Система страховой медицины США и бюджетно-страховой системы Канады.
Система страхования США представлена: 1. «голубой крест», «голубой щит» - частные неприбыльные страховые ассоциации (1929-1932); 2. частные коммерческие страховые компании – их деят-ть не регулируется государством. 3. самофинансируемые программы индивидуальных предпринимателей. 4. общества поддержания здоровья. 5. правительственные программы: Медикейд, Мэдикэр – для пенсионеров, инвалидов, бедняков.
В США: децентрализованная система частного страхования, практически отсутствует государственное регулирование. Исключение составляет обслуживание по гос программам: Медикэр, Медикейд – появились в 1965г. 85% покупают полисы частного мед страхов. Система предварительной оплаты (СПО) – комплекс мер по предварительному согласованию цен и объемов услуг для разл групп пациентов. «Медикейд» – для бедного населения, находится в административном и юридическом ведении руководства штатов. «Медикэр» (65 лет и бол) – имеет значение возраст и уровень выплат по соц-ому страхованию в течение всего периода работы человека (налог 7,65% из них 1,45%). Состоит из: 1.страхование на случай болезни и 2. дополнител страхование. Правляется и финансируется федеральным правительством.
В 80-е г развитие ОПЗ – общества поддержания здоровья – общественные организации, используют найм врачей в свои центры здоровья. Пациент ограничен в выборе врача.
Достоинства: высокая степень ответственности бизнеса за сохр здоров наемной раб силы; высококвалиф пом федеральных стандартов; национ программы здоровые люди; правовая защита пациента; госуд вклад в охр здоров пожилых. Недостатки: высокие затраты на здравоохр, отсутствие доступа к мед пом многих людей, запутанная система МС, высокая доля админ расходов -20%.
Канада– действуетобщегосударственная система МС, охвачено все население. Государство обеспечивает ¾ расходов. 95% больниц – функционируют на некоммерческой основе. Финансируется за счет налогов. Большинство врачей явл частнопрактикующими. Система здравоохр – сочетает элементы децентрализации и централизации. Денежные средства производителям мед услуг поступают через: 1. федерал фонды и фонды провинциальных бюджетов; 2. фонды частных страховых компаний; 3. добровол пожертвования. Доля общественных расходов до 70%. Сфера деят-ти частных страховых компаний ограничена – преоставляют только те услуги, кот не включены в план ОМС (отбеливание зубов). Существует 2 плана МС: 1-ый охватывает стационарные услуги, 2-ой – услуги врачей.
Достоинства: госуд система МС, госуд финансироание и контроль, организация помощи на некоммерч основе; охват всего населения, отсут монополии поставщиков мед услуг; финансирование за счет налогообложения; возможность выбора врача и мед учр. Недостатки: высокая стоимость мед пом, оплата по типу «ганорар за услугу», слабое разв профил-ки, недостат контроль за качеством помощи.
93. Система здравоохранения Бельгии и Швеции.С организационно-финансовых особенностей в систем финансирования здравоохранения в странах Европейского союза две основные модели: модель, основанную на соц страховании (модель Бисмарка), и бюджетную модель (или модель национального здравоохранения). Система нац здрав (бюджетная) получила развитие в Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии, Италии.Основными чертами: всеобщий охват населения услугами здрав, финансирование из средств общего налогообложения, контроль со стороны парламента и управление правительственными органами. В процессе реализации эта концепция получила название программы "Национальных медицинских услуг", тк их поставщиком становилось государство, предоставлявшее медицинские услуги как общественные блага. В качестве единственного страховщика выступает государство. В рамках этой модели возможны два варианта финансирования: путем создания государственных страховых фондов, ресурсы которых в дальнейшем используются для финансирования медицинских учреждений, либо с помощью прямого финансирования медицинских учреждений, минуя государственные страховые фонды. Модель национального здравоохранения в отличие от страховых систем характеризуется достаточно высокой экономичностью. Недостатки: Во-первых, склонность к монополизму. Его следствием становится снижение качества медицинских услуг из-за отсутствия возможности осуществления контроля за деятельностью лечебно-профилактических учреждений со стороны потребителей медицинских услуг. Монополия в здравоохр приводит к возник затратного механизма в расходовании средств без улучшения качественных характеристик здоровья населения. Во-вторых, характеризуется недостаточной ориентацией на пациента. Это приводит к тому, что врачи предпочитают работать в учреждениях здравоохранения, а не по месту жительства пациента. В-третьих, поскольку управление здравоохранением осуществляется государственными органами и профессиональными работниками здравоохранения, имеющими статус государственных служащих, бюджетная модель отличается излишней бюрократизацией и авторитарностью управления. Наконец, к недостаткам модели Бевериджа относят большую зависимость финансирования от меняющихся политических приоритетов. Это отчетливо видно на примере Англии, расходы на здравоохранение в которой на протяжении последних 20 лет неоднократно менялись под воздействием политической конъюнктуры.
Система страховой медицины(модель Бисмарка) распространена в Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Основополагающие принципы заложены в конце XIX в. в Германии канцлером Бисмарком. были созданы три отрасли соц страхования социальной защиты: страх по старости и инвалидности, страхование по болезни и страхование от несчастных случаев на производстве. Сформировалась система регулируемого мед страхования, основными чертами: всеобщность охвата насел, трехстороннее участие наемных работников, предпринимателей и государства в финансир страховых фондов, контроль за деяттью страх мед организаций, согласование тарифов на мед услуги и контроль качества оказываемой мед пом. Необходимость введения страховой медицины была обусловлена наличием обширного частного сектора в здравоохранении с высокими ценами на мед услуги. Поэтому, наряду с политическими и социальными причинами введения страховой медицины, важную роль в ее появлении сыграла идея обеспечения доступности медицинских услуг населению. В основе модели страхового здравоохранения лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и осуществляются страховые выплаты. Финансирование систем подобного вида не производится из государственного бюджета — принцип бюджетной универсальности противоположен этой модели социального обеспечения. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ модель Бисмарка не всегда основывается только на этом принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать медицинские услуги по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики бисмарковской модели. Медицинское страхование в данной модели, как правило, является обязательным для всех работающих по найму. Величина страховых взносов рассчитывается на основе размера заработной платы и доходов. При этом происходит перераспределение средств от более высокооплачиваемых к менее обеспеченным, от молодых и одиноких — к пожилым и лицам, имеющим большие семьи. Тем самым обеспечивается социальная солидарность внутри группы застрахованных.