Нарушение мотивационного компонента мышления
Восприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей.
Восприятие составляет основу ориентировки человека в мире. Продукт процесса восприятия зависит от эмоциональных и личностных особенностей человека.
Роль личностного компонента в восприятии можно выявить разыми путями:
- Анализ расстройств самого процесса восприятия
- Создание специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива.
Работами А. Н. Леонтьева и Е.П. Кринчик показано, что введение подкрепления, имеющего различный смысл для испытуемого, по-разному влияет на время реакции. Деятельность восприятия включает в себя основную характеристику человеческой психики — "пристрастность" (А. Н. Леонтьев). Поэтому можно было предполагать, что процесс восприятия не только строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и направлять деятельность испытуемых, но можно было ожидать разную структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или иные изменения личности.
Специальное исследование для уточнения роли мотивационного компонента в восприятии (Соколова).
Цель исследования:
- Показать зависимость восприятия от характера мотивации
- Выявить особенности восприятия, связанные с нарушением смыслообразующей функции мотива.
Методика: предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации, которая создавалась, во-первых, с помощью различных инструкций, во-вторых, разной степенью неопределенности изображений. Используемые в эксперименте картинки представляли собой изображения более или менее сложных ситуаций (мать купает ребенка, группа чем-то взволнованных женщин и т.д.) или нечеткие снимки объектов (цветы, мокрая мостовая, пятна Роршаха)
Мотивация задавалась: инструкцией (опора на внутренние качества испытуемого) + разной степенью неопределенности изображений (опора на качества стимула).
Инструкции:
А – описать, что изображено. Самостоятельная актуализация мотивов испытуемыми. Актуализировались 2 мотива: мотив экспертизы, вызванный самой экспериментальной ситуацией. Он порожден и опосредован социальными и личными установками испытуемых. Он не только побуждает, но и придает личностный смысл деятельности. Также деятельность побуждалась собственным мотивом восприятия, который играет роль дополнительного стимула.
Б – людям говорилось, что исследуется воображение
В – людям говорилось, что исследуются умственные способности
Участники:
1- Здоровые испытуемые
2- Больные эпилепсией
3- Больные шизофренией
1.Здоровые испытуемые | 2 Больные эпилепсией | 3 Больные шизофренией | |
А | Формальные ответы. Норма считала картинки детскими. | Формальные ответы. Односложные ответы, нет сюжета. | Формальные ответы в большей степени, чем у остальных. |
Б | Появился интерес к заданию и к оценке эксперимента. Гипотезы стали более развернутыми, эмоционально насыщенными. Самих гипотез много (чем больше кол-во, тем лучше с творчеством). | Сократилось число формальных высказываний. Больные подолгу и с удовольствием описывают картинки, фантазируют на тему. Гипотезы становятся эмоциональными. Напевная интонация, попытки рифмовать рассказ, употребление прямой речи. Больные больше высказывают свое отношение к героям, а не описывают их. | У 30% сохранились формальные ответы и отказы. Изменение инструкции не приводит к изменению стратегии. |
В | Деятельность принимает вид развернутого решения персептивной задачи. Построение и проверка гипотез. Сопоставление частей изображения. В итоге выбирали один самый приемлемый результат. Очень интересовались оценкой экспериментатора. | Обстоятельное, детальное описание изображений. Для построения гипотез привлекаются детали, которые не несут смысловой нагрузки. В итоге принимается одна из гипотез. | Больные не проявляют интереса к заданию, не реагируют на оценку экспериментатора. Деятельность свернута, нет поисковой активности. Высказывания лаконичны, малоэмоциональны. |
Вывод: Изменение мотивации обуславливают разную структуру деятельности. В соответствии с этим изменяется структура восприятия. Она разная в норме и патологии
2. Мотивация и патология восприятия при психических заболеваниях.