Психология врачебного взаимодействия.
Больной и его образ «идеального врача». Коммуникационные барьеры в профессиональном общении между врачом и пациентом. Этические и деонтологические принципы.
Больной и его образ «идеального» врача
Каждый больной на основе культурных влияний (представлений общества о враче), своего прошлого опыта общения с медиками и характера ожидаемой помощи имеет определенный образ врача (эталон), который может удовлетворить его потребности в помощи и эмоциональном общении.
Пять факторов, влияющих на процесс взаимодействия врача и пациента: пол, возраст, национальность (раса), вероисповедание и сексуальная ориентация.
В.А. Ташлыковым (1984) образ «идеального» врача: «сопереживающий и недирективный», «сопереживающий и директивный» и «эмоционально-нейтральный и директивный».
1. Сопереживающий и недирективный: «Добрый, отзывчивый, терпеливый, склонный к глубокому сочувствию и состраданию, вызывающий у больного полное доверие и откровенность».
Предпочтителен больными с истероидными типами характера. У этих больных имеется повышенная потребность в особом понимании и признании их окружающими вследствие свойственного им эгоцентризма.
2. Сопереживающий и директивный: « стремление проникнуть в душу больного, понять суть его переживаний, но, несмотря на склонность к сочувствию, он будет действовать непреклонно и сможет заставить больного следовать его указаниям: своей чуткостью, отзывчивостью и в тоже время твердостью, строгостью он вызывает доверие и уважение».
Выбор этого типа врача свойственен лицам с тревожно-мнителъными чертами характера и отражает их надежды избавиться от нерешительности с помощью доброжелательной и сильной личности врача.
3. Эмоционально-нейтральный и директивный: «твердые убеждения, целеустремленность, умение внести ясность в дело и довести его до определенного конца; по отношению к больным он внимателен, сдержан; вызывает доверие к себе своей уверенностью, волей и спокойствием, а умением убеждать и внушать он оказывает сильное влияние на больного».
Этот образ врача больше импонировал больным неврастенией в связи с их повышенной потребностью в приобретении прежде всего такого личностного качества, как самообладание.
Пол, возраст и другие личностные качества врача. Для большинства больных пол и возраст врача являются второстепенными факторами по сравнению с представлениями о его личности. Однако имеется некоторая тенденция к выбору врача, старшего по возрасту. Пол врача многими больными рассматривался как фактор, облегчающий общение (например, при обсуждении некоторых интимных вопросов своей жизни). В эталоне врача-женщины чаще преобладает «сопереживающий» комплекс личностных черт, а в эталоне врача-мужчины — «эмоционально-нейтральный».
Техники налаживания с пациентом определенного психологического контакта, необходимого для успеха того или иного терапевтического вмешательства, часто называют «техниками присоединения». Таких техник в профессиональной психотерапии много, хотя умение «почувствовать» другого человека во многом зависит от психологических свойств самого врача, его эмпатийности и может быть естественным.
Этические и деонтологические принципы в психиатрии отражают отношения врача и пациента не в их непосредственном виде, а опосредуются образом жизни и той системой нравственных отношений к действительности, в которой они формировались как личности. В конечном же счете нравственные отношения имеют классовый характер. Поэтому медицинская этика и деонтология в психиатрии также характеризуются не только и не столько взаимоотношениями врача и больного, сколько их реальным положением в обществе.
Нравственное же воспитание врача-психиатра направлено на выработку у него соответствующих убеждений, нравственных склонностей, привычек, устойчивых моральных качеств. Этическая категория справедливости тесно связана с понятиями “нравственный идеал врача”, “врачебный долг” и другими категориями медицинской этики и деонтологии
Этика в клинической психологии.Истоки клинической психологии и ее развитие как специальности неразрывно связаны с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией.
Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные, культурные, этнические, социально-экономические — влияли на формирование этических моделей и в медицине. Можно выделить 4 сосуществующие модели:
Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе.
Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
Коммуникационный барьер - это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Существует два основных вида барьера - объективные и субъективные.
Объективные барьеры- Физический шум, плохая телефонная связь, и т.д.
Субъективные барьеры делятся:
Барьер понимания (непонимания), который обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.
Данный барьер включает в себя:
-Фонетический барьер непонимания:А) иностранный язык; Б)иностранные слова или специальная терминология; В) говорят быстро, невнятно и с акцентом.
-Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой».
-Стилистический барьер, возникает, когда происходит несоответствие между формой и содержанием общения.
-Логический барьер непонимания.
Барьеры социально-культурных различий –
- Барьеры отношения - это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.
Барьеры восприятия - неоднозначное понимание или интерпретация информации в результате первого впечатления, стереотипов, определенных внутренних установок, конфликтной ситуации, личного неприятия темы или собеседника и т.д.
Барьеры восприятия так же включают в себя: Барьеры.Барьеры интереса.Эмоциональное состояние собеседника.Неумение или нежелание
Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим.
Барьер «избегание» человек во время общения избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником.
Барьерами коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.
Психотерапия