Возрастные особенности страхов

Страх – фундаментальная эмоция человека, аффективно – заостренное восприятие угрозы жизни, самочувствию и благополучию. Страх новорожденного – реакция беспокойства на резкий звук, смену положения и приближение больших предметов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, высоты, боли, уколов, неожиданных звуков. Типичная триада страхов – одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – возраст наиболее выраженных страхов, связующее звено – страх смерти. (баба – яга, кащей – символы смерти). Страх высоты – самосохранение.

Младший школьный возраст – у ребенка появляется новая социальная роль – школьника – ведущий страх – страх опоздать в школу или сделать что – нибудь не так.

Подростковый возраст – страх смерти родителей, собственной смерти; у мальчиков заболеть, заразиться; у девочек-страх стихии, замкнутого пространства, высоты.

Психология управления

1.Понятие конфликта. Стадии развития конфликта. Классификация конфликтов в организации. Функции конфликтов. Стили поведения в конфликтной ситуации.

Конфликт - это столкновение несовместимых противоположно направленных тенденции в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях с острыми негативными переживаниями.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Виды: межличностный, межгрупповой, внутриличностный, организационный

Направленность: горизонтальные (на равных), вертикальные (подчиненый - начальник), смешанные.

Стадии развития конфликта:

1) Переход из латентного состояния в открытое противоборство

- борьба ведется ограниченными ресурсами, носит локальный характер, происходит первая проба сил

- Существуют реальные возможности прекратить борьбу и решить конфликт иными методами

2) Эскалация противоборства

- Вводятся новые ресурсы для борьбы

- Почти все возможности найти компромисс упущены

- конфликт становится все более неуправляемым, непредсказуемым

3) Апогей конфликта

- Стороны забывают истинные причины конфликта

- Главная цель – нанесение максимального урона противнику

4) Кульминация

- Верхняя точка эскалации

- Выражается во взрывном эпизоде

- Конфликт достигает накала, становится ясно, продолжать не следует

- Подводит субъектов к осознанию

5) Исход

- Может исчезнуть объект конфликта

- Может быть выигрыш одной из сторон, однако эта победа временная, до ближайшего конфликта

- Переход от конфронтации к сотрудничеству

Позитивные функции конфликта:

1) оптимизация 2) иформацинно-сигнальная 4) инновационная

Негативные функции:

1) разрушение взаимотношений, 2) деформация отношений,

3) истощение материальных и духовных ресурсов.

К. Томас описание типов поведения людей в конфликтных ситуациях, двухмерная модель регулирования конфликтов. Способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше

2.Лидерство и руководство. Формальный и неформальный лидер. Теории лидерства. Стили руководства трудовым коллективом.

Руководство – лицо или группа лиц, обладающие индивидуальными способностями к управлению организацией. Руководитель – лицо, наделенное правами и полномочиями по управлению коллективом и отвечающее за результаты его деятельности. Лидерство– проявление индивидом его способности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их действия. Лидер – лицо в группе, пользующееся большим авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющее действие.



Лидер Руководитель
Регулирует межличностные отношения Регулирует официальные отношения
Лидерство спонтанно Руководитель назначается
Лидерство не стабильно, зависит от настроения группы Более стабильное явление
Не обладает системой санкций Обладает системой санкций
Лидерство в группе Руководство в организации
Микросреда Макросреда

Теории лидерства

Наши рекомендации