Педагогика как наука о воспитании человека
Педагогика – наука о воспитании человека. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность.
Педагогика – наука о воспитании человека.
Категории: воспитание, обучение, образование, воспитание, педагогическая деятельность.
Предмет: закономерности, теории, технологии педагогического процесса, т.е. исследование сущности процессов развития и формирования личности и определение теории и методики воспитания как специально организованного процесса.
B Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший егo в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое словo «пейдагогос» («пейда» - ребенок, гогес» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальнoм переводе c греческогo – детовождение.
Объект: процессы развития воспитания и становления человека.
Цель:выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания и образования.
Главной задачей является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.
Функции:
1. познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, образования, развития и обучения людей;
указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей;
2. вооружать педагогов-практиков профессиональными знаниями;
3. вырабатывать умение проектировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс.
Основные термины:
Воспитание - Смирнов С.А. (2001) определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.
Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН (знаний, умений и навыков), способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей, освоение определенного обществом уровня культурного наследия и связанного с ним уровня ее индивидуального развития.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи обучения, воспитания.
Развитие - реализация умственных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.
Педагогический процесс
Педагогический процесс как система. Компоненты педагогического процесса. Функции и закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.
Специальная организация взаимодействия педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием педагогических средств, направленных на реализацию педагогических задач, обеспечивающий удовлетворение потребностей общества и личности в развитии и саморазвитии.
Представляют как систему из 5 элементов: 1. Цель обучения (для чего учить); 2. Содержю учебную информацию (чему учить); 3. Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); 4. Преподаватель; 5. Учащийся.
Черты процесса как системы: Целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения Системность, комплексность Целенаправленность и упорядоченность Динамичность Неопределенность результата. Структура
Компоненты (К) системы в которых протекает педагогический процесс, – педагоги, воспитуемые, условия воспитания.
Целевой К включает многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всесторонней и гармоничной развитии личности – до конкретных задач формирование отдельных качеств или их элементов.
Содержательный К отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, взаимодействие педагогов и воспитуемых, сотрудничество, организацию и управление процессом
Результативный К отражает эффективность протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Функции педпроцесса: реализуются через передачу ЗУН, системы культурных ценностей; Развивающие – развитие и формирмирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, суждений, умозаключений; позновательнльной активности, интерессов, способностей.
Закономерности пед. процесса:
1. динамики – величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Пед. процесс имеет постепенный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
2. развития личности. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов пед воздействия.
3. управления учебно-воспитательным процессом. Эффективнвые педагогические воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. стимулирования. Продуктивность зависит от: действия внутрених стимулов (мотивов); характера и своевременности внешних (общественых, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.
5. единства чувственного, логического и практики. Эффективность зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.
6. единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
7. обусловленности. от: потребностей общества и личности; условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).
Этапы: подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный: создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Задачи: 1) целеполагание; 2) диагностика условий; 3) прогнозирование достижений; 4) проектирование и планирование развития процесса.
2. Основной этап: 1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; 2) взаимодействие педагогов и учеников; 3) использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; 4) создание благоприятных условий; 5) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; 6) обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
3. Этап анализа достигнутых результатов (заключительный): нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся.