Особенности производства ампутации у детей.
При выполнении ампутации у детей должны быть учтены следующие обстоятельства:
1. После ампутации рост мягких тканей отстает от роста кости, вследствие чего образуется коническая культя, конец которой заострен и перфорирует ткани, расположенные над костным опилом. С целью предупреждения подобного осложнения необходимо создавать запас мягких тканей над костной культей, при этом следует учитывать большую сократимость кожи у детей, чем у взрослых. Сшивание мышц антагонистов или фиксация их к усеченной кости является профилактикой возрастной конической культи.
2. Отмечен неравномерный рост парных костей голени и предплечья: малоберцовая и лучевая опережает соответственно рост большеберцовой и локтевой. Поэтому парные кости усекаются на разных уровнях, при ампутации голени малоберцовая кость опиливается на 3-4 см выше по сравнению с большеберцовой. Учитывая диспропорцию роста парных костей, детям чаще показаны костно-пластические и периостеопластические способы ампутации.
3. После ампутации происходит отставание в росте культей бедра от культей голени, так как зона наибольшей активности роста голени находится в проксимальном эпифизе, а на бедре – в дистальном. В силу этих обстоятельств следует беречь ростковый хрящ, поэтому у детей чаще выполняется экзартикуляция на уровне коленного, локтевого и лучезапястного суставов, а не усечение конечности на протяжении кости (или костей), при условии сохранения мягких тканей для формирования культи.
4. У детей, чаще чем у взрослых, наблюдается деформация костей культи.
5. Ампутация нижних конечностей у детей приводят к перестройке всего опорно-двигательного аппарата, к деформации и атрофии соответствующей половины таза, при ампутациях и экзартикуляциях верхней конечности происходят изменения в развитии плечевого пояса.
Практическая часть.
Студенты на трупе и на изолированных конечностях выполняют самостоятельно экзартикуляцию фаланг пальцев верхней и нижней конечностей, ампутацию голени по Пирогову, затем в средней трети голени с разбором топографии сосудов и нервов в культе; затем выполняют ампутацию бедра по Гритти - Шимановскому и в средней трети бедра с разбором топографии сосудов и нервов в культе. Студенты работают по три человека на каждой операции.
Подведение итогов занятия.
Задание на следующее занятие.
Проект хронокарты проведения занятия (продолжительность занятия без перерывов 180 минут).
№ п/п | Этап занятия | Уровень деятельности | Длительность в минутах |
Проверка присутствующих | |||
Постановка темы и определение цели занятия | |||
Теоретическая часть (разбор учебного материала) | |||
Практическая часть – выполнение студентами операций на трупе, оформление протоколов операции | |||
Подведение итогов занятия | |||
Задание на следующий день |
Рекомендуемая литература:
1. М.В. Волков «Ампутации конечностей у детей», Медгиз, М., 1955.
2. С.Ф. Годунов «Ампутации и протезирование нижних конечностей» в кн. Многотомное руководство по хирургии. том XII, Медгиз, 1961, 575-610,
3. С.Ф. Годунов «Способы и техника ампутации», Медицина, 1967.
4. В.М. Дурмашкин «Первичные ампутации конечностей при разможжениях и отрывах» Г., 1958
5. И.Д. Кирпатовский «Техника усечений и реплантации конечностей», пособие по курсу оперативной хирургии, М., 1973.
6. Ф.А. Копылов, М.С. Юсиевич «Ампутации и вычленения» в кн. Атлас огнестрельных ранений, том X, кн. 2, М., 1955.
7. Е.К. Молодая «Ампутации и протезирование конечностей. Общие принципы ампутаций конечностей» в кн. Многотомное руководство по хирургии, том XI, М., Медгиз, 1960.
8. Г.Е. Островерхов с соавторами «Курс оперативной хирургии и топографической анатомии», М., 1964, 1972.
9. В.Г. Санин, Н.И. Кондрашин «Уровни и методы ампутаций конечностей (с учетом протезирования)» в кн. Руководство по протезированию. М., Медицина, 1976.
10. В.Д. Чаклин «Основы оперативной ортопедии и травматологии», Медицина, 1964.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЗАНЯТИЮ № 9
ТЕМА: «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ СВОДА ЧЕРЕПА.
ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ ГОЛОВЫ».
Цель занятия: Послойное изучение областей мозгового отдела головы. Разбор и производство первичной хирургической обработки ран костей свода черепа. Декомпрессионная и костно-пластическая трепанация черепа
Содержание занятия:
1. Проверка присутствующих
2. Постановка темы и определение цели занятия
3. Теоретическая часть.