Фарды поста: намерение в (предшествующую) ночь, воздержание от сексуальной близости, еды и питья, рвоты, избегание попадания каких-либо веществ в желудок через ухо, нос или глаз.
Книга Поста
Шейх Мухаммад ибн Ахмад Майара, рахимахуллах, говорит: “Здесь (в главе о посте) автор, да будет милостив к нему Аллах, начинает свое разъяснение четвертого столпа Ислама, именуемого пост (саум). Корень слова саум (в арабском языке) означает воздерживаться и отстраняться от чего либо. В Шариате это означает воздерживаться от двух страстей – желудка и половых органов на протяжении всего дня, с намерением приблизиться к Аллаху (то есть ради Него) и с намерением выполнить обязательство (если это пост в месяц Рамадан). Это для того, чтобы противопоставить правильные стремления страстям желудка и половых органов, чтобы овладеть своим нафсом, очистить зеркало своего разума, принять ангельские качества (ибо ангелам не присущи никакие телесные потребности), и чтобы раб осознал состояние тех, кто голодает”.
Шейх Ахмад аль-Аляви, рахимахуллах, говорит что в языке Людей Зикра, саум это отстранение от всего, кроме их Возлюбленного.
صيام شهر رمضانَ وَجَبَـــا في رَجَبِِ ِ شعبانَ صَومُ ُ نُدِبَـــا
كَتِسْعِ وَأحـــــرى الآخِرُ كذا المُحَرَّمُ وأحــــرى العاشِرُ
Пост в месяц Рамадан является обязательным (ваджиб), и рекомендовано (мандуб) постится в месяцы Раджаб и Шаабан, а также первые 9 дней месяца Зу-ль-Хиджа, и особенно в последний (из этих 9-ти дней), также как и (весь) Мухаррам, в особенности 10-й день Ашура.
Пост в месяц Рамадан является индивидуальной обязанностью (фард-айн) для каждого мусульманина и мусульманки, и отрицание этой обязанности выводит из Ислама. Каждый мусульманин мукалляф ( то есть разумный и достигший половой зрелости), способный постится, не находящийся в путешествии, и знающий о наступлении месяца Рамадан, обязан держать пост в дни месяца Рамадан. И если он не постится, без какой-либо уважительной причины, не отрицая обязательность поста, то он впадает в грех, за который кади (шариатский судья) должен назначить ему наказание (таадиб). Есть также слабое мнение, что такой человек выходит из Ислама.
Дни, в которых рекомендуется постится, поскольку это является сунной, перечисляет Сиди Ибн Ашир. Это пост в месяцы Раджаб и Шаабан, первые 9 дней месяца Зу-ль-Хиджа (и особенно 9-й день), месяц Мухаррам (и особенно 10-й день Ашура вместе с 9-м или 11-м днем). Существует и другие дни, когда пост является мандубом, например каждый понедельник и четверг.
وَيثبُتُ الشَّهرُ برُؤيةِ الهــلال أو بثلاثين قُبَيْلاَ َ في كمــــال
(Начало месяца) определяется по видению новой луны или завершению 30-дней предыдущего месяца.
Начало месяца Рамадан определяется по одной из двух вещей:
1) Видение новой луны (хиляль), имеется в виду видение физическое, своими глазами, а не через телескоп или другие астрономические приборы;
2) Отсчет 30-ти дней от начала месяца Шаабан;
Является фарзом-кифайя для сообщества наблюдать за небом, особенно после 29-го Шаабана. Для утверждения начала Рамадана необходимо свидетельство двух правдивых, уважаемых и свободных людей об этом, или свидетельство большой группы людей, для которых невозможно сойтись на лжи. Эти люди должны видеть новую луну своими глазами, не через приборы и не со слов неких других людей. Если такое свидетельство есть, пост становится обязательным для всего сообщества на следующий день. Это обязательство распространяется на территорию, равную примерно расстоянию от Хорасана до Андалуза, как сказал имам Малик, рахимахуллах.
Начало поста не может определяться по математическим или астрономическим вычислениям, также как по наблюдению в дальних землях.
Если один некий человек видит луну, для него самого становится фардом начать пост на следующий день, но не для сообщества.
Если 29-го Шаабана небо было затянуто тучами и луны не было видно, то следующий день считается днем сомнения и в этот день нельзя поститься (если только это не нафиль пост).
Причин, по которым нельзя постится в день сомнений две:
1) Отсутствие убежденности (якын) в наступлении месяца Рамадан.
2) Недозволение добавлять что-либо сверх того, что является обязательным, как-то: 5-й ракаат в обязательной молитве или лишний день Рамадана.
И даже если это был первый день Рамадана, он не засчитывается как день поста и его надо возместить после окончания Рамадана.
Таким же образом, то есть через наблюдение за небом, утверждается окончание Рамадана и Ид аль-Фитр.
فرضُ الصّيــــامِ نِيَّةُ ُ بِلَيْلِهِ وتركُ وَطْءِ ِ شُرْبِهِ وأكلـــــه
وَالقَيْءِ مع إيصالِ شَيءِ ِ للمَعِدِ مــن أذُنِِ ِ أو عَيْنِ ِ أو أنفِ ِ وَرَدْ
Если же кого-то одолеет рвота или он пропустит муху (по ошибке) (то это простительно), как и пыль (от работы) рабочих или с улиц, или (использование) сухого мисвака, также если кто-либо проснется в состоянии джанаба.
Если у кого-либо случится непроизвольная рвота, или ему в рот случайно залетит насекомое, то это простительно и пост не нарушен (его не надо возмещать). Тоже самое касается аналогичных случаев, вроде дорожной пыли или крошек пищи, застрявших между зубами.
Разрешается использовать мисвак, если он сухой. Аналогично разрешается использовать зубную щетку.
Разрешается глотать слюну или желчь, если она собралась во рту, но лучше выплевывать.
Если человек проснется утром в состоянии большого осквернения (джанаба), его пост не нарушается, поскольку это произошло непроизвольно, и ему надо будет лишь совершить гусль.
ونِيَّةُ ُ تكفي لمـــــا تتابُعه يجبُ إلاّ إن نَفــــــَاهُ مانِعُهُ
Книга Поста
Шейх Мухаммад ибн Ахмад Майара, рахимахуллах, говорит: “Здесь (в главе о посте) автор, да будет милостив к нему Аллах, начинает свое разъяснение четвертого столпа Ислама, именуемого пост (саум). Корень слова саум (в арабском языке) означает воздерживаться и отстраняться от чего либо. В Шариате это означает воздерживаться от двух страстей – желудка и половых органов на протяжении всего дня, с намерением приблизиться к Аллаху (то есть ради Него) и с намерением выполнить обязательство (если это пост в месяц Рамадан). Это для того, чтобы противопоставить правильные стремления страстям желудка и половых органов, чтобы овладеть своим нафсом, очистить зеркало своего разума, принять ангельские качества (ибо ангелам не присущи никакие телесные потребности), и чтобы раб осознал состояние тех, кто голодает”.
Шейх Ахмад аль-Аляви, рахимахуллах, говорит что в языке Людей Зикра, саум это отстранение от всего, кроме их Возлюбленного.
صيام شهر رمضانَ وَجَبَـــا في رَجَبِِ ِ شعبانَ صَومُ ُ نُدِبَـــا
كَتِسْعِ وَأحـــــرى الآخِرُ كذا المُحَرَّمُ وأحــــرى العاشِرُ
Пост в месяц Рамадан является обязательным (ваджиб), и рекомендовано (мандуб) постится в месяцы Раджаб и Шаабан, а также первые 9 дней месяца Зу-ль-Хиджа, и особенно в последний (из этих 9-ти дней), также как и (весь) Мухаррам, в особенности 10-й день Ашура.
Пост в месяц Рамадан является индивидуальной обязанностью (фард-айн) для каждого мусульманина и мусульманки, и отрицание этой обязанности выводит из Ислама. Каждый мусульманин мукалляф ( то есть разумный и достигший половой зрелости), способный постится, не находящийся в путешествии, и знающий о наступлении месяца Рамадан, обязан держать пост в дни месяца Рамадан. И если он не постится, без какой-либо уважительной причины, не отрицая обязательность поста, то он впадает в грех, за который кади (шариатский судья) должен назначить ему наказание (таадиб). Есть также слабое мнение, что такой человек выходит из Ислама.
Дни, в которых рекомендуется постится, поскольку это является сунной, перечисляет Сиди Ибн Ашир. Это пост в месяцы Раджаб и Шаабан, первые 9 дней месяца Зу-ль-Хиджа (и особенно 9-й день), месяц Мухаррам (и особенно 10-й день Ашура вместе с 9-м или 11-м днем). Существует и другие дни, когда пост является мандубом, например каждый понедельник и четверг.
وَيثبُتُ الشَّهرُ برُؤيةِ الهــلال أو بثلاثين قُبَيْلاَ َ في كمــــال
(Начало месяца) определяется по видению новой луны или завершению 30-дней предыдущего месяца.
Начало месяца Рамадан определяется по одной из двух вещей:
1) Видение новой луны (хиляль), имеется в виду видение физическое, своими глазами, а не через телескоп или другие астрономические приборы;
2) Отсчет 30-ти дней от начала месяца Шаабан;
Является фарзом-кифайя для сообщества наблюдать за небом, особенно после 29-го Шаабана. Для утверждения начала Рамадана необходимо свидетельство двух правдивых, уважаемых и свободных людей об этом, или свидетельство большой группы людей, для которых невозможно сойтись на лжи. Эти люди должны видеть новую луну своими глазами, не через приборы и не со слов неких других людей. Если такое свидетельство есть, пост становится обязательным для всего сообщества на следующий день. Это обязательство распространяется на территорию, равную примерно расстоянию от Хорасана до Андалуза, как сказал имам Малик, рахимахуллах.
Начало поста не может определяться по математическим или астрономическим вычислениям, также как по наблюдению в дальних землях.
Если один некий человек видит луну, для него самого становится фардом начать пост на следующий день, но не для сообщества.
Если 29-го Шаабана небо было затянуто тучами и луны не было видно, то следующий день считается днем сомнения и в этот день нельзя поститься (если только это не нафиль пост).
Причин, по которым нельзя постится в день сомнений две:
1) Отсутствие убежденности (якын) в наступлении месяца Рамадан.
2) Недозволение добавлять что-либо сверх того, что является обязательным, как-то: 5-й ракаат в обязательной молитве или лишний день Рамадана.
И даже если это был первый день Рамадана, он не засчитывается как день поста и его надо возместить после окончания Рамадана.
Таким же образом, то есть через наблюдение за небом, утверждается окончание Рамадана и Ид аль-Фитр.
فرضُ الصّيــــامِ نِيَّةُ ُ بِلَيْلِهِ وتركُ وَطْءِ ِ شُرْبِهِ وأكلـــــه
وَالقَيْءِ مع إيصالِ شَيءِ ِ للمَعِدِ مــن أذُنِِ ِ أو عَيْنِ ِ أو أنفِ ِ وَرَدْ
Фарды поста: намерение в (предшествующую) ночь, воздержание от сексуальной близости, еды и питья, рвоты, избегание попадания каких-либо веществ в желудок через ухо, нос или глаз.
Фардами (обязательными элементами) поста (любого, как обязательного, так и добровольного) являются:
1) Намерение. Намерение на пост совершается в ночь, предшествующую дню поста, после магриба и до наступления фаджра. Если кто-то не совершил намерение до фаджра, его пост считается недействительным, тоже самое относится к тому, кто совершил намерение до наступления Магриба в предыдущий день. Намерение совершается в сердце и его не надо проговаривать. Необходимо уточнять в своем намерении, какой именно пост совершает человек, если это обязательный пост, то он должен вознамериться совершать обязательный пост в месяц Рамадан.
2) Воздержание от сексуальной близости. Имеется в виду не только половой акт (или введение головки полового члена во влагалище, даже без семяизвержения), но любые действия (касания, поцелуи и т.д.), способные вызвать сексуальное возбуждение и выход спермы или выделений аль-мази (прозрачная жидкость, появляющаяся на головке полового члена или во влагалище в следствии мысли о половом сношении или иной сексуальной активности), как о том еще будет сказано ниже. Или другими словами, мы можем сказать, что пост нарушает любые действия, которые также нарушают омовение (вуду) согласно маликитскому мазхабу, если эти действия были совершены осознанно.
3) Воздержание от еды и питья. Имеется в виду воздержание от всего, что может попасть в желудок, будь-то жидкие либо твердые вещества. Необходимо следить за тем, чтобы ничего не попало в горло, посколько глотание любого вещества нарушает пост, кроме тех случаев, когда этого нельзя избежать (например глотание слюны, и некоторые другие примеры, которые будут упомянуты ниже).
4) Воздержание от рвоты. Если человек вызывает у себя намеренно рвоту, он тем самых нарушает пост и должен будет возместить этот день. Для него также рекомендуется (но не обязательно!) возместить этот день, если рвота произошла неумышленно. Если рвота выходит из его горла неумышленно, он не должен ни в коем случае ее глотать обратно, но должен выплюнуть. Если же он проглотил рвоту инстинктивно – его пост нарушен и он должен будет его возместить, но не должен платить каффара.
5) Избегание попадания каких-либо веществ в желудок через ухо, нос или глаз. Сюда например относится дым от горящих веществ (включая дым от сигарет и благовония), пар от приготовляемой пищи, вода при совершении омовения, зубная паста и т.д. Если эти вещества попали в горло, то пост нарушен.
Шейх Майара, рахимахуллах, поясняет что тоже самое правило относится и к другим отверстиям в теле, через которые может что-либо попасть в тело.
وَقْتَ طُلوعِ فَجْرِهِ إلى الغُروب والعقلُ في أوَّلِهِ شَرْطُ الوُجــوب
وَلْيَقْضِ فَــاقِدُهُ...
Время (поста) – от рассвета (фаджр) до заката (магриб). Быть в здравом уме (акль) в начале поста это условие его обязательности. Тот, у кого пройдет это состояние (безумия), должен будет возместить (пост)
Следующим фардом поста является совершение поста непрерывно целый день, от начала времени фаджр до начала времени магриб.
Также как и начало и окончание месяца, начало и окончание дня необходимо определять, наблюдая за небом (за солнцем). Пост начинается с появлением первых лучей (фаджр) и заканчивается с полных заходом солнца за горизонт (магриб).
Сиди Ибн Ашир также говорит, что необходимым условием для совершения поста является здравый разум (акль), поскольку пост безумного человека недействителен. Однако, это обязательство остается на нем, и он обязан возместить пост, как только его разум вернется к нему.
...والحَيْضُ مَنَع صوماَ َ وتَقضي الفَرْضَ إنْ بِهِ ارتَفَعْ