Социальная адаптация и дезадаптация личности
Социальная адаптация – это процесс активного приспособления человека к условиям новой социальной среды и результат этого процесса. В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление человека к среде, но и реализация потребностей, интересов и его стремлений. Личность самоутверждается, самоопределяется в новой среде. Проблема социальной адаптации и дезадаптации глубоко рассматривалась в контексте классических психологических школ.
В психоанализе социальная среда рассматривается как изначально враждебная личности и ее стремлениям. Социальная адаптация трактуется как процесс установления гомеостатического равновесия между личностью и требованиями внешнего окружения (среды). Эго (я) испытывает тревожность, которая развивается в ситуации угрозы (реальной или воображаемой). При этом угроза слишком велика, чтобы ее игнорировать или справиться с ней. Фрейд указывает основные прототипические ситуации, порождающие тревожность:
1) потеря желаемого объекта (например, ребенок, лишенный родителей, близкого друга или любимого зверька);
2) потеря любви (потеря любви и невозможность завоевать вновь любовь или одобрение кого-либо, кто много для человека значит);
3) потеря личности (себя) – «потеря лица», осмеяние, чувство стыда;
4) потеря любви к себе (супер-эго порицает действия или черты характера, что порождает чувство вины или ненависть к себе).
Задача психоаналитика – помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, вспомнить травматические переживания, перевести их в сознание и прожить заново, что приведет к эффекту катарсиса, т.е. очищения и освобождения.
Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы «конфликт – тревога – защитные реакции». Адаптация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).
В гуманистическом направлении равновесие, укорененность личности в среде уменьшают или совсем уничтожают ее стремление к самоактуализации. Человек ответственен только за то, чтобы состояться, быть собой. Только стремление к развитию, к личностному росту, то есть к самоактуализации образует основу для развития и человека и общества. В гуманистической психологии адаптация определяется формулой «конфликт – фрустрация – акт приспособления». При этом процесс адаптации не есть равновесие организма и среды, скорее акт преодоления и преобразования среды. Логотерапия (В. Франкл) предлагает пути преодоления дезадаптации личности как преодоления препятствий на пути обретения смысла жизни. Главным препятствием оказывается концентрация на самом себе, неумение выйти за пределы себя, своих проблем. Выход за свои пределы – самотрансценденция, одним из моментов которой является самоактуализация.
К методам логотерапии относятся:
1) дерефлексия – снятие излишнего напряжения, самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, «самокопания»;
2) парадоксальная интенция: терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать, используя различные формы поощрения и юмора.
В когнитивной психологии адаптацию личности можно представить формулой «конфликт – угроза – реакция приспособления». В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, которая противоречит имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс). При этом переживается состояние дискомфорта (или угрозы), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Предпринимаются попытки опровергнуть поступившую информацию, сменить собственные установки, найти дополнительную информацию с целью установления согласования между прежними представлениями и противоречащей им информацией.
Интеракционистская концепция адаптации дает определение эффективной адаптации личности как удовлетворение личностью минимальным требованиям общества. С возрастом все более сложными становятся ожидания, которые предъявляются к личности. Ожидается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости к независимости и к принятию ответственности за благополучие других. В интеракционистском направлении адаптированным считается человек, не только усвоивший, принявший социальные нормы, но и принимающий на себя ответственность, ставящий и достигающий цели. Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптивность и дезадаптация.
Критерии адаптированности следующие:
• степень интеграции личности с макро- и микросредой;
• степень реализации внутриличностного потенциала;
• эмоциональное самочувствие.