Возрастные особенности страхов
Страх – фундаментальная эмоция человека, аффективно – заостренное восприятие угрозы жизни, самочувствию и благополучию. Страх новорожденного – реакция беспокойства на резкий звук, смену положения и приближение больших предметов.
Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, высоты, боли, уколов, неожиданных звуков. Типичная триада страхов – одиночества, темноты и замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст – возраст наиболее выраженных страхов, связующее звено – страх смерти. (баба – яга, кащей – символы смерти). Страх высоты – самосохранение.
Младший школьный возраст – у ребенка появляется новая социальная роль – школьника – ведущий страх – страх опоздать в школу или сделать что – нибудь не так.
Подростковый возраст – страх смерти родителей, собственной смерти; у мальчиков заболеть, заразиться; у девочек-страх стихии, замкнутого пространства, высоты.
Психология управления
1.Понятие конфликта. Стадии развития конфликта. Классификация конфликтов в организации. Функции конфликтов. Стили поведения в конфликтной ситуации.
Конфликт - это столкновение несовместимых противоположно направленных тенденции в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях с острыми негативными переживаниями.
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.
Виды: межличностный, межгрупповой, внутриличностный, организационный
Направленность: горизонтальные (на равных), вертикальные (подчиненый - начальник), смешанные.
Стадии развития конфликта:
1) Переход из латентного состояния в открытое противоборство
- борьба ведется ограниченными ресурсами, носит локальный характер, происходит первая проба сил
- Существуют реальные возможности прекратить борьбу и решить конфликт иными методами
2) Эскалация противоборства
- Вводятся новые ресурсы для борьбы
- Почти все возможности найти компромисс упущены
- конфликт становится все более неуправляемым, непредсказуемым
3) Апогей конфликта
- Стороны забывают истинные причины конфликта
- Главная цель – нанесение максимального урона противнику
4) Кульминация
- Верхняя точка эскалации
- Выражается во взрывном эпизоде
- Конфликт достигает накала, становится ясно, продолжать не следует
- Подводит субъектов к осознанию
5) Исход
- Может исчезнуть объект конфликта
- Может быть выигрыш одной из сторон, однако эта победа временная, до ближайшего конфликта
- Переход от конфронтации к сотрудничеству
Позитивные функции конфликта:
1) оптимизация 2) иформацинно-сигнальная 4) инновационная
Негативные функции:
1) разрушение взаимотношений, 2) деформация отношений,
3) истощение материальных и духовных ресурсов.
К. Томас описание типов поведения людей в конфликтных ситуациях, двухмерная модель регулирования конфликтов. Способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше
2.Лидерство и руководство. Формальный и неформальный лидер. Теории лидерства. Стили руководства трудовым коллективом.
Руководство – лицо или группа лиц, обладающие индивидуальными способностями к управлению организацией. Руководитель – лицо, наделенное правами и полномочиями по управлению коллективом и отвечающее за результаты его деятельности. Лидерство– проявление индивидом его способности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их действия. Лидер – лицо в группе, пользующееся большим авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющее действие.
Лидер | Руководитель |
Регулирует межличностные отношения | Регулирует официальные отношения |
Лидерство спонтанно | Руководитель назначается |
Лидерство не стабильно, зависит от настроения группы | Более стабильное явление |
Не обладает системой санкций | Обладает системой санкций |
Лидерство в группе | Руководство в организации |
Микросреда | Макросреда |
Теории лидерства