История зарубежной психологии труда.
Ж. Кристенсен выделил два осн. этапа развития знания о человеческом факторе: 1) «век ручных орудий», имеется в виду исторически длительный период с медленным накоплением примитивных знаний о взаимодействии человека и простого орудия; 2) «век машин», подразумевается переход к пониманию когнитивного аспекта взаимодействия человека и орудий труда.
Ф. Тейлор Система оптимизации трудовых действий. Акцент делается на исследования в области профессионального отбора, обучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы «человек – машина». Период «интеллектуализации» машин начался в 1945 г. Из-за научных достижений во многих науках встал вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компьютеров. Это способствовало выходу на новый уровень трудовой деятельности в целом + взаимодействия человека с орудием труда.
Теории «X», «Y» и «Z»это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, руководитель должен применять весьма различные стимулы к труду.
Теория «X» (Ф.Тейлор): в мотивах человека преобладают биологические потребности; обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы (в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного – материального поощрения).
Теория «Y» (Д.Макгрегор): в мотивах людей преоблодают социальные потребности и желание хорошо работать; физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе; нежелание работать не является наследственной чертой; ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда.
Теории «Y» (В.Оучи): люди предпочетают работать в группе и предпочетают групповой метод принятия решения; должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда; предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки; на предприятии должна существовать постоянная ротация кадров с постоянным самообразованием…
Концепция Тейлора:Первая научная система организации трудовой деятельности – тейлоризм – предложена Ф. Тейлором. Он считал, рост производственности труда возможен лишь при стандартизации методов, приемов, орудий труда.
Важнейшим аспектом организации труда считал стимулирование. Мотивы труда являются такими же важными факторами производства, как и орудия или способы труда. Тейлором были сформулированы принципы (основополагающие в теории менеджмента): цель производства заключается в постоянном увеличении комфорта и благосостояния человечества; миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества; ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации и прочие.
Ситуационный (или релятивистский) подход в научном менеджменте: важным принципом стал учет многообразия конкретных условий жизни данной организации, стадии ее развития, другими словами, принцип ситуативности. Эффективный метод управления может быть найден только при учете всех существенных параметров данной организации. Важную роль играют установление границ исследуемой реальности и выделение среди огромного многообразия наиболее существенных факторов. Единицы исследования, которые при этом вычленяются, — это управленческие ситуации (например, ситуация конфликта, связанного с несправедливым способом оплаты труда).
Развитие психологии труда в России:В конце 19 – начале 20 вв. развитие психологии труда шло по нескольким направлениям:
1. Развитие идей учета субъективных факторов труда: разработка моделей деятельности и психики работника, анализ производственных ситуаций , среда и условия труда с учетом особенностей работника.
2. Идеи оценки и прогнозирования проф. пригодности: учет субъективных факторов при приеме на работу, развитие идей профотбора.
3. Идеи проектирования и формирования субъективных факторов: формирование специального профессионального мышления, построение рациональнох программ и методов профессионального обучения, совершенствование качеств личности работника
4. Учет способностей людей, проф. подготовки, мотивов труда, особенностей поведения работников, способность к контролю и самоконтролю своей деятельности, формирование отношения к труду.