Современный ассортимент ветеринарных препаратов
ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ:
1) Вакцины;
2) Сыворотки;
3) Биопрепараты;
4) Иммуностимуляторы;
5) Антипаразитарные;
6) Антибактериальные;
7) Химиотерапевтические;
8) Витамины
Вакцины. Ассортимент вакцин включает средства против различных заболеваний для крупного рогатого скота, свиней, кроликов, лошадей.
Сыворотки предназначены для профилактики, лептоспироза, эшерихиоза, паратифа, рожи.
Биопрепараты включают биостимуляторы из тканей животных для внутреннего и наружного применения, а также противовирусные препараты для животных и птиц (Фоспренил).
Антипаразитарные средства включают препараты против блох, клещей, глистов разных видов, чесотки и других возбудителей заболеваний (Неостомозан, Бутокс, Альбен, Пиперазин, Универм, Аверсект, Ивомек и др.).
В ассортимент антибактериальных входят препараты антибиотики, применяющиеся и для людей, в том числе Левомицитин, Амоксициллин, Гентамицин, Бензилленициллин, Бициллин, Неомицин, Тетрациклин, Стрептомицин и др. В ветеринарии используются Метронидазол, Диоксидин, Ихтиол, Йод, Стрептоцид, Фуразолидон и др. антибактериальные препараты.
В группу химиотерапевтических включены некоторые препараты для лечения животных, например Глюкоза, Кальция хлорид, Кофеин, Новокаин как растворитель, Окситоцин, Ферроглюкин и др.
Витамины также широко представлены в ассортименте: есть препараты жирорастворимых витаминов А, Д, Е (тривитамины), рыбий жир, комплексы витаминов группы В (комплекс В), мука костная как источник микроэлементов.
Большой ассортимент представлен витамино-миперальных подкормок (премиксов),например, Айболит, Борька для свиней, Буренка — дойных коров, Гаврюша — телят, Гнедой — лошадей, Иван Иваныч — гусей, Пушок — пушных зверей, Рябушка — кур, Ушастик — кроликов и нутрий, Щенок — щенков и др.
Для домашних собак и кошек имеются моющие зоошампуни с инсектицидным действием (Шампунь деликс, Шампунь луговой).
Маркетинговые исследования рынка медицинских и фармацевтических товаров: ассортимент – понятие, виды. Показатели ассортимента.
Маркетинговые исследования — это систематический сбор, документирование и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Цель маркетингового исследования — создать информационно-аналитическую базу для принятия управленческих решений. Обобщенная схема проведения маркетинговых исследований представлена в работе Ф. Котлера с соавторами (1998).
Маркетинговые исследования: этапы -> Определение проблемы и формулирование целей исследования -> Отбор источников информации -> Сбор, анализ собранной информации -> Обработка и предоставление полученных результатов.
Этапность процесса маркетингового исследования может быть сформулирована следующим образом (Голубков Е. П., 2001):
1) определение проблемы и целей исследования;
2) разработка плана исследования;
3) реализация плана исследования;
4) интерпретация полученных результатов и доведение их до руководства.
Это общая схема маркетинговых исследований, но для изучения отдельных составляющих формируются свои индивидуальные схемы в зависимости от особенностей элементов маркетинга например, изучение товара, цены, потребителей, рынка й др. осуществляется по своим схемам или алгоритмам.
При проведении маркетинговых исследований применяются различные методы, которые можно сгруппировать в 4 группы: общенаучные, аналитико-прогностические, других областей знания и маркетинговые.
К группе общенаучных методов относятся системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование и др.
В число аналитико-прогностических входят следующие методы: теория связи, теория вероятности, экономико-статистические, экономико-математическое моделирование и др.
Из других областей знаний заимствованы методы социологии, психологии, эстетики, дизайна, экологии и др.
Собственно маркетинговые методы — это STEEP-анализ (исследование внешней среды), SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и угроз), жизненный цикл товара, трехуровневый анализ товара и др.
Ассортимент — понятие, виды
Ассортимент — это подбор (набор) товаров разных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения спроса.
Основополагающим признаком отнесения продукции к медицинской и фармацевтической является применение ее в здравоохранении для больных и здоровых людей с диагностической, лечебно-оздоровительной и профилактической целью. Это специфическая особенность основной массы МФТ, что предъявляет к их качеству высокие требования.
В аптечных учреждениях могут реализовываться следующие группы МФТ:
1) лекарственные средства (фармакологические средства и лекарственные препараты);
2) медицинская техника (инструменты, приборы, аппараты, оборудование, расходные материалы);
3) изделия медицинского назначения, в т. ч. вата, марля, изделия из них, нетканые материалы и изделия из них, перевязочные материалы с клейкой поверхностью, изделия санитарии и предметы ухода за больными;
4) парафармацевтическая продукция, в т. ч. лечебно-косметические товары, санитарно-гигиенические средства, минеральные воды, диетическое и детское питание, очковая оптика, диагностикумы и реактивы, средства для защиты растений и средства санитарии и гигиены для животных.
Ассортимент лекарственных средств — это номенклатура (перечень) различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку, и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной фармакотерапии и возможностей выпуска лекарств отечественной и зарубежной фармацевтической промышленностью.
Различают следующие виды ассортимента: Промышленный — это совокупность товаров, вырабатываемых предприятиями различных отраслей промышленности.
Он подразделяется на: а) отраслевой, б) региональный, в) предприятия.
Торговый — это совокупность товаров, поступающих в оптовые и розничные предприятия или в сферу обращения и реализации.
Торговый ассортимент ЛС бывает:
° широкий — свыше 70 наименований (например, на аптечных складах, в аптеках);
° узкий — до 70 наименований (в специализированных аптеках, в фитоаптеках, при подготовке специальной информации для врачей-специалистов, например, ЛОР, офтальмологов, урологов и Т.Д.).
В торговле также различают:
° сложный ассортимент, который объединяет большое число разновидностей товаров;
° простой ассортимент включает небольшое число товаров. Он характерен для аптечных пунктов, киосков, в которых разрешена продажа ЛС и парафармацевтической продукции, рекомендованных к отпуску без рецепта врача.
В соответствии с необходимостью безотказного обслуживания потребителей для торговых предприятий иногда устанавливается набор товаров, который обязательно должен быть в наличии. Такой обязательный перечень товаров называют ассортиментным минимумом.
Ассортиментный минимум ЛС устанавливается соответствующим приказом М3 РФ для аптечных учреждений в зависимости от их категории. Кроме того, ежегодно утверждается «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», которые в обязательном порядке должны быть в аптечных учреждениях независимо от форм собственности.
Показатели ассортимента
Для характеристики ассортимента применяются основные показатели: широта, полнота, глубина, структура (доля) => устойчивость; индекс обновления.
1) Широта ассортимента характеризуется числом ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже. Показателем широты ассортимента является коэффициент широты — Кш:
Кш = Шфакт./Шбаз., где:
Шфакт. — количество групп, подгрупп товаров, имеющихся в наличии в организации или выпускаемых промышленностью;
Шбаз.— количество групп, подгрупп товаров, разрешенных к применению в стране и представленных в Государственном реестре ЛС и изделий медицинского назначения.
Например, если среди ассортиментных групп товаров в аптечном учреждении имеется в наличии 3 (отсутствует медицинская техника), а возможно наличие 4 групп (см. классификацию), то:
Кш = 3/4 = 0,75
2) Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного вида товара, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью. Подвидами такого товара, как ЛС могут быть лекарственные формы: таблетки, драже, капсулы, растворы для инъекций, мази, свечи и т.д. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты — Кп:
Кп = Пфакт./Пбаз., где:
Пфакт. — количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы (ФТГ), имеющиеся в наличии в исследуемом аптечном учреждении;
Пбаз. — количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной ФТГ, разрешенных к применению в стране. В идеале этот коэффициент должен равняться 1,0. Однако в реальных условиях он ниже и, в зависимости от объема работы аптеки, спроса на ЛС или ФТГ, находится в пределах 0,4-0,8.
3) Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью, т.е. это варианты отдельных товаров. Под разновидностью ЛС понимают конкретные лекарственные препараты определенной лекарственной формы, дозировки, концентрации, фасовки и т. п. Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины Кг:
Кг = Гфакт./Гбаз., где:
Гфакт.— количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или ФТГ, имеющиеся в наличии в аптечном учреждении;
Гбаз.— количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или ФТГ, разрешенных к применению в стране.
4) Структура ассортимента — это количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Структура ассортимента рассчитывается как отношение отдельных групп к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент. Показатели структуры могут быть выражены в виде долей в процентах или долей от единого целого, т.е. от единицы.
Структура ассортимента ЛС характеризуется долей отдельных ФТГ в общем количестве наименований ЛС, имеющихся в наличии (или реализованных) в аптечном учреждении. Доля отдельных ФТГ в ассортименте рассчитывается по формуле:
Доля ФТГ(%) = (Афгг/Ао) * 100%, где:
Афтг — ассортимент ФТГ (количество наименований),
Ао — ассортимент общий (количество наименований).
Кроме того, долю каждой группы можно рассчитывать по товарообороту:
Доля % = * 100%
Также структура ассортимента ЛС характеризуется долей продаж отдельных ФТГ в общем объеме потребления. Так, среди лидирующих групп в структуре ассортимента ЛС преобладают антибиотики, сердечно-сосудистые, психостимуляторы, анальгетики, средства для лечения заболеваний органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.
Устойчивость ассортимента характеризуется изменением показателей широты, полноты, глубины и структуры ассортимента за исследуемые временные периоды.
Формирование ассортимента организации предполагает его постоянное пополнение и обновление в соответствии с потребностями населения.
Обновление ассортимента — это замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребности потребителей.
Обновление ассортимента происходит в двух направлениях:
1) внедрение новых номенклатурных позиций;
2) исключение из Государственного реестра устаревших товаров.
Степень (индекс) обновления (Iо) — это доля новых товаров, введенных в продажу в течение последнего года, пятилетия или другого исследуемого временного периода:
Iо = m/M, где:
m — количество наименований новых товаров,
M — общее количество наименований товаров в ассортименте аптечного учреждения или разрешенных к применению в стране.
Чем выше Iо, тем обновление считается лучше.
Для характеристики ассортимента аптечного учреждения может быть применен показатель полноты использования ассортимента ЛС.
Полнота использования ассортимента ЛС (Пи) характеризует степень использования имеющегося в аптечном учреждении ассортимента ЛС за определенный период времени. Пи рассчитывается по формуле:
Пи = (а/А) * 100%, где:
а — количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или ФТГ, пользующихся спросом в аптечном учреждении за исследуемый период времени;
А — количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или ФТГ, имеющееся в ассортименте аптечного учреждения.