Методы сбора социологической инф-ии и их применение в соц.работе и соц.исследованиях.
При опред-ии методов сбора инф-ции социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1)оперативность и экономичность иссл-ния не должны обеспечиваться в ущерб кач-ву данных; 2)ни один метод не явл-ся универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возмож-ти. 3) надежность метода обеспеч-ся не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Метод опроса. Устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию. Виды опросов: письменные (анкетирование) и устные (интервью), по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные.
Анкетный опрос. Анкета — система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о соц-ых фактах, явлениях и процессах. Достоверность и надежность информации в анкетном опросе зависит от формы и типа вопросов, последовательности, в которой они задаются. Анкета состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть (преамбула) - непосредственное обращение к респонденту. В ней говорится о целях и задачах иссл-я, сообщается, как будут использованы ее результаты, разъясняются правила заполнения анкеты. Основная часть: вопросы, направленные на получение необходимой информации. Для каждой задачи иссл-я свой блок вопросов. В заключительной части размещаются вопросы, касающиеся некоторых личностных характеристик респондентов: пол, возраст, семейное положение, образование, соц. происхождение, профессия, место работы и т.д. Интервью. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону. По форме вопросы делятся на «открытые» и «закрытые», «прямые» и «косвенные». «Открытые» вопросы дают респонденту возможность подробно изложить свое мнение, но создают трудности в обработке.
Наблюдение - метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации соц-ых фактов, подвергающихся контролю и проверке. Виды наблюдения: 1)по степени формализованности: - структурированное- набл-е по опр-му плану; - неструктурир-е - набл-е кот фиксирует все события в 1 месте в 1 час. 2)по месту проведения: - полевое: осущ-ся в естествен-х усл-ях; - лабораторное: созд-ся спец группа, кот заним-ся опред. деят-тью; 3)в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации: - невключенное: исследователь не является непосредственным участником изучаемых событий; - включенное: тип наблюдения при кот исслед-ль явл-ся участником изучаемых событий, наблюдает за развитием событий изнутри. Это качественный метод сбора информации. Включ-е наблюд-е исп-ся: 1)когда об изучаемом явлении известно очень мало, оно имеет частный локальный хар-р и труднодоступно для изуч-я с пом-ю др методов. 2)его целесообразно применять в случаях, когда точки зрения уч-в событий и сторонних наблюдателей отлич-ся др от др. 3) когда об-т исслед-я закрыт от публики.
Анализ документов: неформализованный (традиц-й) и формализованный. Неформализ.метод предполагает использование умств-х операций, направл. на выявление сущ-ти и содерж-я док-в - метод качеств-го анализа док-в. Основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содерж-я докум-ов в соотв-ии с целью исслед-ния. Как альтернатива качественного анализа докум-ов был разработан формализованный метод количеств-го анализа или контент-анализ. Этот метод рассчитан на извлечение социол-ой инфор-ии из больших массивов документальных источников, он явл-ся количественным методом сбора данных. Суть метода заключается в переводе текстовой или графической информации к количественным показателям. 2 типа единиц: единицы анализа и единицы счета. Первые — это понятия (слова, термины, словосочет-я и т.д.). Это могут быть имена людей, названия, общ-ые события, темы публикаций и т.д. Единицы счета — количеств. мера взаимосвязи текстовых и иных информативных явл-ний.
Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Виды эксперимента: 1)по хар-ру эксперимент. ситуаций: - лабораторные; - полевые. Для лабор-го экспер-та спец-но подбир-ся группа, кот помещ-ся в искусственно созданные условия. Полевой – в естественных усл-ях. При этом члены группы м-т быть осведомлены / не освед-ны об участии в эксперименте. 2)по логич. структуре доказ-в гип-з разл-ют линейный и параллельный эк-т. при линейном – анализу подверг-ся 1 и та же группа. Контрольным яв-ся ее положение до начала эксперимента, кот сравнив-ся с ее состоянием после окончания эксперимента. Параллельный эк-т – уч-ют одновременно 2 группы: контрольная и экспертная. Глав условие – группы должны быть идентичны по всем контр-м хар-ам, а также по всем нейтральным кот м-т повлиять на чистоту эксперимента
Метод социометрии. Предложен американским психологом Дж. Морено. Это набор прикладных методик для изучения структуры и динамики межличностных отношений (отношений м\у инд-ми в гр., изуч-е соц дистанции м/у инд-дами с т зр их личного предпочтения). С пом. данного метода изучается внутр структура первичн соц группы, т.е. той группы, в кот осущ-ся непосредственное взаимодействие инд-дов и проявл-ся их индив-но психологические кач-ва и св-ва. Желательно чтобы предметом изуч-я была не просто первичная, но референтная группа, те группа инд-дов, кот создают друг для друга значимый круг общения, группа кот обладает единой системой ц-тей и приоритетов. Социометрия направлена на изуч-е реальн стр-ры статусно-ролевых отн-й в группе. Кажд группа согл-но Морено обл-ет: макрострукт. (формальная система статусов и ролей в гр) и микроструктурой (реальная система статусов и ролей в гр. м-т совпадать и не совпадать с макроструктурой). Социометрия – спец-я опросная методика, суть кот сводится к исчислению персон-х и групп-х социометрич-х индексов. СМ критерий – вопрос, кот будет задав-ся всем членам гр для выявления реальных отнош м/у ними. Виды социометрич-х критериев: 1)коммуникативные: исп-ся для описания реальной структуры отнош-й в группе. Выявляют как каждый член группы в данный момент видит свое ближайшее окружение; 2)гностические: предназначены для отражения представлений чел о своей роли, о своей позиции в гр. это ответы на вопрос, кто его выберет, а кто отвергнет; 3)положительные; 4)отрицательные; 5)официальные: замеряют отношения на уровне формальной структуры отношений. Эти вопросы, кот касс-ся непосредственно произв-х проблем; 6)неофициальные: измеряют межличностные неформальные психологические отношения в группе, симпатии и антипатии ее членов.
Качественные методы. Виды: глубинное интервью; м-д фокус-групп; - исследование случая(case-study); этнографическое набл-е. Исследование случая(case-study)-исследование отд.общности, уникального объекта в совокупности его взаимосвязи (закмкнутая общность, труднодоступная для изучения: религиозн.секты, производств.коллективы). глубинное изучение своеобразия объекта. Выводы носят локальный, прикладной хар-р. Направлены на выработку рекомендаций по разрешению конфликтов. Фокус-группа - метод исследования, предполагающий организацию обсуждения в группе вопросов конкретного объекта. Модератор - предлагает тему, стимулирует участников к высказыванию своих мнений, отличных от уже предложенных. Направляет дискуссию так, чтобы проникнуть в смысл высказывания участников его действия.