Гендерные аспекты социальной работы.
Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Прежде всего, большинство клиентов социальной службы – это женщины (бедные, одинокие престарелые, матери-одиночки, многодетные матери, матери детей-инвалидов, безработные). От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспективы антидискриминационного социального обслуживания, социальной справедливости и социального развития.
Гендерные аспекты социальной работы могут быть сведены к следующим направлениям:
1. изучение социальных факторов, обусловливающих общее и особенное в жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на положение женщины в обществе;
2. выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных на повышение роли и статуса женщины в обществе;
3. реализация основных направлений государственной социальной политики, изучение социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам и мужчинам;
4. изучение комплекса форм и методов социальной работы с различными категориями женского и мужского населения.
Различают гендерно-чувствительную и гендерно ориентированную социальную работу.
Гендерно-ориентированная социальная работа основана на представлении, что идеология, социальная структура и поведение взаимосвязаны, например, проблемы клиента могут быть следствием твердых убеждений о традиционных гендерных ролях.
Практически все семейные конфликты являются гендерными, т.к. в первую очередь семья - личностные отношения между мужчиной и женщиной (мужем и женой). На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены как в семейной, так и в профессиональной сферах. Часто в основе гендерных конфликтов лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов.
Гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей. Как правило, мужчины имеют установки на традиционный тип семейных отношений в быту (жена выполняет больший объем домашних работ, а если муж ей и помогает, то только выполнением традиционных видов «мужской работы»). Женщины чаще склоняются к эгалитарному типу распределения ролей в семье, при котором семейные обязанности делятся поровну между мужем и женой, либо распределяются в зависимости от сложившейся ситуации: основную часть домашних дел берет на себя тот член семьи, у кого больше свободного времени.
Насилие в семье, между партнерами имеет место во всех странах, культурах и слоях общества. Помимо физической агрессии (избивание), насилие по отношению к партнеру проявляется также в насильственных половых актах и в иных формах сексуального принуждения, в жестком психологическом воздействии на партнера (запугивание или унижение) или в установлении контроля над его поведением (изоляция от членов семьи и друзей, запреты на получение информации и помощи).
Для успешной работы социального работника в области домашнего насилия следует отказаться от практики совместного семейного консультирования. Предполагаемый учѐт мнений двух сторон конфликта предусматривает ответственность двух сторон, в том числе и пострадавшей стороны за «провокацию конфликта» и невозможность предотвратить рецидив в будущем, так как изначально были неправильно расставлены акценты ответственности сторон за произошедшее насилие. Согласно культурным стереотипам, женщину, подвергшуюся домашнему насилию, часто обвиняют в том, что она плохая жена, плохая мать, что она сама провоцирует насилие. Но объективный анализ проблемы приводит к выводу, что насильники – мужчины, женившиеся вторично, и ранее прибегали к насилию. Другие культурные стереотипы связаны с тем, что насилие зависит от социального статуса семей, но насилие случается во всех социальных группах независимо от уровня образования и доходов. Можно сделать вывод, что основными причинами насилия являются культурные установки (гендерные стереотипы, связанные с тем, что мужчина должен управлять и властвовать, а женщина молчать и подчиняться), а также опыт насилия, перенесѐнный в детстве. Нельзя утверждать, что насилие является природно данным качеством мужского пола, насилие связано с патриархатными установками культуры, моделирующей агрессивное поведение (СМИ, киноискусство, дискурсивные практики). Агрессивное поведение также связано с подражанием модели поведения старшего мужчины.
Основными принципами социальной работы с женщинами являются:
– отношение к женщинам как к личностям, способным самостоятельно принимать решения, соблюдать принципы, которые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин;
– умение внимательно слушать женщину-клиента и дать возможность женщине самой определить пути решения проблемы;
– стараться найти коллективные решения проблем, которые женщине
– клиенту кажутся индивидуальными;
– рассматривать проблемы конкретных женщин не изолированно от социальных ситуаций, признавая принцип: «личное есть политическое» на всех уровнях социальной практики.
Основными принципами социальной работы с мужчинами являются:
– объяснение мужского властолюбия и стремления доминировать над социально-подчинѐнными и слабыми под воздействием гендерных стереотипов;
– учет факта различия мужчин между собой;
– признание того, что мужчины, как и женщины, могут нуждаться в помощи, сострадании и не знать путей выхода из сложных жизненных ситуаций;
– обращение внимания на сходство мужчин, олицетворяющих агрессию, и мужчин, хотя и не совершающих насильственных действий, но уверенных в справедливости социальных отношений, порождающих подобное поведение;
– поддержка предопределения мужественности, основанного на отношениях поддержки и равенства полов.
Гендерные аспекты занятости. Важной отличительной особенностью женской занятости является сохраняющаяся до сих пор во всех обществах более высокая, чем у мужчин, ответственность женщин за домашнее хозяйство. Домашний труд – форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком.
Наличие экономического неравенства между полами в сфере труда позво- ляет современным исследователям говорить о дискриминации женщин на рын- ке труда и на рабочем месте.
В России в настоящее время 37 % всех работающих женщин занято в производственных отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, связи, строительстве, на транспорте); 23 % – в сфере обслуживания (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и так далее); 32 % – в социально- культурных отраслях (здравоохранение, образование, культура и тому подобное); 6 % – в государственном управление, финансовых и кредитно-страховых учреждениях. Наиболее феминизированными являются социально-культурные отрасли. Так, в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении женщины составляют 81 % всех занятых, в образовании, культуре, искусстве – 79 %. Равное участие мужчин и женщин наблюдается только в науке, научном обслуживании и управлении.
В общем, прослеживается четкая зависимость интенсивности сокращения доли женщин, занятых в отрасли, от изменения уровня заработной платы. Чем быстрее растет заработная плата, тем быстрее из этой отрасли «вымываются» женщины, и наоборот, чем ниже, по сравнению с общероссийской, становится заработная плата в отрасли, тем быстрее из этой отрасли уходят мужчины. В целом женская заработная плата гораждо ниже мужской: по официальным данным она составляет 2/3 от мужской, а по данным большинства экспертов – только около 50 %.
В современной России социальные права и гарантии женщин реализуются противоречиво, а их положение на рынке труда характеризуется конфликтом между риторикой гендерно-сбалансированного законодательства и дискриминационными практиками трудовых отношений.
Рынок труда в России поделен на два сектора – женский и мужской; данные многих индустриальных стран указывают на сходные модели сегрегации. Число женщин преобладает в социальной защите, образовании, здравоохранении и секторе услуг, а мужчин – в сфере управления, техники, национальной безопасности, квалифицированных рабочих профессиях. При этом женская занятость сконцентрирована в более ограниченном числе отраслей, нежели мужская, например, среди женщин, не занятых в промышленности, до 90 % попадают в связь, торговлю, банковское дело и социальную сферу – образование, социальное обеспечение, здравоохранение.
Планирование в соц.работе: стратегическое и оперативное. Социальные проекты и программы.
Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация должна способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе или социуме.
Структура социального проекта состоит из:
1)сформулированных проектных целей;
2)создаваемых для этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальной защиты;
3)разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов — программ, планов, расчетов, смет и др.;
4)рассчитываемых необходимых ресурсов— материальных, финансовых, трудовых, временных;
5)комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.
Разработка социального проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной (главных) цели (целей); планирование социального проекта; разработка социального проекта, результатом которой являются документы, решения, сметы и т.д.; принятие и утверждение социального проекта; его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив; подведение итогов выполнения проекта и контроль.
Предпроектный анализ включает изучение (исследование, анализ, диагностику) соответствующей социальной проблемы, решение которой предполагается осуществить в «проектном» варианте. Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации, характеристики условий. Главная цель определяется на основе предпроектного анализа и отражается в формулировке цели (целей). Планирование социального проекта состоит в определении конкретных разработчиков с установлением заданий и сроков предстоящей разработки проекта. Разработка социального проекта состоит в определении перечня мер (мероприятий) и ответственных исполнителей, производстве необходимых расчетов по ресурсам, заключении договоров на выполнение работ, поставку материалов, оборудования и др. Принятие и утверждение социального проекта происходит по специальной процедуре с фиксацией в официальном документе. Выполнение социального проекта, как правило, обеспечивается существующей структурой. При необходимости могут создаваться специальные управленческие структуры, подразделения, звенья (должности). Подведение итогов выполнения, социального проекта основывается на учете отчетной и контрольной информации и отражается в соответствующем документе, закрывающем данный проект. Контроль исполнения проекта - процесс сравнения показателей плановых и фактических показателей выполнения проекта, анализ отклонений и их причин, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, решений о корректирующих действиях для ликвидации нежелательных отклонений социального проекта.
В связи с быстрым становлением и повсеместным распрост-ранением системы социальной защиты населения в Российской Федерации в начале 90-х годов появился новый для отечественной практики термин — «планирование социальной работы». Социальное планирование - разработка и практическое осуществление планов, определяющих будущее состояние социальной сферы, путей, способов и средств его достижения. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.. Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены руководством. Основная задача опер.планиров. состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач. В состав документов оперативного планирования входят годовые, квартальные, месячные планы.
«Методические рекомендации по оперативному планированию и организации работы центров социального обслуживания» содержат следующий состав разделов годового плана работы центра со-циального обслуживания:
1.Развитие видов и форм социального обслуживания населения (отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания, а также службы срочной социальной помощи).
2.Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников. Оперативное планирование повышает контроль над работой персонала, результатами и повышает эффективность работы в целом. Он помогает увидеть, насколько быстро и результативно справляется тот или иной сотрудник, выдерживает ли качество, стандарты работы (при производстве, обслуживании клиентов).
3.Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.
Квартальные оперативные планы составляются исходя из задач, решаемых центра соц.обслуж-ия, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом рекомендуются следующие разделы:
1.Развитие видов и форм социального обслуживания населения.
2.Работа с кадрами. Контроль за работой структурных под-разделений. Повышение профессионального уровня сотрудников.
3.Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.
Месячные планы работы, например, отделения социальной помощи на дому, разрабатываются на основании задач, решаемых центром соц.обслуж-ия и отделением, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Рекомендуются следующие разделы этих планов:
1.Организационная и культурно-массовая работа.
2.Работа с кадрами, повышение профессионального уровня.
3.Контроль за качеством обслуживания, обобщение и рас-
По включаемым мероприятиям в оперативные планы определяются сроки выполнения и назначаются ответственные.
Билет 29