Этапы социальной работы с учащимися школы и членами их семей
1. Технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками: Млад. школь. — это соц. группа с возра-ой границей от 6 лет до 10 лет. Это возраст, переломный для ребенка: меняются его соц. статус, поведение и мотивация действий, форма и направ-сть деяте-ти, происходят заметные изменения в психике ребенка.
1)Социальная диагностика. Задача— выявить степень готовности ребенка к школьному обучению. Выделяется два аспекта: 1) личный, мотивационный (желание и стремление учиться в школе, изменить свой статус, освоить новую деятельность); 2) интеллектуальный (уровень памяти, степень владения обобщающими понятиями, способность планировать свои действия, разделяя более общее действие на ряд вспомогательных этапов)
2)Одновременно требуется проведение социальной диагностики семьи.
3) Социальной адаптации. Формирование соц. защищенности школь-ов как устойчивого психи-ого состояния, вклю-его уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация.
4)Социальная коррекция.Исправление тех социально-психологических черт ребенка и форм поведения, которые уже успели сложиться к началу обучения в школе и которые не соответствуют принятым в данной социальной среде нормам (игровая терапия)
2. Технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками: К возрастной группе старших школьников относятся ученики 5–11 классов в подростковом возрасте (10–16 лет) Соц. проблемы совр-ого подростка можно разделить на следующие группы: 1) возрастные псих-ие проблемы и адаптация к ним; 2) проблемы возра-щей учебной нагрузки и стрессовые ситуации; 3) проблемы социализации. Технологии работы с подростками: индивид и группов.консультации, собеседования.
Инд. технологии:
1.Социальная диагностика.Социальный работник пользуется методами наблюдения, сравнительного анализа, методы опроса (учителей, ровесников, одноклассников, членов семьи), а также методы беседы.
2.Социальная адаптация подростковпредполагает помощь, с одной стороны, в формировании учебных навыков на новом учебном этапе, с другой стороны — помощь в личностном самоопределении ребят в переходном возрасте.
3. Социальной коррекциейподростков непосредственно связана клубная молодежная работа. Это могут быть клубы: спортивно-оздоровительные, туристические, военно-патриотические.
4. В коллективной работелегче и эффективнее действуют социальные технологии компенсирования, стимулирования и исправления.
Компенсированиенаправлено на усиление некоторых качеств ребенка, которые помогают ему уравновесить те качества, которые отсутствуют или не могут быть восстановлены. (Физ. недостатки ребенка — хорошими спосо-ями в учебе; отсутствие матема-их способ-ей — развитыми гуманитарными способностями)
Стимулирования,которые помогут закрепить положительный эмоциональный фон отношений в классе, возросшую самооценку ученика, успехи в учебной деятельности.
Метод исправления. Он предполагает диагностику тех черт характера, которые требуется изменить, причин формирования отклоняющегося поведения, точный выбор методов, которые в этом случае граничат с психотерапией.
3. Технологии социальной работы с семьями и их роль в решении проблем школьников и учащихся. Особенностью соц. положения школьн. является зависимость от семьи, ее матер-ого положения и уровня жизни, ее соци-х установок, качества жизни, ценностей семьи, ее адекватности и степени позитивности.
1.Социальная диагностика.Вкл.: беседы с учениками, рисуночные пробы («мои родители»), сочинения о семье — это для млад. возраста; в работе со старшими школьниками беседы могут быть дополнены исслед-ими методами: биографическим (составл. родословной и биографии своих предков), игровыми, методами моделирования («идеальная семья», «семья, в которой мне не хотелось бы жить»), оценок («плюсы и минусы нашей семьи»).
Отклонения в семейной педагогике могут быть связаны как с семейной дезадаптацией, так и с девиантными формами поведения. Дезадаптацияпроявляется следующими аномалиями: жестокость и агрессивность по отношению к детям; безнадзорность детей; гиперопека; потребительство и крайний эгоизм, гиперответственность. Девиантность проявляется в: пьянстве и алкоголизме, наркомании, преступ. поведение, тунеядство, бродяжничество. Методы: собеседование, консультирование, совместной работе в школе с детьми (спортивные мероприятия, соревнования, походы, экскурсии, вечера, посвященные праздникам), игровые методы, тренинги, сотрудничество и защита ребенка.
При работе с учителями и преподават. Использ.: 1) Соц.реабилит.2) соц.коррекция 3) самоактуализац. 4) консультирование 5) посредничества
Технол.в профес.образовании: 1.Соц.диагностика проблем студенчества и учащейся молодежи. Социальные проблемы учащихся и студенчества разделяются на материальные, социально-медицинские, социально-психологические, соц.и псих.адаптация к новым услов.жизни.
Первая проблема, с которой сталкиваются молодые люди, — социальная и социально-психологическая адаптация новым условиям жизни и обучения. Здесь возможны как индивидуальные методы работы (после индивидуальной диагностики или по рекомендации преподавательского состава), так и методы работы с группами первокурсников (эти методы могут носить профилактический характер). Особого внимания требует адаптация к жизни в общежитии. Вторая проблема — материальная. Ее возможно решать с помощью различных социальных выплат: это социальные стипендии, которые выплачиваются некоторым группам студентов из малообеспеченных семей, студентам-сиротам, студентам-инвалидам, студентам из многодетных семей, студентам, имеющим детей. В осуществлении этой работы используется такая технология, как социальное посредничество. Очень большую помощь социальный работник в профессиональном образовании может оказать в поиске подходящей работы для студентов и учащихся, в заключении грамотно оформленных договоров о найме на работу.
Технология социального консультирования. Студенты нередко испытывают психологические проблемы в общении, учебной деятельности, самоопределении и при этом повышенную потребность в самореализации. Консультирование могут осуществлять разные специалисты, но социальный работник должен выступать в роли координатора.
ТСР в специализированных учебных заведениях. Специ-ые учебные заведения, в которых требуется применение особых ТСР, можно разделить на две группы: 1) интернатные учебные заведения для беспризорных детей и подростков; 2) учебные заведения для детей с различными недостатками в умственном и физическом развитии.
Функции социального работника в таком учреждении:
·обеспечить безопасность ребенка (защитить от агрессии со стороны родственников или других взрослых, от угроз и насилия);
·снять остроту психического напряжения и стрессового состояния (следствие пребывания в неблагополучной социальной среде);
·разработка индивидуальной программы его социальной реабилитации;
·восстановить и развивать важнейшие навыки жизнедеятельности;
·восстановить или компенсировать социальные связи детей, содействовать освоению социальных ролей, которые необходимы для позитивной адаптации в обществе, защитить законные социальные права и интересы ребенка, связанные с взаимоотношениями с родственниками, возможными попечителями и опекунами, получением образования, профессии, работы, квартиры;
·при возможности содействовать усыновлению детей в благополучные семьи, установлению опеки или попечительства.
Такие социальные учреждения, как приюты, нацелены на использование социальных технологий реабилитации и коррекции.
Необходимо обратить внимание на особенности дезадаптированных детей: вспыльчивость, драчливость, агрессивность, раздражительность, неспособность сосредоточиться, нарушения эмоционально-волевой сферы. Принципы работы с этими детьми: постоянное внимание каждому ребенку; спокойная, доверительная обстановка; избегать негативных эмоций. Из конкретных технологий исп. «накопление согласия» — поиск общих оценок и отношений по самым нейтральным и повседневным вопросам, совместный поиск общих интересов, обсуждение конкретных ситуаций (в художественных фильмах, игровых, реальных), а также поиск сильных (опорных) черт характера, которые могут помочь в дальнейшей реабилитации.
Деятельность социального работника ведется по нескольким направлениям: социально-диагностическое, учебно-воспитательное, социально-коррекционное, психокоррекционное, социально-адаптационное, социокультурное, консультационное, социально-правовое, профилактическое. Перед социальным работником в специализированном учебном заведении стоят спец-ие задачи: адаптация воспитанника к новым жизненным условиям, формир-ие простейших социально-позитивных навыков, подготовка к школьному обучению, соц.адаптация к будущей самостоятельной жизни, формир-ие системы соц. ролей, освоение основ трудовой деятельности — как профессиональной, так и повседневно-бытовой.
Билет 13