Практическая работа № 10, 11
Определение чувствительности слуха и способности
Слухового анализатора к адаптации
Цель работы: Изучить функции уха
Оборудование: Часы или секундомер, камертон
Ход выполнения работы.
Определение чувствительности слуха.
Ручные часы или секундомер медленно приближают к правому или левому уху. Когда отмечается тиканье, измеряют расстояние, на котором находились часы от уха испытуемого: чем больше это расстояние, тем выше слуховая чувствительность.
Вывод:
Способность слухового анализатора к адаптации.
Часы приближают к самому уху, а затем медленно удаляют и отмечают, когда слышимость пропадает. Обычно это расстояние большее, чем в предыдущем опыте. Определить местонахождение тикающих часов, спрятанных в комнате. Оценивается расстояние, с которого слышны тикающие часы.
Вывод:
3. Воздушная и костная проводимость.
Прикладывать ножку звучащего камертона к разным частям черепа: сосцевидному отростку, темени, затылку, лбу, зубам. Слышен звук камертона. Повторить данный опыт, плотно заткнув уши ватой. Слышен ли звук и почему?
Вывод:
Преимущество воздушной проводимости звука.
Приложить ножку звучащего камертона к верхушке черепа. Слышен звук, который постепенно ослабевает и, наконец, исчезает вовсе. Как только звук перестает быть слышен, приблизить камертон к наружному слуховому проходу, звук слышен вновь.
Вывод:
5. Роль евстахиевой трубы.
Зажав нос и закрыв рот (насильно) сделать глотательное движение (ощущается толчок в барабанные перепонки).
Вывод:
Рекомендации к оформлению работы: Опишите ход опытов. Объясните.
Контрольные вопросы:
1. Почему ринит часто приводит к воспалению среднего уха, особенно у младших детей?
2. Почему пассажирам самолета при его подъеме и снижении рекомендуется совершать глотательные движения или что-то жевать?
Практическая работа № 12
Исследование анатомо-физиологических особенностей органов речи.
Цель работы: изучить строение органов речи.
Оборудование: атлас, карандаши, рабочая тетрадь.
Ход выполнения работы;Рассмотрите в атласе, зарисуйте в тетради и обозначьте строение частей глотки.
Обозначьте: верхнюю и нижнюю челюсть, губы, преддверие рта и ротовую полость, мягкое и твердое небо.
Рис. 10 Строение органов речи
Вывод:
Контрольные вопросы:
1. Почему дефект уздечки языка приводит к дефекту речи?
2. С какой целью мы изучаем строение языка?
Практическая работа № 13
Исследование анатомо-физиологических особенностей органов речи
Цель работы: изучить строение органов речи
Оборудование: атлас, карандаши, рабочая тетрадь.
Ход выполнения работы.
Рекомендации к оформлению работы.
Рассмотрите в атласе, зарисуйте в тетради и обозначьте строение частей глотки.
Обозначьте: нижнюю челюсть, подъязычную кость, язык, мышцы языка, части языка, виды сосочков языка и миндалины.
Рис. 11.Строение языка: А-мышцы языка, Б- поперечный разрез, В-расположение вкусовых сосочков.
Вывод:
Контрольные вопросы:
1.Какие виды сосочков есть на языке?
2.Какие мышцы принимают участие в артикуляции?
3.Где расположены рецепторы, воспринимающие сладкое, соленое и горькое?
Практическая работа № 14
Исследование анатомо-физиологических особенностей органов речи
Цель работы: изучить строение органов речи
Оборудование: атлас, карандаши, рабочая тетрадь.
Ход выполнения работы.
Рекомендации к оформлению работы.
Рассмотрите в атласе, зарисуйте в тетради и обозначьте строение частей глотки.
Обозначьте: носовую, ротовую и гортанные части глотки; глоточные миндалины, хоаны, небный язычок, мышечную оболочку, слизистую оболочку и небно-глоточную мышцу.
Рис. 12.Строение органов речи
Вывод:
Контрольные вопросы:
1.Почему разрастание лимфоидной ткани в глотке приводит к дефекту речи?
2.Почему грудной ребенок может сосать молоко, лежа и одновременно с этим дышать?
Практическая работа № 15