Лекция №1. Понятия: «фармацевтическая этика», «фармацевтическая деонтология». Этический кодекс российского фармацевта. Основные статьи кодекса
Особую важность приобретает вопрос о моральных качествах фармацевта, его отношении к профессиональному долгу, что нашло отражение в учении о фармацевтической этике и деонтологии. Мораль и этика возникли на определенном этапе развития общества в связи с необходимостью создания определенных правил, регулирующих взаимоотношения людей.
Этика - это система норм нравственного поведения человека какой либо общественной или профессиональной группы.
Термин «этика» предложен еще Аристотелем, под которые понимал науку о человеческой морали. На ранних этапах развития человечества, когда фармация была неотъемлемой частью медицины, этические нормы поведения медицинского персонала раздавались в странах Древнего Востока (Китае, Индии).
Однако наиболее полное отражение этические нормы поведения медицинского персонала получили в клятве Гиппократа (V - VI вв. до н. э.), которая является самым значительным и неподвластным времени среди трудов этого ученого. На протяжении многих российских и зарубежных медицинских и фармацевтических учебных заведений, приступая к практической деятельности, присягают избранной профессии клятвой Гиппократа.
Одним из разделов этики является деонтология - наука, которая рассматривает проблемы долга и всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний. Термин «деонтология» введен в словарный состав языка в начале XIX в. Бентамом, который использовал его для названия теории нравственности в целом. Впоследствии деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о добре и зле.
Фармацевтическая этика - это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы и др.).
Фармацевтическая этика определяет взаимоотношения фармацевтического персонала, нормы его поведения в различных ситуациях фармацевтической деятельности.
Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника - фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях - аксиологию.
Впервые в России требования профессиональной этики нашли свое отражение в Аптекарском уставе 1789 г. В частности, в нем отмечалось: «Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно».
Высокие моральные нормы и нравственные требования предъявлялись к аптечным работникам на всех этапах развития российской фармации. В 80-е гг. XX в. профессиональная фармацевтическая этика определялась как обеспечение благоприятных морально-психологических условий (лечебно-охранительного режима) при оказании лекарственной помощи населению в речных организациях. Это подразумевало, что аптечные работники должны внимательно и чутко относиться к посетителям аптеки, не допускать необоснованных случаев отказов и нарушения сроков отпуска лекарственных средств. Работники аптеки должны четко соблюдать внутренний трудовой распорядок, а также всегда находить пути к дружескому контакту с посетителями. Аптечные работники должны проявлять особую осторожность в общении с больным, не давать справок о его заболевании, так как это может внушить опасение больному и тревогу за благоприятный исход заболевания или нарушить его психическое равновесие. Все недоразумения, связанные с неправильно выписанным или неправильно но оформленным рецептом, должны выясняться с врачом. В случае отсутствия прописанного врачом лекарственного средства аптечные работники должны предпринять все необходимые меры для обеспечения им больного. Надо стремиться к тому, чтобы каждый посетитель ушел из аптеки не только с нужным ему ЛС, но и с хорошим настроением.
Понятие «деонтология» было введено в начале XIX в. как наименование науки о профессиональном поведении человека.
Фармацевтическая деонтология изучает принципы поведения фармацевтического персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.
В 1995 году Российской фармацевтической ассоциацией был принят Этический кодекс российского фармацевта, провозгласивший главную цель профессиональной деятельности фармацевтов - всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь. Главное условие фармацевтической деятельности - всегда поддерживать высочайший профессиональный уровень, а также обязанности, права и ответственность фармацевтов за нарушение профессиональной этики.
В связи с особенностями деятельности аптечных организаций по реализации фармацевтических и парафармацевтических товаров в условиях высокой конкуренции особое значение придаётся социально-психологическому направлению. В социальной психологии, психологии торговли возможно введение нового понятия - «психология аптечной торговли».
Таким образом, задачи, которые призвана решать психология аптечной торговли, должны сочетать в себе три основных компонента.
Во-первых, участвовать в формировании и развитии личности фармацевтического работника, способствовать оптимизации психологического климата на предприятиях отрасли, а также оказывать определенное воздействие на личность потребителя, что ставит психологию аптечной торговли в один ряд с другими средствами идеологической работы. Например, при равных характеристиках качества товара предпочтение отдавать товарам отечественного производства.
Во-вторых, задачи психологии аптечной торговли не могут быть увязаны с теми социальными и экономическими задачами, которые стоят перед здравоохранением в целом и аптечной службой в частности. С одной стороны, к обеспечению стабильного снабжения населения и медицинских организаций лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
В аптеке именно работник первого стола (провизор или фармацевт) олицетворяет перед покупателем всю сложную цепь, включающую в себя технологический процесс производства, контроль качества, поставку, ценообразование и организацию продажи товара.
Фармацевтическая деонтология имеет направления и включает взаимоотношения:
1) фармацевта с обществом;
2) фармацевта с врачом;
3) фармацевта с больным;
4) фармацевта с фармацевтом.
Взаимоотношения фармацевтического работника и общества предполагают, что фармацевт должен оказывать фармацевтическую помощь любому человеку независимо от национальности политических и религиозных убеждений, имущественного положения, возраста, социального статуса.
Право и долг фармацевтического работника - хранить профессиональную независимость и сознавать меру ответственности за свои поступки. Он должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность собственных знаний в области обращения лекарственных средств. Фармацевтический работник несет личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии.
Стиль общения с покупателями - один из главных компонентов успешного обслуживания. При растущей конкуренции среди аптек неквалифицированное, неумелое обслуживание населения оборачивается для организации ухудшением экономических показателей, а для персонала - снижением морального удовлетворения от своего труда.
Параметрами восприятия взаимоотношений являются сферы предложения и спроса. Сфера предложения изучает психологическую реакцию производителей и потребителей на товар, цену, рекламу. Сферу спроса определяют факторы воздействия на спрос: материальное положение, тип характера индивида, уровень его образования, степень культуры, особенности окружающей человека текущей ситуации, и виды покупок: плановые, неплановые, основанные на размышлении или эмоциях, давно предполагавшиеся или импульсивные, частые или редко происходящие.
При общении с больным со стороны фармацевтического работника недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие. У фармацевта и врача одна общая задача - возвращение здоровья пациенту, поэтому они должны работать в тесном контакте.
Развитию социально-психологического направления способствует также усиление внимания к культуре обслуживания и забота о благоприятном климате в коллективе. Взаимодействие с коллегами должно строиться на уважении труда и опыта каждого члена коллектива, сохранении благодарности и обязательств по отношению к тому, кто научил тебя фармацевтическому искусству.
В силу специфики фармацевтической профессии, имеющей дело со здоровьем и жизнью человека, очень тяжелыми могут быть последствия возможных ошибок. Порой трудно определить грань между моральными и правовыми нормами в фармацевтической деятельности. Еще древнеиндийский врач Сушрута сказал, что лекарство в руках знающего человека уподобляется бессмертию и жизни, в руках невежды - огню и мечу. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан в случае недобросовестного выполнения фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшими причинение вреда здоровью граждан или их смерть, они обязаны возместить ущерб и подвергнуться дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Клятва Гиппократа
Клянусь... исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу... Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости... Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла... Чисто и непорочно буду я проводить свое искусство...
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у людей на все времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
Отражение ее требований можно найти в трудах и деятельности Галена, Авиценны, в указе императора Священной Римской империи Фридриха II, который разделил права и обязанности врачей и фармацевтов и установил, в частности, клятву фармацевтов. Содержание всех международных и национальных медицинских кодексов и обязательств близко и созвучно клятве Гиппократа.
Этический кодекс фармацевта
Этический кодекс фармацевтического работника России является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, которая включает обеспечение населения и конкретно каждого гражданина всеми товарами аптечного ассортимента, в первую очередь лекарственными средствами, а также оказание научно-консультативных услуг по всем вопросам, связанным с лекарственными средствами.
Этический кодекс имеет целью обеспечить переход России к правовому государству и рынку потребителя в сфере фармацевтической помощи. Он определяет отношения между фармацевтическим работником и обществом, - пациентом, - медицинским работником и направлен в первую очередь на обеспечение прав, достоинств и здоровья личности и общества в целом, а также прав и моральной ответственности специалистов фармацевтических организаций и предприятий.
1. Помни, что ты являешься коллегой врача, твои знания должны быть достаточно глубокими чтобы в любой момент дать высококвалифицированную консультацию врачу.
2. Помни что у фармацевта и врача общая задача возвращение здоровья больному. После приема у врача больной приходит в аптеку.
3. В выборе лекарства не подменяй врача, не предлагай больному лекарство на свое усмотрение, ты можешь принести вред здоровью человека, усложнить течение его болезни.
4. Поддерживай тесную связь с врачом.
5. Не допускай в присутствии больного никаких скептических высказывай в адрес врача или назначенных им ЛС. Этим ты подрываешь авторитет врача и веру больного.
6. Не сообщай больному, что рецепт неправильно выписан, найди способ исправить ошибку без ведома больного, этим ты сохранишь авторитет врача и не дашь больному повод для сомнения в правильности назначенного ему лечения.
7. Будь непримиримым ко всякого рода ошибкам мед работников в вопросах лекарствоведения. Не оставляй без внимания даже незначительные ошибки, обсуждай их с мед работниками. Помни, что даже небольшая неточность врача может перерасти в роковую ошибку в лечении больного.