Патопсихологическая классификация нарушений аттентивно-мнестической деятельности, методы диагностики.
Классификация нарушений памяти. Нарушение операционального компонента непосредственной памяти, нарушение динамики мнестической деятельности, нарушение памяти как проявление измененной мотивационной сферы. Методики исследования нарушений памяти: методика запоминания 10 слов, методика пиктограмм, тест зрительной ретенции Бентона, субтест «Воспроизведение чисел» методики Векслера и др.
Внимание, основные характеристики расстройств внимания (операционного, динамического и мотивационного компонентов). Методики исследования нарушений внимания в патопсихологии: корректурная проба, кольца Ландольта, таблицы Шульте и Шульте-Горбова, тест Мюнстенберга, субтест «Шифровка» методики Векслера и др.
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Основными видами нарушений мнестической деятельности в патопсихологическом исследовании определяются:
1. Операционные показатели памяти (объем запоминания и воспроизведения, модальные характеристики памяти).
2. Динамические характеристики кратковременной памяти (темп, временная устойчивость запоминания, точность запоминания и воспроизведения вне и в условиях интерференции, скорость забывания в процессе заучивания).
3. Мотивационная составляющая памяти (особенности саморегуляции: сохранность ориентировочной деятельности при запоминании, ослабление, редко - усиление установки на запоминание, избирательность мнестической деятельности, оценка критических способностей).
Нарушение непосредственной памяти (операционный компонент)
Корсаковский синдром - нарушением памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени.
Прогрессирующая амнезия. Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие.
Нарушение динамики мнестической деятельности
Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать.
3. Нарушение опосредованной памяти (мотивационная сфера).
В то время как введение операции опосредования (через рисунок, например) улучшает запоминание здоровых людей, то у ряда больных фактор опосредования становится помехой. Введение опосредующего звена часто не улучшает, а даже ухудшает возможность воспроизведения.
Методики, используемые для исследования памяти
1. Десять слов. Испытуемому зачитывают десять одно-двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз.
2. Пиктограммы. Испытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом.
3. Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рассказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает.
4. Исследование зрительной ретенции. Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной сложности, в двух – по 15 карточек. Карточку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он должен воспроизвести увид. фигуры на бумаге.
5. Субтест «Воспроизведение чисел» методики Векслера. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.
Внимание – это направленность или сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Основными свойствами внимания являются объем, переключаемость, устойчивость, концентрация и избирательность.
Нарушения внимания обычно наблюдаются при психогенно и соматогенно обусловленных астенических состояниях, при ряде локальных поражений головного мозга, некоторых психических заболеваниях.
Нарушения внимания.
Нарушения операционного компонента – сужение объёма внимания, снижение его концентрации.
Нарушения динамического компонента – нарушение устойчивости, переключаемости внимания (истощаемость, инертность, рассеянность).
Нарушения мотивационного компонента – избирательности внимания
1. Невнимательность — нарушение устойчивости внимания.
1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабо концентрируемого внимания.
2-й вариант: слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости.
2. Гиперметаморфоз внимания — повышенная отвлекаемость. Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому.
3. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения.
4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания.
5. Инертность внимания — невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания.