализировать и сделать выводы.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Выберите один или несколько правильных ответов
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию на тему:
«Методика изучения заболеваемости населения»
Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,
экономика здравоохранения
Специальность – 31.05.02 - Педиатрия
Курс – 4
Семестр – 7
Количество часов – 4
Уфа
Тема:«Методика изучения заболеваемости населения» на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 15.06.2013 года, актуализированной в 2016 году.
Рецензент:
1.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Киреева Э.Ф.
2.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Борисова М.В.
Автор: доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Мустафина Г.Т.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО протокол №18 от 29.06. 2016г.
1. Тема и ее аактуальность. Врач любой специальности должен уметь анализировать состояние здоровья населения, в том числе и заболеваемость. Информация о заболеваемости населения позволяет выявить уровень, частоту распространения, динамику всех болезней, вместе взятых и каждой в отдельности среди различных возрастно-половых, профессиональных и социальных групп населения в целях оценки качества и эффективности лечебно-профилактических,
а также социально-экономических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на оздоровление населения.
2. Учебные цели: овладеть методикой анализа заболеваемости населения: изучить особенности заполнения официальной документации в лечебно-профилактических медицинских организациях и регистрации при различных видах заболеваний; усвоить методику расчета и анализа показателей заболеваемости.
Для формирования профессиональной компетенции студент должен
знать:
-значение изучения заболеваемости населения для практической деятельности врача и медицинской организации;
-методы изучения заболеваемости, их значение и применение;
-факторы, определяющие полноту и качество информации о заболеваемости;
виды заболеваемости по обращаемости;
-учетно-отчетную документацию по регистрации отдельных видов заболеваний и правила представления информации в кабинет медицинской статистики.
Для формирования профессиональной компетенции студент должен владеть и уметь:
-определять практическую значимость каждого из методов изучения заболеваемости;
-формулировать единицу наблюдения для изучения каждого вида заболеваемости и самостоятельно выбирать учетные документы, соответствующие единицам наблюдения;
-рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости, выявлять тенденции;
проводить параллельный анализ тенденций в показателях первичной заболеваемости и распространенности при анализе общей заболеваемости с целью выявления влияния различных факторов и овладеть следующими компетенциями ПК-4, ПК-18
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы
Вопросы для самоподготовки
1. К какому виду относительных величин относится показатель структуры заболеваемости по нозологическим формам?
2. Для каких целей используется данные о заболеваемости населения?
3. В чем заключается различие понятий заболевание и заболеваемость?
4. По каким характеристикам различаются методы изучения заболеваемости (по обращаемости, по причинам смерти, по медосмотрам, по данным анкетирования)?
5. Какие факторы определяют динамику показателей заболеваемости населения?
6. Перечислите основные виды заболеваемости, изучаемые по обращаемости.
7. Какие принципы заложены в основу Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем? Какие основные классы болезней Вы знаете?
8. Какие учетные документы заполняются врачом при обращении больного в поликлинику с симптомами острого заболевания?
9. Чем различаются понятия «первичная заболеваемость» и «распространенность»?
10. Что означают термины «патологическая пораженность», «накопленная заболеваемость», «истинная заболеваемость»?
11. Как рассчитать показатель собственно заболеваемости и болезненности (распространенности)?
12. Как рассчитать показатель структуры общей заболеваемости?
13. Виды и цели медицинских осмотров.
14. Какие особенности имеют данные о заболеваемости, получаемые при медицинских осмотрах?
15. Какую информацию можно получить при анализе «Медицинских свидетельств о смерти»?
16. Какой учетный документ позволяет получить данные о госпитализированной заболеваемости?
17. Перечислите виды инфекционных заболеваний в зависимости от их регистрации.
18. Какие статистические документы заполняются в случае выявления инфекционного заболевания?
19. В каком учетно-отчетном документе обобщаются данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности?
20. Как рассчитываются показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности?
21. Какие болезни входят в группу социально-значимых заболеваний?
4. Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
5. Продолжительность занятия: 4 часа.
6. Оснащение:
6.1 Дидактический материал – методические указания, таблицы, схемы,.
6.2. ТСО – вычислительная техника (калькуляторы, компьютеры).
7. Содержание занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений
Задание для самоконтроля: решение студентами тестовых заданий по теме.
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросы, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по выполнению заданий (задания прилагаются)
7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы (тесты прилагаются)
Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.
Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ статистических показателей.
Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112).
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ заболеваемости по годовому отчету ф.№12.
Литература
Основная
1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова М. – МЕДпресс-информ,
2009. – 655 с.
2. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телекоммуникационных технологий): учеб. пособие для студентов / И. Н. Денисов, Д. И. Кича, В. И. Чернов. – М. : МИА, 2009. – 464 с.
3. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования /Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова – М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. – 544 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419977.html
Дополнительная
1. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html
Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТАДЕНТОВ
Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний
Выберите один или несколько правильных ответов:
- К ИНТЕНСИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:
1) показатель смертности
2) структура заболеваний по нозологическим формам
3) обеспеченность населения врачами
4) показатель заболеваемости
- К ЭКСТЕНСИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:
1) показатели рождаемости
2) распределение числа врачей по специальностям
3) показатели младенческой смертности
4) распределение умерших по причинам смерти
- ИЗМЕНЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ ПОЗВОЛЯЮТ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ
1) экстенсивные
2) интенсивные
3) соотношения
4) наглядности
- СТРУКТУРУ ЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОКАЗАТЕЛЬ:
1) экстенсивный
2) темп роста
3) темп прироста
4) соотношения
5) наглядности
- ПРИ РАСЧЁТЕ ЭКСТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕ:
1) 1
2) 100
3) 50
4) 100000
5) 10
- ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЭКСТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ:
1) радиальная диаграмма
2) внутристолбиковая диаграмма
3) структурная диаграмма
4) секторная диаграмма
5) замкнутая диаграмма
- РАДИАЛЬНАЯ ДИАГРАММА ПРИМЕНЯЕТСЯ:
1) для иллюстрации структуры явления
2) при изменении явления во времени
3) для иллюстрации явления в замкнутом цикле ( год, сутки )
4) для сбора информации
5) для обработки явления
- ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИНТЕНСИВНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДИАГРАММА:
1) радиальная
2) круговая
3) картограмма
4) секторная
5) столбиковая
- ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАГЛЯДНОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДИАГРАММА:
1) радиальная
2) линейная
3) картограмма
4) секторная
5) столбиковая
10.К АТРИБУТИВНЫМ (КАЧЕСТВЕННЫМ) ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания
1) Верно 1,3
2) Верно 2,3
3) Верно 4
4) Верно все перечисленное
11. К КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания
1) Верно 1,3
2) Верно 2,4
3) Верно 3
4) Верно все перечисленное
ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
(ФОРМА № 12)
По району (городу):
1. Рассчитать уровень первичной и общей заболеваемости среди детей, подростков и взрослого населения.
2. Определить в этих возрастных группах долю в первичной и общей заболеваемости следующих причин:
а) болезни глаза и его придаточного аппарата
б) болезней системы кровообращения;
в) болезней органов дыхания;
г) болезней органов пищеварения;
д) болезней костно-мышечной системы;
е) травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин.
3. Оформить таблицу, изобразить графически структуру общей заболеваемости.
4. Проанализировать и сделать выводы.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Выберите один или несколько правильных ответов
|