Теория внимания Т. Рибо (психифизиологическая)

Внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем. Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

Теория установки Д.Н. Узнадзе

Если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации - выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация").

Концепция П.Я. Гальперина.Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Память.

понятие «память», виды памяти, процессы памяти, ассоциативная теория, смысловая теория, гештальт теория памяти, ретроактивное и проактивное торможение, фактор края, «эффект Зейганрник», представления, явление реминисценции.

Память- Процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал, играет осную роль в процессе обучения, т.е. выполняет познавательную функцию - база психики (участие в организации др. психических процессах)

Виды: импритинговая, двигательная, эмоционльная.

В зависимости от приемов заучивания различают:

- механическая(запоминание в той форме, в которой информация воспринимается)

- логическая(запоминание не внешней формы, а смысла изученой информации)

Виды памяти:

- наглядно–образная(зрительная, звуковая, осязательная, обонятельная и др. образы)

- словесно-логическая (на смысл изложения, логику, соотношение между элементами получаемой в словарной форме информ.)

- двигательная(движения)

- эмоциональная(переживания)

Процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.

Характеристики:объем, быстрота, точность, длительность, готовность.

Типы Памяти:

Сенсорная (мгновенная)– сохранение информации на уровне рецепторов. (0,3-1,0 сек)

формы сенсорной П.: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая).

Кратковременная– удержание на короткое время однократно предъявляемой информации, поступающей от сенсорных входов или из долговременной П.

· имеет ограниченый объем (»7±2) и время хранения (20 сек.).

Буферная (промежуточная)– сохранение инф-ии в течении нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода инф-ии из кратковременной в долговременную П. (во сне).

Долговременная– длительное (дни, месяцы, годы) сохранение инф-ии.

· 2 типа: с произвольным доступом ; «закрытая»

«оперативная П.» - вид П., проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающий эту деятельность, благодаря сохранению инф-ии, поступающей как из КП, так и из ДП.

Теории:

1. Ассоциативная теория:в основе лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.

2. Представители психоанализа выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Они установили, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную окраску, а негативные быстро забываются.

3. Смысловая теория памяти: работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. (А. Бине, К. Бюлер).

4. Гештальт-психология: в центр своей теории памяти ставят понятие гештальта (с немецкого - образ) - целостной структуры, не сводимой к сумме частей, которая по присущим ей законам (законам гештальта) упорядочивает многообразие запоминаемых деталей явления. Припоминание в таком случае вызывает с необходимостью весь гештальт целиком во всем многообразии его деталей.

Наши рекомендации