Здравоохранение зарубежных стран, типы. Здравоохранение экономически развитых стран, состояние и проблемы.
Системы и формы здравоохранения в экономически развитых странах
I. Преимущественно государственная (общественная система), - бевериджская наиболее демонстративно представлена в Великобритании.
II. Преимущественно страховая система (бисмаркская), наиболее полно и четко представленная в таких европейских странах, как Германия, Франция.
III. Преимущественно частная система, наиболее характерная для здравоохранения в США.
Преимущество государственной системы в том, что она создает благоприятные возможности для формирования и реализации крупномасштабных программ охраны здоровья населения за счет высокой централизации средств.
Недостаткигосударственной системы :
1.Для основанной на налогах бюджетной системы здравоохранения характерна безадресность.
2.Склонность к монополизму, игнорирование прав пациентов, как правило, отсутствие возможности выбора врача, лечебного учреждения.
3.Снижение качества медицинских услуг из-за диктата их производителя и отсутствия возможности осуществлять контроля деятельности лечебно-профилактических учреждении со стороны потребителей медицинских услуг.
4.Система не дает материальных стимулов медицинским работникам.
Система здравоохранения Великобритании состоит из трех секторов:
*служба врачей общей практики: амбулаторно-поликлинические учреждения, аптеки, фармацевты, зубные врачи (не стоматологи), глазные врачи (не офтальмологи), т.е. персонал и учреждения, работающие в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
* служба больничной помощи (госпитали, больничные службы, амбулатории при госпиталях, врачи-специалисты, в том числе стоматологи и офтальмологии, и другой персонал стационаров);
* служба общественного здравоохранения (подведомственные муниципалитетам медицинские службы здравоохранения, санитарно-гигиенические организации, организации социальных медицинских работников).
Каждый сектор имеет свои специфические механизмы (структуры, организации) управления.
1. Так, сектор первичной медико-санитарной помощи (врачи общей практики) подконтролен соответствующим комитетам (комиссиям), имеющихся в каждом районе (около 500).
2. Деятельность стационаров контролируется больничными советами или комитетами, имеющимися в районах и регионах (областях) (около 15).
3. Муниципальный сектор подчинен местным властям.
Предоставляется бесплатная МП всему населению, за искл. 4-5%, вкладыв.допол.средства. традиционная практика оплаты МП самими пациентами заменена общ.налогообложением. На 85-87% обеспечивается гос.бюджетом, остальное – частные источники и ДМС. Бюджет распределяется в соответствии с решением Парламента. Центр.орган управления – МЗ. 60 тыс.врачей 2\3 – 1сектор, 1\3- 2 и 3. распространена групповая практика – добровольное объединение работающих в 1 помещении неск.врачей. Консультации спецов в амбулаториях, в стационарах врачи общей практики.
Работники службы ОЗ базируются в ц.зд\охранения (5-6 врачей на кажд.10-20тыс населения). Задачи: проф.прививки, п\эпид.мероприятия, обслуживание псих., престарелых и инвалидов.
Финансирование 6,5% ВВП. С целью устранения недостатков проводится реформа: усиливаются финанс.и администрат.права госпиталей, организуется допуск средств мед.страхования, самоуправления больниц, усиливается профилактическая работа. Создана единая ассоциация страх.организаций, курир.плат.МП и закл.договоры только на опред.виды МП.
Основные услуги, по которым в Великобритании заключается частное страхование:
1.Госпитализация в частные стационарные учреждения, где пациенты размещаются в более комфортных условиях (палаты на 1-2 чел).
2. Больной может выбрать врача, больницу, время проведения операции.
3. Оказание услуг консультантов, узких специалистов - частная страховка позволяет попасть к лучшему врачу.
4. Пособие в случае болезни выплачивается по более высоким ставкам.
5. Организуется сестринское обслуживание.
Преимущества страховой медицины:
1. Страховая система оплаты медицинской помощи является адресной, целевой.
2. Страхователям и застрахованные имеют возможность контролировать использование страховых средств.
3. Застрахованным дано право выбора врача, лечебно-профилактического учреждения.
4. При удорожании стоимости медицинского обслуживания страховщику легче принять решение о повышении страховых взносов и платежей, чем правительству о повышении налогов.
5. Контрактный принцип отношений страховых организаций и медицинских учреждений позволяет повысить качество медицинской помощи.
6. Высокая степень участия предприятий в создании страховых фондов меняет их отношение к здоровью работающих, они становятся заинтересованными в проведении профилактических мероприятий.
7. Меняется отношение людей к своему здоровью
Недостатокстраховой медицины - высокие административные расходы на содержание страховых организаций.
Эта система основывается на обязательном предоставлении большинству граждан МП за счет 3 источников финансирования: отчисления из з\п, от доходов, средства гос.бюджета. Наиболее важными являются проблемы обеспечения равнодоступной МП, а также возможность оплаты МП лицам из гр.повышенного риска (престарелые, бедные, инвалиды), а также оптимальное распределение ресурсов для разл.гр.застрахованных.
На 20-30% - дмс, част.источники. омс не обеспечивает 100% МП.
В странах со страховой медициной сложилась трехуровневая структура служб, здравоохранения:
1. Центральный уровень (общегосударственный) представлен Министерством (Департамент, Комитет, Совет) здравоохранения и непосредственно подчиненными ему учреждениями (крупные центры, больницы);
2. Региональный уровень (областной, провинциальный) -муниципальные, общественные и частные медицинские учреждения; на 1и 2 также действуют попечительские советы
3. Местный уровень (районный, волостной, уездный и т.п.), действуют частные, благотворительные учреждения (преимущественно сельские) и отдельные врачи или их группы (групповая практика).
Органы управления и контроля отделены от сис.соц.страхования. контроль осуществляют профсоюзы и мед. ассоциации. Общ.часть фонда на 2и 3уровнях. Доврачебного уровня нет.
Германия 8,1% ВВП, 6,5% от фонда оплаты труда, 13% от работодателей, 13% от работающих, остальное – государство. 10% ДМС, 15% гос.ассигнования, 15% личные средства граждан, 60% соц.страхования. более 1200 страх.касс, страхованием охвачено 90% населения
Преимуществочастной системы страхования - высокая ответственность за объем, качество, условия оказания медицинской помощи.
Недостатки:
1. Высокие административные расходы.
2. Постоянный рост цен.
3. Отбор клиентов по вероятности страховых выплат
4. Объем медицинской помощи зависит от платежеспособности населения, что приводит к расслоению населения по уровню доступности медицинской помощи.
США –единственная страна, став.во главу угла не обществ., а индивид.ответственность за свое здоровье. Имеется ДМС и ОМС для опред.гр.населения. Свыше 40% всех расходов – ассигнования гос.правительства, 2 круп.организации Medic A, Medic R. 20-25% религиозные организации. 14% ВВП.
ВОЗ определила системы и виды здравоохранения по уровню управления:
1. централизованные (учреждения здравоохранения подчиняются местным органам здравоохранения);
2. частной децентрализации (учреждения и местные органы здравоохранения не подчиняются центральным органам);
3. децентрализованные (указания центральных и местных органов здравоохранения не обязательны для учреждений; функционируют на основе устава).
По формированию системы подразделяются на:
1. государственные (при государственном законодательстве, управлении и финансировании);
2. страховой медицины (существует 3 основных источника страховых взносов: за счет государства 30-40%, за счет предприятий 30-40%, за счет средств населения 30-40%);
3. смешанные государственно-страховые;
4. преимущественную систему частной практики;
5. здравоохранение развивающихся стран.
Первичная медико-социальная помощь в большинстве стран осуществляется в системе амбулаторно-кабинетной практики, где ведется прием врачом (группой врачей). Существует система оказания помощи по принципу семейного врача. Выдача лицензии на право деятельности и контроль осуществляется ассоциациями врачей, местными органами медицинского управления. Финансовые расчеты пациента с врачом осуществляются через страховые компании (оплата счетов).
Основными многопрофильными специализированными медицинскими учреждениями являются больницы (объединенные больницы с амбулаторной помощью) различного уровня в соответствии с радиусом обслуживания и численностью населения. Государственное финансирование распространяется на медицинские программы по охране детства, профилактике инфекционных заболеваний, по медицинскому обеспечению военнослужащих, малообеспеченных, на специальные программы поддержки. Имеется сеть религиозных и благотворительных общественных фондов и медицинских учреждений, гарантирующих первую медицинскую помощь и уход при родах, заболеваниях и травмах.
Здравоохранение развивающихся стран характеризуется недостаточным количеством медицинских кадров, больничных учреждений и большим радиусом обслуживаемых врачами участков. Структура заболеваемости и смертности характеризуется большой долей инфекционных и паразитарных заболеваний, а также болезней, связанных с нарушениями обмена веществ. Наблюдается высокий уровень рождаемости (20-30 на 1000 человек населения) и смертности (15 на 1000 человек и более 20-25 младенцев на 1000 родившихся живыми). Медицинская помощь населению оказывается специалистами нетрадиционных методов лечения и знахарями; медицинскими сестрами и фельдшерами в пунктах и центрах здоровья; врачами сельских больниц (общей практики); врачами-специалистами в крупных больницах (преимущественно в городах).
Модели здравоохранения: отражение основных черт, главных характеристик, сложившихся в этой отрасли.
Наличие той или иной модели определяется: общим уровнем социально-экономического развития; социальной политикой в отношении охраны здоровья; историческими и национальными традициями.
Модели:
- частная модель здравоохранения без государственного регулирования (наименее развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки);
- с государственным регулированием (США, большинство арабских, некоторые африканские и ряд латиноамериканских стран);
- частная модель здравоохранения с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования (Германия и Франция);
- монопольная государственная модель здравоохранения (Россия);
- государственная модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Великабритания, Италия, Испания, Япония).
Частная модель здравоохранения без государственного регулирования: Основывается на непосредственной оплате медицинской помощи потребителями медицинских услуг. Для нее характерны следующие признаки:
- основной источник финансирования медицинской помощи – личные средства граждан;
- свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;
- свободный выбор врача;
- высокие доходы врачей.
Частная модель здравоохранения с государственным регулированием: Основа этой модели здравоохранения – добровольное (частное) медицинское страхование при непосредственной оплате медицинской помощи потребителями (платная медицина). Для нее характерны следующие признаки:
- основным источником финансирования медицинской помощи являются личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц;
- преимущественно негосударственный (коммерческий) статус страховых медицинских и других организаций, аккумулирующих финансовые средства здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи;
- большой выбор медицинских учреждений, врачей, работающих на многоукладной хозяйственной основе;
- свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;
- достаточно высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение.
Положительными сторонами функционирования этой модели здравоохранения следует считать:
- наличие широкого диапазона медицинских учреждений с точки зрения уровня качества и стоимости медицинских услуг;
- отсутствие очереди на медицинское обслуживание;
- особое внимание уделяется качеству медицинской помощи, защите прав потребителей;
- высокие доходы врачей и других медицинских работников.
Проблемы присущие данной системе:
- высокая стоимость медицинских услуг, недоступность медицинской помощи для широких слоев населения;
- недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике, приоритет в лечении «легких» заболеваний;
- неэффективное использование ресурсов, преобладание закрытых хозяйственных механизмов;
- гипердиагностика, выполнение значительной доли дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;
- отсутствие государственного регулирования и контроля за качеством медицинских процедур, применение медицинских технологий, небезопасных для здоровья пациента.
Для моделей с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования (ОМС) характерны следующие особенности:
- наличие нескольких основных источников финансирования: обязательные платежи по медицинскому страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками, добровольные отчисления на программы добровольного медицинского страхования (ДМС), личные взносы граждан на платные услуги;
- наличие централизованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (Фондах, страховых компаниях);
- большое внимание со стороны финансирующих организаций к контролю качества медицинской помощи и объемам расходов при оказании медицинских услуг;
- многообразие форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным;
- регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм и способов оплаты медицинской помощи.
Среди наиболее важных положительных черт системы социального медицинского страхования выделяются следующие:
- высокая степень гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи;
- свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателями;
- разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг;
- обеспечение высокого, гарантированного государством уровня качества оказания медицинской помощи.
Проблемы:
- недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования;
- недостаточное применение долгосрочного стратегического планирования в национальном масштабе;
- высокие административные расходы, обусловленные прежде всего ведение информационных учетных операций.
Монопольная модель:
Особенностями такой модели являются:
- монопольное построение структуры лечебной сети;
- бюрократическая система управления;
- жесткая связь между центром и периферией;
- непредоставление дополнительных платных и сервисных услуг;
- отсутствие конкурентной среды;
- тарифный (не гонорарный) способ оплаты труда врачей, правила найма и оплаты труда диктуются государством;
- низкая заработная плата медицинских работников;
- отсутствие экономических стимулов в работе медицинского персонала;
- большая текучесть медицинских кадров;
- низкий приоритет в развитии первичной медико-санитарной помощи;
- тенденция преимущественно к стационарному лечению, что приводит к очередям на плановую госпитализацию.