Межрайонные специализированные ЛПУ

Их функция:

1. консультативный приём в поликлиниках больных, направленных из ЛПУ

2. госпитализация больных из прикреплённых ЛПУ

3. методическая и консультативная помощь врачам, прикреплённых районов, включая экспертизу трудоспособности

Число коек устанавливается в зависимости от численности населения прикреплённых районов, практического объёма работы.

Штаты составляют: 1 ординатор на 20 – 25 коек. Для приближения специализированной мед. помощи организуются выездные специализированные бригады. В состав её, помимо основных специалистов, могут входить работники гор. Больниц, диспансеров, роддомов.

Областная больница, структура, задачи.

Это – наиболее крупное многопрофильное ЛПУ, призванное оказывать в полном объеме высококвалифицированную специализированную помощь жителям области (в т.ч. город). ОБ является центром организационно – методического руководства всех мед. учреждений области и базой специализированной помощи и специализации и повышения квалификации среднего и старшего мед. персонала. Мощность определяется количеством населения. Коечный фонд может быть 800 – 1000 коек (приказ №9 от 19990 года). Имеются вузовские клиники\кафедры.

Структура ОБ:

1. Консультативная поликлиника (не оказывает помощь по участковому принципу)

2. Стационар с приёмным отделением. Профиль определяется потребностью области в целом

3. Диагностические подразделения, Ro

4. Патологоанатомическое отделение

5. Пансионат для пациентов

6. Организационно-метод.отдел и отделение мед.статистики. Отделение клинико – экспертной и организационно – экономической работы. Имеет клинико – экспертный отдел, который проводит анализ оказанной помощи, проводит экспертизу временной нетрудоспособности, может выполнять экспертную функцию по заданию мед. учреждений. Организационно – экономический отдел разрабатывает медико – экономический стандарт , расчёт стоимости мед. структур, качества оказанной помощи.

7. Отделение статистики

8. Отделение планово – консультативной и экспертной помощи

Задачи ОБ

1. оказывает на уровне соврем.достижений мед.науки и практики высококвалифицированную, специализированную и консультативную помощь больным, которые направлены из мед. учреждений области для уточнения диагноза и лечения

2. разработка предложения о показаниях к направлению больных на консультацию из районов области

3. привлечение к консультации больных высококвалифицированных специалистов из других леч. учреждений (НИИ, Мед. ВУЗ).

4. организация и проведение выезда консультирующих специалистов в район, дистанц.консул-е

5. систематически анализировать по районам случаи расхождения диагнозов и ошибок, допущенных врачами

6. консультативная врач.помощь населению област.центра (городским жителям) по отдельным специальностям

7. изучение состояние и качества амбулаторно – поликлинической помощи в районах

8. изучение и распространение передового опыта

9. проводить специализацию и усовершенствование врачей и сред.мед.персонала

В ОБ есть узоспециализированные отделения: торокальной хирургии, абдоминальной, сосудистой и тд. Есть детское отделение, если нет областной детской больницы.

ОБ располагает всеми видами санитарного транспорта, в том числе сан. авиацией.

45. Охрана материнства и детства (ОМД) – приоритетное направление здравоохранения.

ОМД – система госуд.и обществ.мероприятий, направл. на охрану здоровья матери и ребенка, позвол.женщине совмещать материнство и воспитание детей с участием в производстве и общественной жизни.

Показатели здоровья женщин и детей являются наиболее чувствительным индикатором социально-экономического развития общества. Деятельность государственной системы охраны материнства и детства направлена на реализацию комплекса социально-экономических и лечебно-профилактических мер по организации образа жизни в семье, укреплению здоровья женщин и детей, обеспечению условий нормальной жизнедеятельности. Комплекс мероприятий должен быть направлен на:

- обеспечение гарантий гражданских прав женщин и мер поощрения материнства;

- разработку и обеспечение законодательных актов о браке и семье;

- охрану женского труда и трудовой деятельности подростков;

- соц.страхование беременной и женщины-матери

- государственную материнскую и социальную помощь семьям, имеющим детей;

- гарантирование системы обеспечения и воспитания детей в нормальных условиях, не нарушающих их здоровья;

- качественную, гарантированную и доступную медико-социальную помощь.

В системе охраны материнства и детства различают 6 этапов оказания профилактической и лечебной помощи:

1. оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров «Брак и семья», генетических центров и др.;

2. комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности РД, терапевт.специализированных отделениях, в санаториях для беременных и др.;

3. интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов (акуш.отделение РД или мн\профил.больниц);

4. охрана здоровья новорожденного, организация правильного вскармливания, созидание оптимальных условий для физического развития(РД и отд.патологии н\р дет.больницы);

5. охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса (дет.поликлиника, ДДУ);

6. охрана здоровья детей школьного возраста (дет.поликлиника).

Среди основных медико-социальных и правовых актов охраны материнства и детства следует выделить закон РФ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (04.04.92 г.), который предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам в 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов, а в случаях осложненных родов – 86 дней, при рождении 2 детей и более – 110 дней. Введено единовременное пособие (50% от минимального размера оплаты труда) дополнительно к пособию по беременности и родам.

Постановлением Верховного Совета РФ от 01.10.90 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» женщинам устанавливаются ежегодные отпуска не менее 28 календарных дней, гарантированная 36-часовая рабочая неделя, предусмотрены гигиенические и социально-правовые нормативы работы на опасных видах производства.

Указ Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» (№468 от 20.04.93 г.) предусматривает комплекс государственных мер по охране материнства и детства. Основные законодательные акты по здравоохранению, труду, социальной поддержке и др. создают предпосылки к укреплению здоровья женщин и детей.

Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается). Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком.

В соответствии с приказом МЗ и МП РФ №206 от 19.10.94 года при амбулаторном лечении ребенка в возрасте до 7 лет листок нетрудоспособности выдается одному из родителей на весь период заболевания или до наступления ремиссии – в случае обострения хронического заболевания. При заболевании ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. При стационарном лечении ребенка до 7 лет больничный лист выдается родителю на весь срок лечения ребенка. При лечении в стационаре ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается после заключения экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода за ребенком.

Охрана материнства и детства обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений, женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, санаториев. Профилактическая, лечебная и реабилитационная помощь матери и ребенку гарантируется законодательством. Закон предоставляет женщине право самой решать вопрос о материнстве.

Общ.руководство МЗ, служба ОМД.

Оказание помощи город.населению:

· Родильные дома(общ.профиля и спец.)

· Женские консультации

· Акушерские и гинекологические отделения больниц

· Базовые женские консультации в составе поликлиник

· Родил.и гинеколог.отделения НИИ и вузов

· НИИ акушерства и гинекологии

· Детские поликлиники

· Детские больницы

· Санатории и дома отдыха для беременных, матери и ребёнка

· Консультации по вопросам семьи и брака

· Медико-генетическая консультация

Акушерско-гинекологическая помощь в сельской части

1. ФАП, сельский врач-участковый

2. районный учреждения (районный роддом, районная ЖК, ЦРБ)

3. областные учреждения (областной роддом и т. д.)

4. гинекологич.кабинеты – консультации район., ЦРБ и ОБ; специальные акушерско-геникологические учреждения (НИИ акушерства-гинекологии)

Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Заболеваемость максимальна на 2 году жизни. первичнаяЗ (0-14) на 2008г. – 182714,2 на 100тыс детей. Дети инвалиды(0-17) на 2008 506636 человек. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205.

Учреждения, оказыв.помощь детям:

1. сельские учреждения (фельдш.и ФАП, врач.амбулатории, сел.участков.больницы, сезон.дет.санатории)

2. район. и городские больницы (дет.больницы и поликлиники)

3. област, краев, республикан.

Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:

1. многопрофильные детские больницы

2. детские поликлиники

3. детские отделения взрослых поликлиник

4. детские отделения многопрофильных больниц для взрослых

5. специализированные детские больницы и учреждения

6. дома ребёнка

7. дошкольные учреждения

8. детские дома

В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.

Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра.

В последнее время вышел ряд постановлений, направленных на улучшение материнского положения малообеспеченных семей (многодетные семьи, семьи с одним родителем или опекунами и др.); увеличен отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности). Комплексными программами охраны здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных, ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин детей. Основная задача учреждений по охране материнства и детства – снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития.

Основные стратегические направления развития службы ОЗМиР (охрана здоровья матери и ребёнка).

1. Сохранение проритета службы в области материально-технической, финансовой и лекарственной обеспечености

2. Последовательная интеграция в общие структуры здравоохранения

3. Постепенный переход к врачам общей практики и семейным врачам

4. Рациональное использование врачебных кадров

5. Отказ от доктрины тотальной госпитализации детей

6. Госпитализация ребёнка с одним из родителей или ближайшим родственником в стационар дневного пребывания, санаторий «мать и дитя», родблок для совместного пребывания

7. Отказ от наращивания детского коечного фонда

46. Родильный дом.

Общ.руководство МЗ, служба ОМД.

Оказание помощи город.населению:

· Родильные дома(общ.профиля и спец.)

· Женские консультации (самост.или структ.подразделения РД, поликлиник или амбулаторий)

· Акушерские и гинекологические отделения больниц

· Родил.и гинеколог.отделения НИИ и вузов

· НИИ акушерства и гинекологии

· ЖК и гинеколог.кабинеты МСЧ

Акушерско-гинекологическая помощь в сельской части

5. ФАП, сельский врач-участковый

6. районный учреждения (районный роддом, районная ЖК, ЦРБ)

7. областные учреждения (областной роддом и т. д.)

8. гинекологич.кабинеты – консультации район., ЦРБ и ОБ; специальные акушерско-геникологические учреждения (НИИ акушерства-гинекологии)

Основными задачами родильного дома (родильного отделения больницы) являются: оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде; оказание квалифицированной стационарной помощи женщинам, имеющим гинекологические заболевания; обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными, оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме; вакцинопрофилактика н\р; исследование наслед.заболеваемости; проведение анализа причин гинек.заболеваний, акуш.и экстрагенит.осложнений у женщин, заболеваемости н\р; сан-гиг обучение женщин по ?? груд.вскармливвания, контрацепции и ИППП.

В зависимости от числа коек родильные дома делятся по мощности на 7 категорий. Стационар родильного дома имеет следующие подразделения:

1. приемно-пропускной блок;

2. родовое отделение;

3. отделение анестезиологии и реаниматологии

4. послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение – 50-55% акушерских коек;

5. обсервационное (второе) акушерское отделение – 20-25% акушерских коек;

6. отделение патологии беременности – 25-30% акушерских коек;

7. отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений;

8. гинекологическое отделение.

9. лаборатор.-инструмент.кабинеты

10. АХЧ

Приемно-пропускной блок родильного дома состоит из двух изолированных друг от друга отделений. Одно предназначено для женщин, поступивших для прерывания беременности, и гинекологических больных, другое – для приема рожениц (приемно-смотровой блок). Приемно-смотровой блок имеет один фильтр и две смотровые для приема рожениц в первое (физиологическое) акушерское отделение и во второе (обсервационное) акушерское отделение. Фильтр предназначен для разделения женщин на два потока: с нормальным течение беременности, направленных в первое акушерское отделение, и женщин, представляющих эпидемическую опасность для окружающих и направленных в обсервационное отделение.

Родовое отделение должно иметь предродовые палаты (10-12% от общего числа коек в отделении), родильные залы (число родильных коек должно составлять 6-8% от всего числа коек в отделении), комнаты обработки новорожденных, смотровую, санитарную комнату, подсобные помещения для обработки клеенок и суден, временного хранения грязного белья, уборочного маркированного инвентаря.

Обсервационное отделение (приемно-смотровое помещение, родовое отделение, послеродовые палаты, палаты для новорожденных, санитарные узлы и пр.) обеспечивают и оснащают необходимым оборудованием, как и физиологическое отделение. Родильница во время пребывания в обсервационном отделении кормит ребенка в стерильной маске. Маску меняют перед каждым кормлением. Порядок работы в этом отделении аналогичен порядку работы в физиологическом отделении. Каждое послеродовое отделение (физиологическое и обсервационное) должно иметь отдельную комнату для сбора, пастеризации и хранения грудного молока. Комната должна быть оборудована электрической или газовой плитой, двумя столами (для чистой и использованной посуды), холодильником, медицинским шкафом, баками или ведрами для сбора и кипячения посуды. Выдачу молока новорожденным производят по требованию детских отделений.

Отделения новорожденных организуются при первом и втором акушерских отделениях. Они должны быть изолированы от всех других отделений родильного дома. Палаты для новорожденных заполняют строго циклически. Пеленальные столы должны иметь легко обрабатываемую поверхность, палаты оснащаются бактерицидными облучателями. Палаты для совместного пребывания матери и ребенка.

Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей: для больных, нуждающихся в оперативном лечении; для больных, нуждающихся в консервативном лечении; для прерывания беременности. В структуру отделения должны входить: свое приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные. В крупных городах одно из отделений должно иметь палаты (отделение) для девочек с гинекологическими заболеваниями.

Противоэпидемический режим. Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен проводиться специальный комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, включающий: своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями; своевременное выявление носителей инфекции и их санацию; применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризацию грудного молока; организацию централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов, шприцев; использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и др.).

Один раз в квартал проводятся осмотр и обследование персонала на носительство золотистого стафилококка. Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ и проходит врачебный осмотр (термометрия, осмотр зева и кожи). Работники родильного дома обеспечиваются индивидуальными полотенцами, шкафчиками для одежды. Сан-одежду меняют ежедневно, при возникновении внутрибольничных инфекций 4-слойные маркированные маски меняют каждые 4 часа.

Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.

Методики вычисления показателей деятельности родильного дома и деятельности больницы одинаковые. При анализе этих показателей следует помнить, что акушерская койка должна работать в городе 300 дней, в сельской местности – 280 дней, а гинекологическая – в среднем 330-340 дней в году. Среднее число дней пребывания больной на койке составляет в акушерском отделении – 9,7, гинекологическом – 6,5.

47. Женская консультация.

Женская консультация является основным лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим женщинам амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь. Основными задачами женской консультации являются:

- проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний;

- оказание лечебно-гинекологической помощи на уровне последних достижений в диагностике и лечении;

- консультации по вопросам концентрации и профилактики абортов;

- санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни;

- оказание социально-правовой помощи женщинам в соответствии с законодательством по охране материнства и детства;

- обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных.

Основными структурными подразделениями современной женской консультации являются: регистратура; кабинет участковых акушеров-гинекологов; кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам; физиотерапевтический кабинет, манипуляционных; кабинеты терапевта, онкогинекология, венерология, стоматология; социально-правовой кабинет; комната молодой матери; операционная; эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория; клинико-диагностическая лаборатория; кабинет функциональной диагностики; рентгеновский кабинет; кабинет для административно-хозяйственных нужд.

Женская консультация осуществляет свою работу по участковому принципу (1 должность акушера-гинеколога на 6000 человека взрослого населения или на 3300 женщин старше 15 лет). Нагрузка акушера-гинеколога на амбулаторном приеме составляет 5 женщин в час, продолжительность рабочего дня – 6,5 часов при 5-дневной рабочей неделе. Функция врачебной должности акушера-гинеколога – от 7000 до 8000 посещений консультации здоровыми женщинами, беременными и гинекологическими больными в год.

В последние годы создаются центры «Брак и семья», которые оказывают лечебно-профилактическую и консультативную помощь при заболеваниях и состояниях, вызывающих нарушение семейно-брачных отношений; при нарушениях репродуктивной функции; при психологических конфликтах и нарушениях внутрисемейного общения; при сексуальных нарушениях (их профилактика); проводят медико-генетические обследования семей с наследственной патологией.

Разделы работы женской консультации соответствуют основным разделам деятельности участкового акушера-гинеколога. Задачи участков.акушера-гитнеколога при организации мед.помощи беременным (схема диспансер. учета):

1. своевременное (до 12нед) взятие их на учет, динамическое наблюдение за их здоровьем.

2. систематич. Наблюдение за их здоровьем: при нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности – 2 раза в месяц, после 32 недель – 3-4 раза в месяц.

3. комплекс. И всестороннее обследование беременных и лечение соматических заболеваний

Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена терапевтом 2 раза и стоматологом – по показаниям. При физиологическом течении беременности проводятся следующие исследования: клинический анализ крови (2-3 раза), анализ мочи (при каждом посещении), бактериологическое исследование отделяемого из влагалища, определение группы крови, резус-фактора (при резус-отрицательной принадлежности – обследование мужа), анализ крови по микрореакции (2 раза), на ВИЧ (2раза).

4. определение принадлежности беременной к группе риска

5.организация дород.патронажа беременных (в т.ч. и дет.п\к)

6.изучение условий труда беременных

7.определение срока родов и своеврем.предоставление беременным отпуска по беременности и родам

8.физич.и психопрофилакт.подготовка к родам

9.организация и проведение занятий в школе матерей.

Все данные опроса и клинико-лабораторных исследований, а также рекомендации и наличия должны записываться врачом в «Индивидуальную карту беременной и родильницы» при каждом посещении и подписываться им. Индивидуальные карты беременных хранятся в кабинете акушера-гинеколога в картотеке. В картотеке должны быть еще 3 отдельные ячейки для карт: родивших, подлежащих патронажу женщин, госпитализированных беременных. В целях информации акушерского стационара о состоянии здоровья женщины, особенностях течения у нее беременности врач женской консультации выдает каждой беременной при сроке беременности 32 недели «Обменную карту родильного дома». Данные последующих осмотров и исследований заносятся в карту при каждом ее посещении женской консультации.

Социально-правовая помощь женщинам оказывается юрисконсультом женской консультации. В соответствии с приказом МЗ РФ 1 должность юрисконсульта выделяется на женскую консультацию с числом врачебных должностей 5 и более. К числу важных разделов работы юрисконсульта относятся: работа с родителями, уклоняющимися от выполнения своих обязанностей, оказание правовой помощи в розыске родителей при взыскании алиментов, улаживание семейных конфликтов, установление отцовства, оказание содействия женщине при назначении пособий (одиноким, многодетным, малообеспеченным и др.), при переводах беременных женщин и кормящих грудью на более легкую работу, при установлении отпуска и др.

АТПКобеспечивает приемственность в мед.обслуживании и взаимосвязь между врачами. Структура: 1 акуш-гинек.участок, 3 терапевт., 2 педиатрич. (6000-7000 взрослого и дет населения)

48. Показатели работы женской консультации и роддома.

Деятельность женской консультации оценивается по следующим показателям:

- своевременность обращения беременных (до 12 недель) (80% город, 75% село) – отношение числа женщин, поступивших под наблюдение в сроки до 12 недель, к общему числу беременных, умноженное на 100, аналогично оценивается доля беременных, поступивших с поздними сроками (после 28 недель) беременности;

- Доля женщин окончивших беременность родами (80%)

- частота ошибок в определении родов (отношение числа женщин, родивших позже или ранее установленного срока на 15 дней и более, к общему числу родивших женщин);

- среднее число посещений беременности консультаций до родов – отношение числа посещений беременными к числу беременных женщин;

- полнота обследования беременных: отношение числа беременных, обследованных терапевтом (стоматологом, на резус-фактор и др.), к числу женщин, закончивших беременность (100%);

-доля беременных, осмотрен.терапевтом в 1ые 12 нед (80% город, 95% село)

- осложнения беременности (отношение числа беременных с токсикозами к общему числу беременных);

- исходы беременности (процент беременных, у которых беременность закончилась родами);

- охват беременных психопрофилактикой;

- частота основных видов экстремальной патологии и осложнений;

- частота мертворождений;

- уровень перинатальной смертности на 1000 беременных;

- показатели гинекологической заболеваемости женщин.

Основные показатели эффективности деятельности родильного дома:

1. Удельный вес родов, принятых вне родильного дома (отношение числа родивших вне роддома к числу принятых родов);

2. Медицинская помощь при родах (доля родов с медикаментозным обезболиванием от общего числа принятых родов в %);

3. Удельный вес женщин с осложненными родами и частота осложнений в послеродовом периоде на 100 родивших;

4. удел.вес нормал.родов (в РФ 38%, нужно выше)

5. Частота мертворождений (отношение числа родивших мертвыми к числу всех родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);

6. Частота недоношенности (отношение числа родившихся недоношенными к общему числу родившихся, умноженное на 100%);

7. Заболеваемость новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);

8. Смертность новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);

9. Перинатальная смертность (отношение суммы числа родившихся мертвыми и числа умерших в первые 168 часов к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);

10. Материнская смертность (отношение числа умерших беременных, рожениц и родильниц (в течение 42 дней после родов) к числу родившихся живыми, умноженное на 100 000).

49. Организация лечебно - профилактической помощи детскому населении. Дет.больница

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий.

К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилак­тическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.

Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Заболеваемость максимальна на 2 году жизни. ПервичнаяЗ (0-14) на 2008г. – 182714,2 на 100тыс детей. Дети инвалиды(0-17) на 2008 506636 человек. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205. Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.

Учреждения, оказыв.помощь детям:

1. сельские учреждения (фельдш.и ФАП, врач.амбулатории, сел.участков.больницы, сезон.дет.санатории)

2. район. и городские больницы (дет.больницы и поликлиники)

3. област, краев, республикан.

Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:

1. многопрофильные детские больницы

2. детские поликлиники

3. детские отделения взрослых поликлиник

4. детские отделения многопрофильных больниц для взрослых

5. специализированные детские больницы и учреждения

6. дома ребёнка

7. дошкольные учреждения

8. детские дома

В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.

Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра.

Детская городская больница (отделения) бывают:

1. Соматические (многопрофильные)

2. Инфекционные

3. Смешанные

4. Специализированные (противотуберкулёзные, нервно – психические идр)

Может быть объединенная и нет, различной категорийности

Задачи детской больницы:

a) оказание детям квалифицир.лечебной помощи в стационаре, поликлинике и на дому

b) внедрение в практику современ.методов профилактики, диагностики и лечения

c) повышение качества и культуры ЛП обслуживания дет.населения

d) организация ЛП работы в дет.и учебно-воспит. учреждениях

e) сан-просвет работа среди детей и родителей

f) диспансеризация и профилактическая работа

g) оказание 1ой и неотложной помощи при остр.и внезапн.заболеваниях, травмах, отравлениях вне зависимости от района и возраста обратив.пациентов

h) реабилитация

i) противоэпидемическая работа

j) учет оказан.МП, анализ этой помощи, организует курсы повышения квалификации персонала, изучает исходы и отдален.результаты лечения

Структура детской больницы:

1) отделение приёма и выписки больных

2) клинические отделения(стационар)

3) поликлиника

4) изоляционно – диагностический отдел

5) вспомогательные отделения и службы

6) АХЧ

В детских больницах есть опасность внутрибольничной инфекции (ВБИ), гораздо больше, чем во взрослых больницах, - стремятся к боксированию палат, в приёмном отделении располагаются боксы.

Особенности организации и работы детского стационара:

1. Расставание ребёнка с матерью. Нужно окружить его лаской и заботой.

2. формирование отделений не только по нозологии и профилю оказания МП, но и по возрасту.

3. В возрасте до 7 лет мальчики и девочки находятся вместе, после 7 отдельно.

4. 2хстепен.система мед.обслуживания

5. Обязательный сестринский уход. Стремятся приблизить пост мед. сестры к детям. В больших палатах пост мед. сестры располагается внутри палаты. Стеклян. стены

6. Наличие игровых, горшечных, кабинетов для обучения детей

7. Профилактика ВБИ и повтор.инфекций (приемно-смотров.боксы, сан.пропускник, бокс на 1 койку, правил.организация приема больных, одновремен.заполнение палат с идентич.заболеваниями, запрещение посещений детьми до 15 лет)

8. Врач педиатр ведёт 20 детей, инфекционист 15.

9. В определённых случаях матерей помещают вместе с детьми (до 3лет).

10. Важной особенностью является воспитательная работа. Есть должность воспитателя, особенно у детей с хроническими заболеваниями прикрепляются и учителя, которые проводят занятия.

Штат: 1 педиатр -15-20 коек; зав.отд. не менее 40 коек; 1 м\с на 15-20 коек.

Профилактика ВБИ:

ВБИ считается заболевание, возникшее у ребёнка в сроки пребывания в больнице, которые больше срока инкубации, возникшие новые заболевания, если предшевствовал хотя бы один случай этого заболевания. Причины ВБИ: плохая изоляция, поступление детей в инкубационный период, занос инфекции персоналам и посетителями. При поступлении нужно: тщательно собирать эпидемиологический анамнез, создавать боксированные отделения. Только при подозрении на инфекции ребёнок изолируется в бокс.

Наши рекомендации