Основные составляющие: 1. Режим труда и отдыха

Труд - основа режима здорового образа жизни человека.Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат, на весь организм человека в целом.Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха.Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая нагрузка.

2. рациональная организации жизнедеятельности работника умственного труда
Существует большое многообразие методов и средств обеспечения высокого уровня работоспособности и здоровья работника умственного трудаОсобого разговора заслуживает роль двигательной активности в жизнедеятельности человека, занимающегося умственным трудомФизическая активность, как правило, повышает эмоциональный статус человека, создавая условия хорошего настроения, которое само по себе является благоприятным фоном для высокопродуктивной умственной деятельности.Несомненное влияние на работоспособность работника оказывает и обстановка, в которой реализуется умственный труд(освещение режим температура влажность,шум,С учетом особенностей своей ритмики работнику, занятому в сфере умственного труда, если есть такая возможность, следует таким образом распределять нагрузку, чтобы решение наиболее сложных задач приходилось на периоды наивысшей работоспособности, период же снижения последней следует использовать для выполнения менее сложного труда или даже отдыха.

3. двигательная активность

Мышечная деятельностьявляется непременным условием развития двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его жизнедеятельности.Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать такой же привычной, как и умывание по утрам

4. Психогигиена — это совокупность медицинских и психологических знаний, необходимых для обеспечения, сохранения и поддержания психического здоровья.это активная медико-педагогическая деятельность, направленная на повышение знаний по вопросам поддержания и укрепления здоровья, создание мотиваций для ведения здорового образа жизни, формирование гигиенической культуры и гигиенического поведения.

5. Питание является важнейшей потребностью человека, позволяющей организму полноценно функционировать путем удовлетворения собственных потребностей за счет питательных веществ, содержащихся в продуктах.

1) питание должно быть количественно полноценным, т.е. энергетическая ценность дневного рациона должна соответствовать ежедневным затратам организма;

2) качественно разнообразным, т.е. содержать различные по составу и происхождению продукты;

3) сбалансированным по составу основных элементов питания: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов;

4) организовано по определенному режиму;

5) продукты питания должны быть безопасны для человека, т.е. не содержать вредных и опасных для здоровья химических веществ, а также болезнетворных микроорганизмов;

6. Закаливание организма представляет собой систему процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. В этом случае вырабатывается устойчивость организма к охлаждению и тем самым к так называемым простудным и некоторым другим заболеваниям.

7.неприятие вредных привычек(алкоголизм,курение,наркоманая и т.п.)

8.Медицинская активность – это отношение к своему здоровью и здоровью других, выполнение медицинских предписаний и назначений, гигиенических рекомендаций, норм, правил посещения лечебно-профилактических учреждений и работа самих учреждений, а также другие виды деятельности человека, связанные со здоровьем.

9. Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни

Целью пропаганды здорового образа жизни является формирование гигиенического поведения населения, выполнение мероприятий по укреплению здоровья, пропаганде факторов образа жизни, способствующих сохранению здоровья и повышению уровня медицинской информированности населения с целью предупреждения воздействия неблагоприятных для здоровья факторов риска.



Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины, теле- и радиоинформация и др. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги. Наглядный метод – самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (фотографии, видеофильмы, макеты, выставки, агитбригады, концерты и др.). Комбинированный метод – метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы. Среди основных требований к средствам и методам пропаганды обязательными являются такие как краткость и доходчивость, выразительность и привлекательность, смысловая и изобразительная точность, достоверность и др.

Основные направления деятельности:1.консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний;2. формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения;3.борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья;4.формирование у населения установки на здоровый образ жизни.

Билет 19

Наши рекомендации