Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические

Генетич. факторы –определяют мозговую структуру, механизмы «инструментов психич. деятельности», диапазон индивидуал. различий. Гены оказывают влияние на строение и биохимич. актив-ть мозга. Психич. расстройства связаны с действием нескольких генов. Генетически обусловленные заболевания обмена вещ-тв - энзимопатиями (в результате мутации генов, отвечающих за синтез к-то из ферментов у чел-а отсутствует или имеется недостаточность). Фенилкетонурия (болезнь Феллинга) – в крови накапливается фенилалонин и продукты его распада. Распознаётся в роддоме. При этом назначают спец. диету, где нет фенилалонина(белка). Если не распознать возможна умственная отсталость. Амавротическая идеотия (болезнь Тея-Сакса) (наруш. липидного обмена) – отсутствует фермент гексозоминдаза А. До 6 мес. протекает скрытно. Прояв. в отставании физич. развития, умственной отсталости, нарушении зрения. Со временем слепота. Дети умирают в раннем возрасте. Галактозомия (наруш. углеводного обмена) – нарушается работа печени. В крови накапливается галактоза. Приводит к слабоумию ребёнка. Мукополисахаридоз (нарушение обмена соединительной ткани). Генетические факторы лежат в основе болезни Дауда (неросхождение 21 хромосомы).

Биохимич. факторыотвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, за специфичность рецепторов, за хар-р взаимодействия нервн. клеток между собой, за активацию и настройку нервных процессов.биогенные амины: дофамин, серотонин, норадреналин. Дофамин обеспечивает целесообразность и целенаправленность поведения за счёт регулирования процессов восприятия, познания и внимания. Чрезмерное повыш. или пониж. ур-ня дофамина может привести к нарушению психич. регуляции процессов взаимодействия организма и окр. среды. Норадреналин выполняет фун-ю активации, синхронизации и согласования различных нейронных процессов, обеспечивает концентрацию внимания, бодрствование, эмоц. фон настроения. Серотонин – инактивация нервн. процессов отвечает за расслабление, покой, сон. Различные аминокислоты обеспечивают необходимый ур-нь возбуждения нейронных процессов, связанных с научением и памятью, а также выполняют ф-ции ингибиторов.

Нейрофизиологич. факторы(основы залож.Сеченовым и Павловым) материальная основа психич. процессов, т. е. посредством чего осуществл-ся психич. деят-ть чел-а. Любой психич. процесс - восприятие, внимание, память, эмоции - связан с к-то физиологич. переменными. Нейрофизиологич. процессы ориентировки и привыкания определяют что выбирает чел-к из потока раздражителей в кач-ве специфич. и информативных для реализации своих целей пр-ков среды.

10. Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии

Г.Селье даёт определение: стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Впервые это слово было употреблено в 1303г.

Фазы стресса (по Г.Селье):

· Реакция тревоги – мобилизация всех ресурсов организма;

· Сопротивление – за счёт предшествующей мобилизации организму удаётся справиться с ситуацией.

· Если организму в течение многого времени не удаётся справиться с ситуацией, то наступает фаза истощения.

М.Ш. Магомед-Эминов психологический механизм стресса связывает с понятием мотивации самосохранения.

Селье различает стресс и дистресс. Деятельность связанная со стрессом может быть приятной или неприятной. Дистресс – всегда неприятно.

Выделяют острую стрессовую реакцию и последствия перенесения стресса.

Степень стрессогенности того или иного фактора может различаться и имеет значение личностный смысл, который человек придаёт событию. У человека формируются определённые стереотипы реагирования на стресс.

Вероятность развития стресса зависит от ряда личностных факторов. Так смелость, выносливость, религиозность, жажда ощущений могут снизить стресс при решающих событиях жизни. С другой стороны заниженная самооценка, экстернальный локус контроля увеличивают стрессогенное воздействие ситуации. У людей с высоким уровнем тревожности стресс возникает на воздействие низкой интенсивности и более выражен.

У женщин наиб стресогенными ситуация явл: когда они могут плохо проявить себя, не выполнить задание.

Для мужчин: несчастный случай, физич травма.

Есть предположение что от стресса страдает «слабый орган»

Стресс проявляется: 1.ощущ. потери контроля над собой 2. Недостаточно организованная деятельность (рассеяность, суетливость) 3. Расстройство сна, раздражительность. 4. Снижение аппетита, алкоголь.

Стрессовые изменения возникают в след сферах: Эмоциональной, когнитивной и мотивационной.

Выделяют 3 личностных стиля преодоления стрессовый ситуаций:

1. Проблемно – фокусирующий стиль. Чел активно действует и оптимистично оценивает проблемную ситуацию.

2. Эмоционально – фокусирующий ст. Чел ищет соц и психолоигческой поддержки.

3. Потенциально – диструктивный стиль. Отрицание проблемной ситуации, прекращ. Деятельности, исп. алкоголя.

11. Понятие совладающего поведения (копинга) и виды копинг-стратегий

Копинг-поведение (совладающее поведение) — осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса. Автор термина — амер. пс. А. Маслоу. Понятие "coping" - от англ. справиться, выдержать, совладать. Копинг поведение хар-ся осознанной конструктивной актив-ю лич-ти, вкл. произвольный выбор; цель — пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Оценка ситуации:

а) способность заметить критические изменения, с которыми нужно справиться;

б) способность оценить внеш. и внутр. ресурсы для решения проблемы.

Лазарус и Фолкман - дихотическая классифик-я копинг-стратегий:

• проблемно-фокусированные (противоборство, поиск соц. поддержки и планомерное разрешение проблем);

• эмоц-фокусированные (самоконтроль, дистанцирование, позитив.переоценку, принятие ответственности и избегание).

Моос и Шеффер :

– сфокусир. на оценке (установление для себя значения ситуации);

– сфокусир. на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);

– сфокусир. на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоц. равновесия).

Перлин и Шулер 1)стратегия изменения способа видения проблемы, 2)изменения проблемы и 3)управления эмоцион. дистрессом.

Коплик предлагает дихотическую классифик-ю: стратегия поиска инф-ции и стратегия закрытости для инф-ции.

Виталиано три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование.

Фрайденберг 18 стратегий сгруппир. в три категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители и др), непродуктивный копинг (стратегии избегания, кот. связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, соц. связь с др. и тонус).

Хобфолл шесть осей: просоциальная / антисоциальная направленность, прямое / непрямое поведение и пассивное / активное поведение.

И.А.Бубнова выделяет 3 стратегии:

1) проблемно-фокусирующ. (чел-к активно действует и более оптимистично оценивает возникшую проблему);

2) эмоц-фокусирующ. (поиск соц. поддержки);

3) потенциально-деструктивные (отрицание проблемной ситуации, прекращение деят-ти).

Наши рекомендации