Межрегиональные и межрайонные налоговые инспекции: их задачи, функции и проблемы развития.

Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы (МИ ФНС) также входят в состав территориальных налоговых органов. Однако они находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны.

Межрегиональные инспекции созданы трех типов:

Ø специализированные по крупнейшим налогоплательщикам;

Ø по централизованной обработке данных;

Ø по федеральным округам.

Назначение межрегиональных инспекций – повысить эффективность налогового администрирования, в особенности налогоплательщиков отраслей экономики и сфер деятельности, являющихся в части налоговых поступлений «бюджетообразующими». Создание таких инспекций преследует цель противопоставить вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (вертикально-интегрированных холдингов, финансово-промышленных групп), усилить контроль и соответственно налоговую дисциплину налогоплательщиков в этих отраслях экономики и сферах деятельности, а именно: в нефтяном и газовом комплексах, электроэнергетике, транспорте и связи, металлургии и машиностроении и некоторых других. Администрирование налогоплательщиков в указанных выше инспекциях строится не по территориальному принципу, а исходя из отраслевой принадлежности налогоплательщика по основному виду деятельности и с учетом специфики отрасли.

Критерии отнесения налогоплательщиков к числу крупнейших разрабатываются Министерством финансов РФ.

К числу крупнейших налогоплательщиков на данный момент относят организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:

Ø суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, – свыше 300 миллионов рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, – свыше 50 миллионов рублей;

Ø суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов превышает 10 миллиардов рублей;

Ø активы (сумма внеоборотных и оборотных активов) превышают 10 миллиардов рублей.

Начиная с 2005 г. ФНС России предусматривает создание по каждому крупнейшему налогоплательщику электронного налогового досье. Каждое досье должно представлять собой информационно-аналитическую базу о налогоплательщике, в том числе полученную из внешних источников Цель такого досье - помочь налоговым органам анализировать и систематизировать информацию о производственно-экономических и налоговых показателях, товарно-денежных потоках налогоплательщика, а также установить его взаимосвязи и взаимозависимость. Налоговое досье позволит налоговым органам проводить целенаправленный отбор объектов для проверки, а также вести глубокую аналитическую предпроверочную работу.

На начало 2007 г. в России функционировало девять специализированных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Семь ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам располагаются в Москве, две – в Санкт-Петербурге.

1. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 осуществляет налоговое администрирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг по добыче нефти, оптовой торговли нефтепродуктами, транспортирования по нефтепроводам нефтепродуктов.

2. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 администрирует организации, предоставляющие услуги по добыче, переработке, транспортировке, оптовой торговле газом и общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов;

3. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 администрирует организации, занятые производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

4. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 администрирует организации, осуществляющие деятельность в сфере передачи, распределения и диспетчеризации электрической энергии и производства, передачи, распределения, диспетчеризации и реализации тепловой энергии.

5. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 администрирует организации, осуществляющие деятельность в сфере добычи металлических руд, по производству и реализации продукции металлургической промышленности.

6. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 администрирует организации, оказывающие транспортные услуги.

7. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 администрирует организации, осуществляющие деятельность в сфере реализации и предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи.

8. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8 осуществляет налоговое администрирование организаций по производству и реализации продукции машиностроения.

9. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за соблюдением валютного законодательства организаций в кредитной и страховой сферах.

Крупнейшие организации-налогоплательщики машиностроительной отрасли, а также финансово-банковского сектора ставятся на учет в межрегиональных ИФНС России, расположенных в Санкт-Петербурге. В специализированных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам организации ставятся на учет и администрируются независимо от их территориального местонахождения. Основой является его отраслевая принадлежность.

МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам выполняют следующие функции:

Ø учет крупнейших налогоплательщиков;

Ø учет налоговых поступлений;

Ø анализ информации, мониторинг начислений, прогнозирование налоговых поступлений, анализ информации, поступающей от крупнейших налогоплательщиков;

Ø обеспечение мероприятий налогового контроля (в т.ч. камеральные и выездные налоговые проверки и др.);

Ø взыскание недоимок по налогам, пеням, штрафам и по крупнейшим налогоплательщикам;

Ø выявление налогоплательщиков, относящихся к крупнейшим, ведет мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;

Ø проводит мероприятия налогового контроля;

Ø анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных органов, характеризующих деятельность налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;

Ø осуществляет другие функции, аналогичные тем, которые выполняют первичные территориальные ИФНС, но в отношении крупнейших налогоплательщиков.

МРИ ФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом ФНС России. Структура МРИ также утверждается руководителем.

Важное место среди межрегиональных инспекций, непосредственно подчиненных ФНС, принадлежит межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МРИ ФНС России по ЦОД).

В функции данной инспекции входят:

Ø информационное обеспечение деятельности ФНС;

Ø прием и входной контроль данных бухгалтерской и налоговой отчетности;

Ø прием и входной контроль информации, поступающей от налоговых органов, налогоплательщиков, других источников;

Ø прием информации на электронных и бумажных носителях и подлежащей централизованной обработке;

Ø автоматизированное ведение информационных ресурсов: ведение единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), ведение реестров лицензий и др.;

Ø автоматизированный отбор налогоплательщиков для налоговых проверок;

Ø анализ эффективности проверок;

Ø анализ и прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты на основе информационных ресурсов и другие функции.

Непосредственно в подчинении Федеральной налоговой службы России находятся межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральным округам.

Такие инспекции созданы по семи федеральным округам: Центральному, Южному, Уральскому, Дальневосточному, Сибирскому, Северо-западному, Приволжскому.

МРИ ФНС России по федеральному округу выполняет следующие функции:

Ø контроль и надзор за деятельностью налоговых органов на территории федерального округа, в том числе УФНС и ИФНС;

Ø проверки территориальных налоговых органов, в том числе исполнения сметы доходов и расходов на их содержание;

Ø проведение повторных выездных налоговых проверок, назначаемых ФНС России и УФНС в федеральном округе;

Ø оказание помощи территориальным налоговым органам;

Ø организация взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе и другие функции.

Исходя из возложенных на межрегиональные инспекции по федеральным округам задач и функций, устанавливается их внутреннее устройство.

Так, приказом МНС России в 2000 г. были утверждены схема типовой структуры такой инспекции и функции ее внутренних подразделений.

Предусматривается выделение ряда блоков:

Ø внутриведомственной контрольно-ревизионной работы;

Ø организации контрольной работы;

Ø общего обеспечения.

В блок внутриведомственного контроля входит контрольно-ревизионный отдел, функции которого: анализ работы налоговых органов в соответствующем федеральном округе, планирование организации и проведения проверок работы налоговых органов, анализ результатов контрольно-ревизионной работы.

Ко второму блоку отнесен отдел организации контрольной работы, функции которого: анализ налоговой статистики и прогнозирование налоговых поступлений, контроль исполнения бюджетных назначений, планирование организации и проведения повторных проверок крупнейших налогоплательщиков, анализ эффективности проведения выездных проверок, методическое обеспечение и консультирование территориальных налоговых органов в соответствующем федеральном округе.

В функции отделов, отнесенных к блоку общего обеспечения, входят: юридическое, финансово-хозяйственное и кадровое обеспечение деятельности инспекции, делопроизводство и т.п.

Таким образом, территориальные межрегиональные инспекции ФНС России занимают особое положение. С одной стороны, они призваны осуществлять налоговый контроль за налогоплательщиками, прежде всего крупнейшими. При этом их функции аналогичны ИФНС по районам, районам в городах и городам без районного деления. С другой стороны, они выполняют определенные контрольно-распорядительные функции. Такие функции закреплены, в частности, за межрегиональными ИФНС России по федеральным округам. Они изучают, анализируют и обобщают практику работы территориальных налоговых органов, входящих в соответству-ющий федеральный округ, организуют и проводят по решению ФНС России проверки территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе, участвуют в проверках, проводимых центральным аппаратом ФНС России, и т. п.

Межрайонные инспекции ФНС России

Специфика экономики России обусловила необходимость создания не только специализированных межрегиональных инспекций, администрирующих крупнейших налогоплательщиков, но и межрайонного уровня. Их назначение – налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, функционирующих в отраслях экономики, и сферах деятельности, которые не охвачены на федеральном уровне.

Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня непосредственно подчиняются УФНС России по субъектам РФ и им подконтрольны.

Инспекции ФНС России межрайонного уровня функционируют двух видов:

Ø как территориальные налоговые органы, созданные на базе объединения двух (и более) инспекций по районам (району и городу);

Ø как специализированные по отраслям экономики и сферам деятельности.

В первом случае функции и структура инспекции межрайонного уровня идентичны функциям и структуре обычной инспекции ФНС России по району, району в городе и городу без районного деления.

Функции специализированных инспекций межрайонного уровня сходны с теми, которые выполняют межрегиональные инспекции ФНС России на федеральном уровне, осуществляющие налоговое администрирование налогоплательщиков по отраслям экономики. Специализированные инспекции межрайонного уровня функционируют в ряде регионов России.

Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соответствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфическими для региона крупными (крупнейшими) налогоплательщиками.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:

Ø суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности в пределах свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, – свыше 30 миллионов рублей;

Ø суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов находится в пределах свыше 1 миллиарда рублей до 10 миллиардов рублей;

Ø активы находятся в пределах свыше 1 миллиарда рублей до 10 миллиардов рублей.

В зависимости от особенностей каждого субъекта РФ количество инспекций варьируется в широких пределах. Так, по г. Москве налоговое администрирование осуществляют 36 территориальных инспекций и шесть межрайонных специализированных инспекций, в том числе № 45 – по централизованной обработке данных (ЦОД); № 46 – по работе с крупнейшими налогоплательщиками, № 47 – по работе с иностранными налогоплательщиками, № 49 – по работе с казино и рынками, № 50 – по работе с банками и инвестиционными фондами. Создание вышеуказанных межрайонных инспекций обусловлено спецификой Московского региона. Внутреннее устройство строится на базе типовой структуры по городу, району.

Наши рекомендации