Тема 1. введение. основы товароведения. фармацевтическое товароведение
Лекция №2.
Понятие товароведения. Цели, основные задачи товароведения. Понятие медицинского и фармацевтического товароведения. Товар. Классификация товара. Классификация товаров индивидуального потребления. Потребительная стоимость и потребительские свойства товаров
Товароведение – это наука, которая изучает как коммерческую составляющую фармацевтических товаров, так и их качественный аспект.
Совершенно очевидно, что аптека, как коммерческое предприятие, обязана держать в поле зрения многие составляющие: это и прибыльность выставляемого на продажу товара, и его качественные показатели, и востребованность тех или иных препаратов населением, и иные аспекты.
Наука, изучающая потребительские стоимости товара, которые образуют присущие только этому товару свойства и качества - товароведение.
Термин «товароведение» состоит из двух слов «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскритского veda (веды), что означает «знание», следовательно, товароведение - это знание о товарах.
Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение - наука, научающая иметь, точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и i сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».
Начало современному пониманию товароведения положено К. Марксом, который писал: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».
В системе стандартов ОСТ 28-12-81 «Товароведение, основные понятия, термины и определения» термин «товароведение» обозначает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров.
Товароведение - это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. Дисциплина «товароведение» изучает потребительные свойства товаров, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обуславливающие качество товаров, контроль и оценку качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия хранения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию.
Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина решает следующие основные задачи:
- определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость изучаемых товаров;
- систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
- обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов.
Изучением товаров занимаются многие дисциплины, при этом в определение товара вносятся различные уточнения, показывающие особенности точки зрения, с которой товар рассматривается.
Основными задачами товароведения является:
- определение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительную стоимость;
- систематизация товаров с применением методов классификации и кодирования;
- управление ассортиментом организации;
- товароведческая характеристика конкретных товаров;
- товароведческий анализ и экспертиза товаров;
- информационное обеспечение товародвижения от производителя до потребителя.
Учебная дисциплина «товароведение» включает два раздела - общее и частное товароведение.
В общем товароведении рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения.
В частном товароведении изучается обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируются состояние и перспективы развития конкретного рынка.
В системе здравоохранения частное товароведение подразделяйся на медицинское и фармацевтическое.
Медицинское товароведение изучает потребительские свойства медицинских товаров, т.е. свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине, чтобы соответствовать своему назначению в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудование).
Фармацевтическое товароведение. Фармацевтическое товароведение является основополагающей системой знаний для работников аптечных предприятий. Успех предприятия во многом зависит от профессионализма сотрудников, обладающих знаниями в данной области.
Эта дисциплина занимается изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.
Товароведение фармацевтических товаров - это комплексная научная дисциплина, изучающая:
- потребительную стоимость фармацевтических товаров;
- их классификацию и кодирование;
- стандартизацию;
- факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров;
- методы контроля и оценки качества;
- конкурентоспособность;
- закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру;
- условия сохранения качества товаров при их транспортировке, хранении, потреблении и эксплуатации.
Как видно из приведенного определения, предметом фармацевтического товароведения, как науки и учебной дисциплины является потребительская стоимость товаров аптечного ассортимента.
Знание о товаре, которое обеспечивается товароведением, необходимо всем, кто встречается с ним на всех этапах его продвижения от разработчика до потребителя. Особенно эти знания необходимы фармацевтическим работникам, которые осуществляют производство, продвижение, хранение и обеспечение потребителя медицинскими и фармацевтическими товарами.
Целью фармацевтического товароведения является изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Товароведческая деятельность, как составная часть коммерческой деятельности, направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительского, но и промышленного назначения. Каждый объект товароведческого анализа обладает определенным набором признаков, выделяющих его из множества других, часто очень похожих объектов. В различных ситуациях возникает необходимость идентификации конкретного объекта либо группы подобных объектов.
Идентификация объекта – это присвоение ему уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков, позволяющих однозначно выделить его из других объектов.
Товары как объекты товароведческой деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:
- ассортиментную;
- качественную;
- количественную;
- стоимостную.
Первые три характеристики, которые можно назвать товароведческими, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.
Одним из основных понятий, используемых в фармацевтическом товароведении, является определение товара.
В соответствии с ГОСТом в торговле товаром является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Товар- материальная продукция, предназначенная для купли-продажи (коммерческой деятельности).
Товар- продукт, это все, что может удовлетворить потребности или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования потребителем.
Товар - это продукт труда, предназначенный для продажи с целью удовлетворения какой - либо общественной потребности.
Как следует из определения, товар характеризуется потребительными свойствами, обуславливающими способность товара удовлетворять конкретные потребности. Эти потребительные свойства проявляются только в процессе эксплуатации.
Для того чтобы товар мог отвечать этому условию, он должен обладать полезностью. С позиции экономической теории полезность – это общее удовлетворение, получаемое от потребления товаров или услуг. Именно полезность превращает продукт труда в товар, который обладает потребительной стоимостью.
Товары - это часть материально-производственных запасов организаций, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц, и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
К основным категориям товароведения относятся категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.
Продукция- это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
В соответствии с ГОСТом в торговле товаром является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
В настоящее время проводят первичное разделение товарной массы на группы в соответствии с целью их применения:
- товары производственного назначения (используют в процессе производства других товаров), они в свою очередь подразделяются по степени их участия в производственном процессе на материалы и детали, капитальное строительство, вспомогательные материалы и услуги;
- потребительские товары (приобретаются для личного пользования). Товары индивидуального (широкого) потребления предназначены для удовлетворения личных потребностей людей-потребителей. Именно поэтому они еще носят название потребительские товары.
Товары подразделяются:
- индивидуального спроса;
- товары широкого потребления.
Товары индивидуального и широкого потребления предназначены для удовлетворения личных потребностей людей.
Главной задачей аптечной организации является обеспечение населения ЛС, ИМН и парафармацевтическими товарами.
Медицинские и фармацевтические товары в большинстве своем принадлежат первой группе товаров (индивидуального назначения), которые по сроку их службы и времени использования подразделяются на:
- товары длительного пользования - приобретаются редко, выдерживают многократное пользование (медицинская техника, а так же предметы санитарии и гигиены - грелки, клизмы, кровоостанавливающие жгуты);
- товары краткосрочного пользования - приобретаются на 1 или несколько циклов пользования (ЛС, перевязочные материалы и лечебная косметика).
- взаимозаменяемые – это ЛП: синонимы, аналоги в различных ЛФ, дозировках или фасовке. Рассматриваются как схожие товары, являющиеся альтернативными для определенной потребности.
- взаимодополняющие товары (при продаже ампулированных ЛП дополнительно предлагаются шприцы, спиртовые салфетки).
- товары предварительного выбора - это рецептурные ЛП, которые сравниваются покупателями между собой по цене.
- товары постоянного спроса - средства гигиены, которые покупаются регулярно. Данная классификация товаров используется для потребительских товаров, которые приобретают для личного пользования.
- услуги (объекты продажи в виде действий, выгод);
- товары эксклюзивного ассортимента.
Все товары классифицируются:
Также товары бывают производственного назначения. Их используют в процессе производства других товаров.
Товары широкого потребления называются потребительскими, которые подразделяются на товары длительного пользования (тонометр), краткосрочного пользования, услуги (прокат), товары эксклюзивного ассортимента - временные современные упаковки капельницы в офтальмологии.
В фармацевтическом товароведении существуют понятия стоимости (меновой стоимости) и потребительной стоимости товара.
Стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражение меновой стоимости является цена.
Потребительная стоимость товара - экономическая категория, проявляющаяся при использовании товара. В денежном выражении потребительная стоимость может превышать цену товара.
Она является важнейшей товароведческой категорией, объективно характеризующей состояние и место товара на данной ступени развития общественных потребностей, а, следовательно, дающей возможность разрабатывать научно обоснованные меры улучшения его потребительных свойств. В отличие от стоимости, потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, созданным как для обмена, так и для личного потребления. Она не зависит от общественных форм производства.
В общем товароведении в зависимости от характера потребления продуктов труда различают индивидуальную и общественную потребительные стоимости:
1. Индивидуальная потребительная стоимостьсвойственна продуктам труда, созданным для личного потребления. Эти продукты не являются товаром. Их потребительная стоимость формируется материально-вещественной стороной, не зависящей от общественных отношений, и проявляется, как естественное свойство продукта удовлетворять человеческие потребности.
2. Общественная потребительная стоимостьсвойственна продуктам труда, созданным для удовлетворения общественных потребностей. В условиях товарного производства эти продукты труда являются товарами.
Потребительная стоимость товаров определяется совокупностью потребительских свойств, к числу которых относят:
- эффективность использования изделий по назначению,
- социальную значимость,
- практической применение, удобство пользования,
- безвредность и эстетическое совершенство, необходимые для удовлетворения материальных, культурных и биологических потребностей человека.
К социальным относятся свойства, отражающие соответствие товара потребностям общества или его общественную значимость для различных групп потребителей. Эти свойства зависят от материальной обеспеченности населения, норм рационального потребления, стиля, моды. Изменение социальных показателей влечет за собой изменение и других показателей качества товаров.
Функциональные свойства - это показатели соответствия изделия выполнению основной функции или использованию его по назначению. Функциональные свойства предназначены удовлетворять потребности человека.
Надежность характеризуется показателями безотказности, долговечности, способностью сохранять свои функциональные возможности под воздействием факторов внешней среды при хранении и транспортировке.
Эргономические свойства – это показатели удобства и комфортности в процессе эксплуатации изделия, соответствие изделия особенностям организма человека и обеспечение оптимальных условий пользования им.
Эстетические свойства характеризуют информационную выразительность и гармоничность, рациональность формы, конструкции, внешнего оформления, целостности композиции, совершенство исполнения (здесь важнейшим условием является дизайн, как самого товара, так и его упаковки).
Экологические свойства товара служат обеспечению защиты окружающей среды от выделений вредных веществ при производстве, транспортировке, хранении и эксплуатации изделия.
Свойство безопасности потребления характеризует обеспечение безопасности человека при пользовании изделием.
Сочетание этих свойств в конкретном товаре обеспечивает его качество.
Качество товара - совокупность потребительных свойств, обусловливающих пригодность товара, то есть его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара в определенных условиях эксплуатации.
Оно формируется в процессе разработки и производства товара. Нормативной документацией устанавливаются правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видом деятельности при производстве товаров. Документация включает стандарты (технологические регламенты и стандарты качества) и другие нормативные документы – общероссийские классификаторы, государственные реестры, правила, рекомендации, кодексы установившейся практики.
Качество товара - степень, с которой совокупность потребительских свойств (характеристик) товара выполняет требования потребителей и обуславливает потребительскую стоимость товара. В настоящее время в регламентированной формулировке качества отражается его техническая сторона, которая находится в прямой зависимости от уровня развития техники и технологии производства. Именно технический аспект качества в настоящее время является объектом исследования в товароведении.
Потребительская стоимость - способность товара удовлетворять конкретные потребности человека, а совокупность таких свойств означает потребительскую ценность.
Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
Например, потребность человека быть здоровым удовлетворяется различными способами: можно отказаться от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и др.), бегать по утрам или принимать витамины, т.е. вести здоровый образ жизни. Однако когда человек заболевает, удовлетворить потребность в здоровье можно только с помощью врачебного вмешательства, лечебных процедур и лекарственных средств.
Совокупность потребительских свойств товара определяет его потребительскую ценность.
Потребительская ценность более высокая у тех товаров, которые максимально соответствуют по показателям качества требованиям покупателей и другим характеристикам, определяющим спрос. Цена и качество являются важнейшими рыночными характеристиками товара. Однако их оптимальное соотношение еще не гарантирует рыночного успеха продукции. На оценку товара и его приобретение влияют вкусы, привычки, способ мышления покупателя. Мнение потребителя определяет потребительскую ценность товара и, в свою очередь, специфические конкурентные позиции товара на рынке.
Весь товар, реализуемый через АО должен соответствовать термину качества - совокупность свойств продукции, которые придают им способность удовлетворять потребности покупателей.
Субъект товароведной деятельности – человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей. Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы.
В первую группу входят фармацевтические работники, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей.
Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение которых направлена эта деятельность, - все население, нуждающееся в оказании им фармацевтической помощи. Эта группа субъектов товароведения находится в центре внимания на всех этапах товародвижения от производителя к потребителю. Наиболее острое внимание ей уделяют маркетологи и товароведы, выполняющие функции формирования товарной номенклатуры с учетом реального или прогнозируемого спроса, стимулирования сбыта путем позиционирования товаров, указания на достоинства товаров в сравнении с другими товарами-аналогами или фирмами-конкурентами. Только доскональное знание товара дает возможность справиться с этими задачами.
Мастерство фармацевтических работников в области товароведения обеспечивается их знанием:
- нормативных документов, регламентирующих деятельность в вопросах приемки, хранения, реализации товаров;
- классификации и кодирования товаров;
- видов товаров;
- методов оценки основных показателей качества фармацевтических товаров;
- факторов, оказывающих влияние на формирование и сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров в процессе их производства, хранения, транспортирования, применения или эксплуатации;
- особенности маркировки товаров.
Также фармацевтический работник должен обладать следующими навыками:
- классифицировать товары с учетом их применения, заводов - изготовителей;
- проводить товароведческий анализ и маркетинговые исследования;
- определять показатели ассортимента;
- формировать оптимальный ассортимент для медицинских организаций;
- осуществлять приемку медицинских товаров по количеству и по качеству;
- рекомендовать методы контроля потребительских свойств товаров;
- обеспечивать сохранность товаров с учетом принципов хранения;
- самостоятельно работать со справочной товароведческой литературой, систематизировать информацию и использовать ее для решения конкретных профессиональных задач;
- проводить товароведческую оценку качества товаров;
- прогнозировать влияние внешней среды на качество товаров в процессе их хранения, транспортирования, применения и эксплуатации;
- расшифровать маркировку товаров;
- консультировать фармацевтических работников и население по вопросам выбора условий хранения, применения и эксплуатации товаров.
Провизор, владеющий знаниями фармацевтического товароведения, умеющий проводить анализ медицинского и фармацевтического рынка, способен формировать ассортиментную политику фармацевтической организации для оптимального удовлетворения потребностей населения, медицинских организаций и укрепления финансового положения организации.